Портреты гор. Как кубанские художники и путешественники покорили Гималаи

Почти месяц провели в горах участники экспедиции "Русское наследие Гималаев. Продолжение пути". За это время путешественники посетили Непал и Тибет, совершили восхождения в базовые лагеря трех восьмитысячников — Эвереста, Шиша-Пангмы и Чо-Ойю, побывали в высокогорных монастырях, встречались с коллегами, местными жителями, занимались исследованиями, собирали этнографические материалы и рисовали.

Иван Чайка

Иван Чайка

Иван Чайка, руководитель экспедиции, председатель Краснодарского регионального отделения Русского географического общества, член Общественной палаты Краснодарского края.

— Почему мы назвали проект "Русское наследие Гималаев"? Проект посвящен актуализации наследия русских людей в Гималаях. С именами наших соотечественников связано много очень важных открытий. Мы знаем фамилии Рериха, Верещагина, Пржевальского, Козлова и ряда других выдающихся русских художников, путешественников, ученых и исследователей, которые отдали себя изучению Гималаев.

Почему "Продолжение пути"? Сегодня мы пытаемся продолжить достижения наших предшественников и приумножить его. Наши художники с натуры создавали небольшие этюды высочайших вершин мира. Наши ученые продолжали научные исследования гималайской системы. Мы продолжаем традиции, которые были заложены нашими коллегами в прошлом и позапрошлом веках.

Одна из главных задач проекта — создание первой в мире коллекции картин, куда войдут все 14 восьмитысячников мира. До этого никто еще не писал с натуры так, чтобы объединить все высочайшие вершины планеты. Мы верим, что кубанские художники станут первыми в мире, кому удастся создать эту коллекцию, собрать этот "букет вершин".

Наши коллеги из Катманду уже заявили о том, что готовы организовать у себя выставку этой коллекции. Есть предварительные договоренности с журналом National Geographic, чтобы привезти эти работы в США. Уже сейчас можно сказать, что "букет вершин" поедет в путешествие по европейским и мировым столицам.

Эти картины — свидетельство мужества людей, которые не побоялись сложных климатических условий, ежедневных физических нагрузок и тяжелых условий. Базовые лагеря вершин Эверест, Шиша-Пангма и Чо-Ойю находятся на высоте более 5 тыс. метров, и всем без исключения пришлось столкнуться с колоссальными нагрузками.

В основном мы общались с местными на английском языке или с помощью переводчиков, которые в высокогорной части переводили с тибетских наречий. В Непале со многими говорили на русском языке: там много людей, которые в прошлом учились в нашей стране и неплохо выучили язык.

Из экспедиции мы привезли немало материалов, которые должны войти в этнографическую коллекцию. Она будет выставляться в будущем Доме кубанской географии, сейчас он создается. В коллекцию войдут экспонаты, собранные нашим обществом за 70 лет. Сейчас мы формируем этнографические экспозиции, посвященные Непалу, Китаю, Бутану, Индии — областям, на территории которых находятся Гималаи. Национальные головные уборы, религиозные атрибуты, оружие — все будет выставлено в будущем.

Когда мы находились в базовом лагере Шиши-Пангма, к нам пришли местные пастухи, которые стали заглядывать в наши палатки, рассматривать машину, снаряжение и пытаться поменять нашу обувь на свои безделушки. Это было неожиданно, и при этом показывало сущность этих тибетцев, живущих на высоте более 5 тыс. метров и выживающих несмотря ни на что. Было даже немного страшно, но при этом очень познавательно и интересно.

Сергей Дудко, член российского Союза художников, действительный член Русского географического общества, мастер спорта. Член Международной ассоциации искусств ЮНЕСКО:

— В Гималаях постоянно присутствовала русская душа, присутствовало русское мировосприятие. Мы посчитали, что будет логично и правильно, если мы — россияне, потомки тех, кто открыл Антарктиду, впервые прошел Северным морским путем, напомним, что мы принадлежим к великой нации, с великой историей и великим будущим. Мы подумали, что если не мы, то кто? А если никто — то кто мы?

Писали маслом, писали акварелью, делали зарисовки, много фотографировали. Собирали материалы для будущей коллекции высочайших вершин Земли, которые должны принадлежать всему человечеству. Горы больше самого большого города, но, в отличие от города, они людей не разъединяют, а соединяют.

Путешествия расширяют горизонты мира, горизонт восприятия сознания. Путешествие из пункта "А" в пункт "Б" — это всегда путешествие в пункт "Я". Это очень важно, но вместе с тем трудно и интересно.

Вот моя дочь пишет Эверест, вот я его пишу. У меня гора — это сгусток нервов. Как у Визбора: "Гора — это небо, покрытое камнем и снегом". У меня — парус и облако, у нее — гора вырастает из земли и стыкуется с небом. Разные подходы — романтический и философский. Одновременно люди делают один и тот же объект — и получаются принципиально разные вещи. Поэтому изобразительное искусство — за счет своей субъективности — оказывается наиболее объективным.

Люди в горах лучше становятся, потому что горы учат скромности. С одной стороны, они дают человеку почувствовать свою силу и мощь, а с другой стороны — показывают человеку, что он является крупинкой на ладони мироздания.

Фото участников экспедиции Краснодарского регионального отделения Русского географического общества

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, клевета, любые нарушения законов РФ.

Читайте также

Реклама на портале