Портреты гор. Как кубанские художники и путешественники покорили Гималаи

Почти месяц провели в горах участники экспедиции "Русское наследие Гималаев. Продолжение пути". За это время путешественники посетили Непал и Тибет, совершили восхождения в базовые лагеря трех восьмитысячников — Эвереста, Шиша-Пангмы и Чо-Ойю, побывали в высокогорных монастырях, встречались с коллегами, местными жителями, занимались исследованиями, собирали этнографические материалы и рисовали.

Иван Чайка

Иван Чайка

Иван Чайка, руководитель экспедиции, председатель Краснодарского регионального отделения Русского географического общества, член Общественной палаты Краснодарского края.

— Почему мы назвали проект "Русское наследие Гималаев"? Проект посвящен актуализации наследия русских людей в Гималаях. С именами наших соотечественников связано много очень важных открытий. Мы знаем фамилии Рериха, Верещагина, Пржевальского, Козлова и ряда других выдающихся русских художников, путешественников, ученых и исследователей, которые отдали себя изучению Гималаев.

Почему "Продолжение пути"? Сегодня мы пытаемся продолжить достижения наших предшественников и приумножить его. Наши художники с натуры создавали небольшие этюды высочайших вершин мира. Наши ученые продолжали научные исследования гималайской системы. Мы продолжаем традиции, которые были заложены нашими коллегами в прошлом и позапрошлом веках.

Одна из главных задач проекта — создание первой в мире коллекции картин, куда войдут все 14 восьмитысячников мира. До этого никто еще не писал с натуры так, чтобы объединить все высочайшие вершины планеты. Мы верим, что кубанские художники станут первыми в мире, кому удастся создать эту коллекцию, собрать этот "букет вершин".

Наши коллеги из Катманду уже заявили о том, что готовы организовать у себя выставку этой коллекции. Есть предварительные договоренности с журналом National Geographic, чтобы привезти эти работы в США. Уже сейчас можно сказать, что "букет вершин" поедет в путешествие по европейским и мировым столицам.

Эти картины — свидетельство мужества людей, которые не побоялись сложных климатических условий, ежедневных физических нагрузок и тяжелых условий. Базовые лагеря вершин Эверест, Шиша-Пангма и Чо-Ойю находятся на высоте более 5 тыс. метров, и всем без исключения пришлось столкнуться с колоссальными нагрузками.

В основном мы общались с местными на английском языке или с помощью переводчиков, которые в высокогорной части переводили с тибетских наречий. В Непале со многими говорили на русском языке: там много людей, которые в прошлом учились в нашей стране и неплохо выучили язык.

Из экспедиции мы привезли немало материалов, которые должны войти в этнографическую коллекцию. Она будет выставляться в будущем Доме кубанской географии, сейчас он создается. В коллекцию войдут экспонаты, собранные нашим обществом за 70 лет. Сейчас мы формируем этнографические экспозиции, посвященные Непалу, Китаю, Бутану, Индии — областям, на территории которых находятся Гималаи. Национальные головные уборы, религиозные атрибуты, оружие — все будет выставлено в будущем.

Когда мы находились в базовом лагере Шиши-Пангма, к нам пришли местные пастухи, которые стали заглядывать в наши палатки, рассматривать машину, снаряжение и пытаться поменять нашу обувь на свои безделушки. Это было неожиданно, и при этом показывало сущность этих тибетцев, живущих на высоте более 5 тыс. метров и выживающих несмотря ни на что. Было даже немного страшно, но при этом очень познавательно и интересно.

Сергей Дудко, член российского Союза художников, действительный член Русского географического общества, мастер спорта. Член Международной ассоциации искусств ЮНЕСКО:

— В Гималаях постоянно присутствовала русская душа, присутствовало русское мировосприятие. Мы посчитали, что будет логично и правильно, если мы — россияне, потомки тех, кто открыл Антарктиду, впервые прошел Северным морским путем, напомним, что мы принадлежим к великой нации, с великой историей и великим будущим. Мы подумали, что если не мы, то кто? А если никто — то кто мы?

Писали маслом, писали акварелью, делали зарисовки, много фотографировали. Собирали материалы для будущей коллекции высочайших вершин Земли, которые должны принадлежать всему человечеству. Горы больше самого большого города, но, в отличие от города, они людей не разъединяют, а соединяют.

Путешествия расширяют горизонты мира, горизонт восприятия сознания. Путешествие из пункта "А" в пункт "Б" — это всегда путешествие в пункт "Я". Это очень важно, но вместе с тем трудно и интересно.

Вот моя дочь пишет Эверест, вот я его пишу. У меня гора — это сгусток нервов. Как у Визбора: "Гора — это небо, покрытое камнем и снегом". У меня — парус и облако, у нее — гора вырастает из земли и стыкуется с небом. Разные подходы — романтический и философский. Одновременно люди делают один и тот же объект — и получаются принципиально разные вещи. Поэтому изобразительное искусство — за счет своей субъективности — оказывается наиболее объективным.

Люди в горах лучше становятся, потому что горы учат скромности. С одной стороны, они дают человеку почувствовать свою силу и мощь, а с другой стороны — показывают человеку, что он является крупинкой на ладони мироздания.

Фото участников экспедиции Краснодарского регионального отделения Русского географического общества

Фоторепортажи

Как выглядит парк «Краснодар» ранней весной

Магнолии, цветущие лужайки, зеркальные кадки

Статьи

Парк-школа в Краснодаре организует летний лагерь

Почему школа «Лучистая» не может закрыться на каникулы

Статьи

Балет, тренинг спасателя, детская химическая лаборатория

Чем заняться в выходные 23-24 марта. Выбор Эволюции Юга.ру

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, мат (в том числе матерные слова с пропущенными буквами и звездочками), клевета, любые нарушения законов РФ, заведомо недостоверная информация, могущая нанести вред читателям, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ.

Читайте также

Реклама на портале