• II Марафон регионов России в Сочи  © Ирина Лукьяшко, ЮГА.ру
    II Марафон регионов России в Сочи © Ирина Лукьяшко, ЮГА.ру

Кавказ всегда славился красотой своих гор, уникальным климатом, целебным воздухом, минеральными источниками и неизменным гостеприимством. В последние десятилетия слава одной из главных курортных зон страны померкла, и многие стали относиться к региону с опаской. Вернуть Кавказу былой статус и дать ему мощный толчок к развитию надеется госкомпания "Курорты Северного Кавказа", которая занимается строительством на юге России целой цепочки всесезонных круглогодичных курортов мирового уровня. Пока что новые аэропорты, дороги, отели – нечто совсем противоположное нынешнему образу тех мест, но история знает случаи, когда неблагополучные регионы переставали быть таковыми именно благодаря развитию туризма. Возможно, и Кавказ не станет исключением.

Руководство КСК привлекает к оценке возможностей создаваемых туристических площадок крупнейших западных специалистов в области создания горнолыжных курортов, однако не намерено целиком копировать зарубежные аналоги, стремясь создать туркластер со своей собственной культурой и  традициями.

О том, действительно ли курорты Кавказа имеют реальные возможности и потенциал выхода на международный уровень и чего им для этого не хватает, ЮГА.ру попытались разобраться с помощью экспертов из сферы туриндустрии, горнолыжного строительства, спорта и образования.

Чем Кавказ может привлечь туристов?

Помимо чудных ландшафтов и видов, Кавказ богат традициями и красивыми легендами, что отражается на каждой из сфер быта местного населения – начиная от кухни и заканчивая фольклором. Это давно привлекает туристов со всего мира.

- Туристы – народ особенный, это большей частью исследователи. Их всегда привлекает экзотика, – отмечает председатель Российского конгресса народов Кавказа Алий Тоторкулов. – В какой бы части света я ни находился, всегда с интересом знакомился с особенностями той или иной местности: бытом, кухней, историей, традициями, фольклором... В этом плане Кавказ – Мекка для туристов. Нет на свете другого места, где существует такое скопление разных народов.

- Уверен, что кавказские традиции, культура, фольклор, кухня будут востребованы и по достоинству оценены миллионами туристов со всего света. Все это, вкупе с природными красотами и знаменитым кавказским гостеприимством принесет успех начинанию компании КСК, – считает А. Тоторкулов.

Его поддерживает и Жан-Пьер Сонуа – международный эксперт в горнолыжной индустрии, основатель Compagnie des Alpes, управляющей курортом "Роза Хутор" в Красной Поляне, и член Совета директоров ОАО "КСК".
- На Кавказе очень богатая и разнообразная кухня, очень насыщенная культурная составляющая – музыка, танцы… Все это также очень привлекательно для туриста, – подчеркивает он.

В ходе недавней поездки на создаваемые объекты туркластера группа французских экспертов во главе с Жан-Пьером Сонуа предложила создавать пакетные предложения для зарубежных туристов по поездкам на курорты Северного Кавказа. Склоны на каждом из курортов отличаются по уровню сложности, кроме того, помимо горнолыжного сегмента будут представлены и пляжный, и другие виды отдыха. Например, бальнеологический, который бы использовал уникальные ресурсы региона – богатейшие источники целебных минеральных вод.

- Конечно, есть большое количество туристов, которые хотели бы провести на Кавказе хотя бы одну неделю, – говорит Сонуа. – Для этого нужно сделать более доступным получение визы, сейчас это очень сложно. Также можно было бы сделать представительство, например, в Париже, чтоб продавать там туры на Кавказ: 5 дней на Кавказе – 1 день на Эльбрусе, 4 на Мамисоне или в Архызе и возвращение во Францию. Это будет дорого, но очень продаваемо. Это мы говорим про большой процент туристов – около 60%, а остальные просто захотят, может быть, взять не полный тур, а хотя бы раз в жизни просто побывать на Эльбрусе.

С идеей того, что на пакетные туры будет хороший спрос, согласны и представители туриндустрии.
- В свете высокой интенсивности жизни современный потребитель не имеет возможности частого отпуска, поэтому динамика востребованности смешанных туров с каждым годом возрастает, – рассказывает глава комитета по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров России, генеральный директор Национального туроператора "Алеан" Илья Уманский. – Курортные возможности региона Северного Кавказа позволяют сформировать предложение, удовлетворяющего сразу несколько ожиданий туриста: катание на горных лыжах и посещение объектов экскурсионного показа, отдых в горах и лечение в спа.

Такого же мнения придерживается и исполнительный директор Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. По его словам, создание интегрированных (комплексных) турпродуктов является одной из основных тенденций на современном рынке.
- Это зависит от наличия соответствующих ресурсов как непосредственно в курортно-туристском центре, так и на соседних территориях. Так как совмещают не только виды туризма, но и различные туристские дестинации, регионы, – поясняет Барзыкин.

Действительно, часто для туриста важно, чтобы ему показали не только склон, гостиницу и кафе, но и музеи, театры и иные достопримечательности, связанные с историей и культурой региона посещения. Для этого понадобится организация туров от курортных зон к столицам республик, где чаще всего сконцентрированы культурные объекты и развлечения. Главное – максимально проинформировать потребителя о туристских возможностях места и стараться создать возможности для того, чтобы курорт функционировал круглый год.

Инфраструктура и логистика – задачи № 1

Уже сейчас понятно, что для успешной работы курортов на Северном Кавказе необходимы серьезные изменения в сложившейся инфраструктуре региона. 

- Просто иметь красивую гору еще недостаточно. Нужно еще доставить туда туристов. 100% туристов приедут туда на машинах или автобусах. 70% из них прилетят на самолете, а потом надо будет добраться транспортом. Все это нужно сделать доступным, – подчеркивает Жан-Пьер Сонуа.

В связи с этим в КСК большое внимание уделяется разработке схемы транспортной логистики всего кластера. Пока же эксперты единогласно сходятся в том, что очевидными проблемами для создания туркластера являются отсутствие инфраструктуры, высокие цены за перелеты, дефицит кадров, несовершенство стандартов качества.
- Из-за монопольно высоких цен на авиабилеты в регион сейчас дешевле слетать в Швейцарию, – утверждает исполнительный директор Горнолыжного союза России Александр Дрозд.

В связи с этим в регионе при поддержке Минтранса реализуется федеральная Программа субсидирования региональных перевозок - субсидии из федерального бюджета предоставляются организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности авиасообщения. Программа предусматривает перевозку пассажиров судами малой вместимости 8 - 50 кресел. Из 63 маршрутов, внедренных по России, Минеральные Воды получили 11. Из них уже фактически выполняются девять: на Волгоград, Воронеж, Ульяновск, Грозный, Астрахань, Элисту, Махачкалу, Самару, Сочи. В ближайшее время откроются рейсы на Краснодар и Белгород. Пока что в рамках программы контракты с авиакомпаниями заключены до конца года, после итоги работы будут тщательно проанализированы. Но специалисты убеждены, что программа будет работать и дальше.

И, конечно, важна дорожная инфраструктура, особенно в случае с пакетными турами, когда турист будет передвигаться из республики в республику автобусом. Закладка дорог – также в числе первостепенных задач КСК.

Нужно учесть и то, что отдыхающий может захотеть покататься по региону самостоятельно, и тут уже понадобится создание сети проката автомобилей. Эта услуга у нас в стране развита слабо, но если будет реальный спрос, то наверняка появится и предложение. Здесь важно, чтобы какая-то структура регулировала и контролировала цены на услуги по аренде автомобилей, так как завышенная стоимость на прокат авто в России – одна из причин непопулярности здесь этого вида путешествий.

В проекте создания туркластера – строительство гостиниц емкостью до 100 тысяч мест. Для многих туристов важно, чтобы отели и сервис на курортах соответствовали международному уровню.

- Без хорошего сервиса за разумные деньги курорты Северного Кавказа не смогут составить конкуренцию курортам Франции, Австрии и Германии, –
напоминает исполнительный директор Горнолыжного союза России А. Дрозд.
По его словам, для горнолыжников при выборе места отдыха прежде всего имеют значение такие факторы как комфорт, цена, качество, а уж после – "изюминки" вроде особо крутых виражей, спусков или большой протяженности отдельных трасс. А. Дрозд полагает, что без организации хорошего сервиса за разумную стоимость курорт вряд ли станет популярным. Поэтому важно, что проект туркластера предусматривает создание нескольких типов гостиничной инфраструктуры, в которой найдутся варианты отдыха на самый разный кошелек.

Кадры решают

Низкий уровень сервиса на Кавказе также фигурирует в числе факторов, сдерживающих, по мнению экспертов, развитие туризма в регионе. Нынешние горнолыжные курорты в России можно перечислить по пальцам, и в условиях фактического отсутствия конкуренции некоторые работники туриндустрии начинают чувствовать себя вольготно, зная, что туристу "все равно некуда деваться", и он вернется в это место в следующем сезоне. 

При этом местные жители утверждают, что не вполне дружелюбный персонал на туробъектах – это, скорее, исключение, так как гостеприимство здесь все же, можно сказать, в менталитете. В любой стране с большим потоком туристов и развитой сферой услуг люди любезны с приезжими еще и потому, что осознают, что те являются стабильным источником дохода. За счет профессионализма персонала туристы чувствуют себя комфортно в любом регионе. Таким образом, когда в России появится конкуренция как между курортами, так и в плане квалифицированных кадров, проблема будет решена. 

Осознавая важность кадрового вопроса, ОАО "Курорты Северного Кавказа" разработало концепцию обеспечения трудовыми ресурсами регионов Северо-Кавказского федерального округа в средне- и долгосрочной перспективе. Большим шагом в реализации концепции стало соглашение, подписанное с Северо-Кавказским федеральным университетом. Вуз будет готовить кадры для будущих курортов по 85 специальностям, которые, помимо технических и менеджерских специализаций, предполагают профессии в сфере культуры и досуга, что поможет максимально разнообразить отдых туристов на объектах туркластера и не только.

- Кавказское гостеприимство, являясь яркой, традиционной чертой жителей Северо-Кавказских республик, представляет собой фундаментальные основы успешного развития туристского кластера СКФО. Тем не менее, XXI век требует новых подходов и новых современных кадров для туриндустрии, – отмечает директор филиала Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске, доктор исторических наук, профессор Татьяна Шебзухова.

По словам Татьяны Шебзуховой, при подготовке кадров СКФУ будет ориентироваться на передовой зарубежный опыт лучших международных школ гостеприимства и компаний, реализующих ведущие проекты в горнолыжной индустрии. При этом эксперт считает, что местное население, являясь главным действующим лицом в развитии туркластера СКФО, должно быть в значительной мере вовлечено в экономический процесс туриндустрии и сервиса. 
- Подготовка студентов начинается уже с текущего учебного года. По итогам подписанного с ОАО "КСК" соглашения мы уже сейчас можем ориентировать своих студентов на работу в индустрии гостеприимства, которая развивается в регионе активными темпами", – говорит Татьяна Шебзухова.

Спортивная составляющая

Президент Ассоциации зимних видов спорта СКФО, президент Горнолыжного союза России, президент Спортивной федерации горнолыжного спорта и сноуборда Ставропольского края Уруслан Джараштиев подчеркнул, что для привлечения туристов важно и проведение спортивных соревнований на склонах.
- Один из ключевых моментов для развития горнолыжных курортов – это спортивная составляющая: необходимо проведение соревнований различного уровня, начиная от детских и заканчивая профессиональными состязаниями лыжников и сноубордистов международного масштаба, – считает У. Джараштиев.

Дело в том, что не каждая горнолыжная трасса пригодна под проведение спортивных соревнований. Эксперты выделяют четыре группы горнолыжных комплексов: местного значения (предоставление услуг населению, проживающему в радиусе до 30-100 км), регионального значения (предоставление услуг населению, проживающему в городе и близлежащих областях в радиусе до 300 км), федерального значения (предоставление услуг населению из разных областей страны, обслуживание групповых туров) и международного уровня (проведение международных соревнований, обслуживание иностранных туристов, организация индивидуальных и групповых туров).

До 1990-х годов горнолыжные курорты Северного Кавказа работали на международном уровне, однако затем потеряли свое значение – по причине износа и технического устаревания оборудования, несоответствия местных трасс современным требованиям к безопасности и уровню комфорта, а также сложной политической обстановке в регионе.

Требования к горнолыжным комплексам устанавливает Международная лыжная федерация (FIS), и к   к трассам для отдельных дисциплин (скоростной спуск, слалом и прочее) они различны. Пока на большинстве площадок туркластера ведутся предпроектные работы. Но нельзя исключать тот вариант, что проектировщики предусмотрят требования FIS для той или иной дисциплины и склоны кавказских гор когда-нибудь будут принимать международные соревнования.

Курортный бренд

- Безусловно, самым эффективным механизмом привлечения туристов на курорт является его популяризация, достигаемая за счет формирования бренда, интересного потребителю, – отмечает Илья Уманский, отвечая на вопрос о механизмах привлечения туристов на российские курорты. – На мой взгляд, лидирующие позиции среди инструментов продвижения и рекламы сегодня занимает Social media. Коммуникация потенциальных клиентов между собой, и с поставщиками товаров и услуг позволяет определить действительные мотиваторы и потребности потребителя, что в свою очередь дает возможность сформировать правильное стимулирование клиента.

По его мнению, формирование единого бренда северокавказских курортов облегчит реализацию маркетингового плана, а создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа, кластерный подход к реализации проекта станет отличным инструментарием стратегического продвижения курортов на внутреннем и мировом рынке, направленным на привлечение, как потребителя, так и инвестора.
- Однако не стоит забывать про уникальность ресурсов курортов в отдельности, ориентируясь на которые можно сформировать индивидуальный образ каждого курорта, – советует И. Уманский.

Юрий Барзыкин добавляет, что стратегия продвижения российских курортов должна быть сориентирована на целевые группы потребителей: молодежь, семейные пары, пенсионеры и т.д., а также на время и периоды посещения курортов.
- Необходимо иметь региональную программу развития и продвижения своего потенциала с широким перечнем событийных мероприятий, участия в международных, российских выставках и форумах, развитие межрегионального сотрудничества, IT-технологий, интернет-порталов, онлайн продаж и т.д., – считает исполнительный директор Российского союза туриндустрии.

В "Курортах Северного Кавказа" подчеркивают, что идеология компании в том, чтобы обеспечить клиентам высокое качество сервиса при нормальной логистике и нормальной цене. Сейчас закладывается фундамент для будущих курортов и даже самым большим скептикам нельзя не учитывать, что это не краткосрочный проект. Для того, чтобы они заработали в полную силу, понадобится не один десяток лет.
- Нужно хорошо понимать – чтобы построить хороший горнолыжный курорт, нужно время. Чтобы он начал полноценно работать и приносить доход, необходимо примерно 30 лет. Например, чтобы сделать курорт "Лез Арк" во Франции третьим горнолыжным мировым курортом понадобилось 40 лет, – отмечает Жан-Пьер Сонуа.

Курорты Северного Кавказа не просто, но вполне возможно сделать курортами международного класса, интересными в том числе туристам из-за рубежа. Проблемы есть, но имеются и пути их решения. Создание успешного горнолыжного курорта – вопрос не одного десятилетия, и Россия в начале этого пути.