Азамат Тхаганов: О фильме "Адам Грин" и адыгейском дебюте в Каннах

На 68-м Каннском кинофестивале, прошедшем в мае 2015 года, впервые был показан фильм режиссеров из Адыгеи. Короткометражка Азамата Тхаганова и Тембота Шовгенова "Адам Грин" демонстрировалась в программе Short Film Corner.
Молодые режиссеры не имеют кинематографического образования: Азамат Тхаганов работает врачом, а Тембот Шовгенов – преподавателем. Их дебютом стала 25-минутная комедия с элементами драмы. В основе сюжета лежит история сценариста Адама Грина, находящегося в творческом кризисе.

Портал ЮГА.ру поговорил с одним из режиссеров фильма Азаматом Тхагановым о съемочном процессе, впечатлениях от Каннского кинофестиваля, любимых кинолентах и работе над новым фильмом.

"Адам Грин" – это ваш с Темботом первый опыт в кино? Как и кому из вас пришла идея снять фильм?

– До "Адама Грина" мы пробовали снять кое-что, но это все было не очень серьезно и так и осталось незавершенным. Так что съемка "Адама Грина" стала для нас первым законченным кинематографическим опытом. До этого мы занимались видео – снимали ролики, презентации, социальную рекламу, но не кино.
Идея снять фильм пришла к нам после того, как мы уже набрались опыта в режиссуре видеороликов, за которые даже получали некоторые награды. Изначально идея возникла у Тембота, я ее поддержал, но мы долго не брались за ее реализацию.

Как шла работа над фильмом? Как долго длился съемочный процесс? Был ли у вас актерский кастинг?

– Съемочный процесс продолжался около месяца. Такая длительность была связана с тем, что снимали фильм мы в свободное от основной работы время. Затем в течение полугода была работа с монтажом, музыкой и т.п. Опять же, столь долгий срок был связан из-за нехватки свободного времени.
Кастинга как такового у нас не было. Мы обратились с предложением к своим знакомым и друзьям. Из них было два профессионала – актеры театра Зуральбий Зехов и Артур Ахметов. Остальные – наши друзья, любители, которые не имели актерского опыта. Но у нашего друга Рустама Схаляхо, например, уже был опыт съемок в наших роликах.

Каков в итоге оказался бюджет фильма? Откуда вы брали деньги на оборудование?

– Бюджет (конечно, условный) составил, наверное, около 20 тысяч рублей. Оборудование мы покупали на грант, который выиграли после того, как заняли второе место в молодежном конкурсе социальной рекламы. Наш ролик назывался "Утро" и был посвящен охране природы.

Вы работаете вдвоем. Возникают ли связи с этим у вас в процессе работы творческие разногласия? Легко ли находите компромисс в конфликтных ситуациях? Или у вас существует разделение ответственности в процессе работы?

– Конечно, как и в любом творческом процессе, у нас бывают разногласия, но мы стараемся быстро их решать. Тут надо отдать должное Темботу за его терпеливость.
Разделение ответственности у нас есть, но по большей части условное. Например, я люблю больше операторскую работу, а у Тембота отлично получается организовать, подготовить съемочный процесс. Думаем над сценарием, пишем диалоги, режиссируем на съемках, монтируем – все это мы делаем вместе.

Вам нравится руководить всем съемочным процессом – от подготовки съемок и подбора актеров и до монтажа и работы над музыкой? Или все-таки интереснее заниматься именно режиссурой? Согласились бы вы работать приглашенными режиссерами в уже готовый проект? Или вам интереснее заниматься авторским кинематографом – когда абсолютно за все отвечаете только вы?

– Нам нравятся все этапы – от создания идеи и до работы с монтажом и т.п. Но, к сожалению, у нас не так много свободного времени, так что мы были бы рады увеличению состава нашей съемочной команды.
А по поводу режиссуры в готовом проекте – сказать сложно. Можно было бы, конечно, попробовать, но пока, наверное, о таком думать нам еще рано.

Почему вы решили подать свою работу именно на Каннский кинофестиваль?

– Мы подали заявку в Канны, потому что это, пожалуй, самый известный кинофестиваль. Он дает возможность молодым кинематографистам заявить о себе. Помимо Каннского, мы подавали заявки и на другие кинофестивали, но нашей основной целью был все-таки он. Так что мы очень рады, что попали туда.

Каковы впечатления от самого фестиваля? Как приняли ваш фильм? Удалось ли вам пообщаться с кем-нибудь из режиссеров?

– Впечатления от фестиваля замечательные. Это мировое событие. Когда попадаешь туда, то сразу понимаешь это. Мы познакомились с режиссером из Москвы Сергеем Ольденбургом, а также с такими же молодыми участниками из России и других стран.
Наш фильм посмотрели молодые кинорежиссеры, которые участвовали в той же программе, что и мы, – около 30 человек. Могу сказать, что зал тепло принял нашу работу.

Существуют ли в Майкопе какие-нибудь киноклубы? Может кто-нибудь тоже снимает фильмы, знаете ли таких людей?

– Про киноклубы в Майкопе не знаем. Недавно познакомились с молодым человеком – Асланом Гучетлем, он тоже из Майкопа. Он планирует снимать полнометражный фильм, поделился своими планами. Мы желаем ему удачи и хотим, чтобы у него все получилось.

Можно ли вас назвать синефилами? От чего получаете большее удовольствие – от съемки своих фильмов или от просмотра чужих?

– Синефилами, думаю, мы не являемся. Нам нравятся некоторые фильмы, но каких-то энциклопедических знаний об истории кино у нас нет. И все же больше удовольствия мы непосредственно от съемочного процесса, от создания фильма, а не от просмотра.

А кто Ваши любимые режиссеры? Чье творчество вдохновляет Вас?

– У меня нет любимых режиссеров. Есть любимые фильмы, их много. Например, "День сурка", "Мимино", "Побег из Шоушенка", "Шумный день", "Нечего терять", "Война миров Z", "Пролетая над гнездом кукушки".

Вы говорили, что кино для Вас – это хобби. После успеха "Адама Грина" не думаете ли превратить кинорежиссуру в вашу профессиональную деятельность?

– Пока успех "Адама Грина" не такой, чтобы задумываться о кинорежиссуре, как об основной профессиональной деятельности. Этим мы пока прокормить себя не сможем. Так что пока кино для нас так и остается приятным хобби. Но посмотрим, что будет дальше.

Как прошла премьера вашего фильма в Майкопе? Не собираетесь ли презентовать его, например, в Краснодаре?

Премьера в Майкопе прошла отлично, мы и наши друзья получили массу положительных эмоций. С удовольствием повторили бы это мероприятие. Было бы интересно попробовать презентовать "Адама Грина" в Краснодаре, но сами мы не ставим такой цели. Если будут конкретные предложения, то не откажемся.

Работаете ли сейчас над новым фильмом? Ждать ли от вас полного метра?

– Сейчас мы работаем над короткометражкой "Автобус", это будет социальная драма. Над полным метром думали, но пока еще не готовы. Все же для нас это слишком сложно пока как в финансовом, так и в профессиональном плане.

Читайте также

Татьяна Баженова: О "Союзе писателей", Московском кинофестивале и тупике креативности (интервью)