На большом воздушном шаре

Плетеная корзина, безразмерный разноцветный кусок ткани, горелка, балласт... Уже больше двух веков эти, казалось бы, прозаические предметы дарят "рожденному ползать" человеку возможность полета.

Шло время, технологии не стояли на месте, и небо перестало быть недосягаемым и уделом лишь избранных. В наши дни слетать на другой край света можно легко и быстро. Но, несмотря на это, аэростаты по-прежнему поднимаются в голубую высь. И, как оказалось, с каждым годом делают это все чаще.

О том, для чего нужно воздухоплавание вообще и в нашем регионе в частности, порталу ЮГА.ру рассказал президент Федерации воздухоплавания Кубани Игорь Бережной.

Воздушные шары – это Ваша основная деятельность? И что Вас сегодня больше привлекает в аэростатах: романтика или все же коммерческий потенциал?

- Это не основная деятельность, больше на уровне хобби. Но все началось именно из-за денег. В конце 1999 – начале 2000-х я и моя команда работали на побережье: катали желающих на катерах, гидроциклах, парашютах… Однажды мы покупали очередной катер, и продавец предложил забрать у него еще и воздушный шар. Он сам не знал, что с ним делать. Несколько раз опробовал в поле, и все. Мы согласились, благо дешево. Но что это за предмет, как и для чего, мы тоже не имели представления. Только теоретически, краем уха, не вникая в подробности.
Решив все-таки разобраться в этом вопросе, поискал информацию, почитал и понял, что без специального образования не обойтись. Позвонил знакомым в Москву. Они посоветовали съездить в Феодосию, в Институт аэроупругих систем, один из лучших на территории СНГ. Аэроупругие системы – это все летающее, что из тряпки: парашюты, парапланы, воздушные шары… Здесь ведутся разработки, лицензирование пилотов, сертификация оборудования.
В Институте нам объяснили все подробно, проверили оболочку и предложили поучаствовать в соревновании. Чтобы изнутри, так сказать, все увидеть. Пообещали даже своего пилота предоставить. Мы согласились, хотя первые числа мая – это как раз начало сезона на побережье. Но не прогадали: к нам на шар приехал двукратный чемпион мира австрийский пилот Йозеф Старбаум. Супер-профи с нереальным стажем! Вот с ним мы и участвовали в соревнованиях. Пусть он и опоздал, и из 5 полетных дней мы участвовали только в трех, но из 18 участников мы из последних рядов выдвинулись сразу в первую пятерку. Половину полетов при этом не летая.

Аэроплавание пока самое не популярное занятие в России… Что тормозит процесс?

- Сейчас аэростаты постепенно набирают популярность, но пока не так, как в Европе. Это просто очень дорогое удовольствие. Сам аэростат стоит порядка миллиона рублей. Плюс, чтобы спокойно летать, нужно иметь определенный пакет документов, который тоже стоит немало денег. Пилотскую лицензию надо подтверждать каждые 2 года. Шар каждый год, если он не новый, нужно сертифицировать. Амортизация оболочки, опять же. Вот как раз когда сертификация проходит, ее проверяют на пригодность, на продуваемость, на крепость – определенные килограммы ткань должна выдерживать. Представьте, если что-то случится, то надо тряпку в 2550-2950, как у нас, кубических метров объема отремонтировать, вычленить, перешить… Миллион либо на квартиру потратить, либо на шарик.
Хотя сейчас этим народ стал активно интересоваться. За прошедший год в Майкопе 3 аэростата ребята приобрели. У нас в Краснодаре 2 новых пошили. Кому-то просто интересно, адреналин опять же, а кто-то из коммерческих целей. За время существования Федерации воздухоплавания Кубани мы провели бесчисленное множество мероприятий в Абинске, Горячем ключе, Сочи, Краснодаре... Дни станиц и городов вообще не пропускаем. Да любые массовые мероприятия! Аэростат – вещь динамичная, 100% привлекающая внимание. Поэтому размещенные на них информационные баннеры люди сразу видят, фотографируют. Это делает наше увлечение достаточно экономически выгодным.

Сколько аэростатов сейчас в вашем распоряжении? Есть ли уникальные?

- Всего на территории края порядка 50 аэростатов. Один из них в России вообще единственный – на 16 человек. Один-единственный, у которого дно в корзине прозрачное, для любителей экстрима. Два аэростата в форме сердца. И еще обычные. Конечно, цена пока что завышена. Но в дальнейшем планируем привезти сюда еще несколько аэростатов, тогда стоимость выровняется. Кроме того, Федерация – единственная организация в крае, которая работает официально, все шары прошли сертификацию, все пилоты имеют лицензию.

Если вдруг у меня будет свой собственный воздушный шар, и я решу на нем полетать, нужно ли мне специальное на это разрешение?

- Раньше – обязательно. К счастью, в прошлом году в силу вошел новый закон о малой авиации. Теперь, если все документы в порядке, то достаточно предупредить о своем желании.
Мы пытались добиться этого и раньше. Но из-за своеобразия Краснодара даже сейчас над городом просто по уведомлению не полетаешь. В одном конце города – международный аэродром Пашковский,  а в другом – центральный военный. Но, как известно, воздух в нашей стране весь под военными…  
Если только разовые какие-нибудь вещи, но надо заранее готовиться, ходить, согласовывать. Нам проще отъехать в район Белевцов, на наш базовый аэродром. Я понимаю, конечно, что это не город. Поля не так интересны. Но для первого в жизни полета этих ощущений достаточно.

На какую высоту вы обычно поднимаетесь?

- Наша рабочая высота – до 300 метров. 500 – по уведомительной заявке. Если выше, то там процесс немного усложняется. А вообще разрешенная высота для аэростата нашего класса – до 5000 метров без оборудования. Дальше нужно подавать кислород на горелки, человеку подышать.

Полкилометра – высота серьезная. Насколько это увлечение опасно?

- По статистике, аэростат – самое безопасное воздушное средство передвижения. С ним меньше всего случается проблем. Самое страшное, что может произойти, это недооценка пилотом метеоусловий. И второй момент – технический. Может, например, выйти из строя газовая горелка и перестать подогревать. Но это не так уж катастрофично.

Воздушный шар подразумевает огромное количество ткани над головой. Оно не дает аэростату приземлиться со скоростью нераскрывшегося парашюта. Конструкция корзины также подразумевает безопасность. Почему она уже сотню лет не меняется? Могли же использовать современные материалы, более прочные. Нет, только камыш, ротанг, ивовые прутья.  Все это эластично, мягко, амортизирует, двигается, возвращается на место. Может, и поломается при посадке. Но оно, как минимум, сбережет человеческую жизнь. Обезопасит от каких-то серьезных падений. Хотя, может быть, скоро подушки безопасности придумают.

Случались ли у вас подобные аварии?

- У нас, тьфу-тьфу-тьфу, нет. Легкие ссадины не считаем. Мы лучше отменим полет. У нас нет цели обогатиться на ком-то. Задача – доставить людям максимум удовольствия от полета, чтобы прочувствовали кайф. Драйва обычно не надо. Если молодой человек признается в любви девушке, то ему абсолютно не нужно приземляться при 8-9 м/с, идти метров 100 обратно через все поле. Поэтому если у нас ограничение полетов до 7 м/с, то мы работаем с людьми до 5 м/с. До 4 м/с –  самый классный классический полет: и по расстоянию километров 7-10 пролетаем, и взлет-посадка практически в точку. При том, что место старта и посадки не совпадают в принципе, в 99,9% случаев.
Единственное исключение – фестиваль в Минводах, которая в этом году проходила с 1 по 8 сентября. Это место интересно тем, что там есть хитрое ущелье. Здесь циркулируют воздушные потоки, позволяющие по одному и тому же месту облететь несколько раз и приземлиться в месте старта. Такие полеты даже в мире возможны лишь в нескольких местах. Для аэростата это нонсенс, ведь пора здесь – только ветер, а он непостоянен. Поэтому сюда люди едут даже и не ради соревнований. Хотя там и есть определенный призовой фонд, чемпиону дарят перстень с бриллиантами. Многие туда едут просто полетать.
Вот там и я с удовольствием летаю. С кем-то, я не пилот. Я – директор всего этого безобразия, администратор, потому что я в свое время не сделал этот шаг, не получил лицензию. А сейчас я понимаю, что я распылюсь – и все. Не смогу совмещать рациональный расчет, экономическую выгоду и полеты. Но, естественно, я на всех полетах присутствую внизу, на подборе.

Есть ли какие-нибудь особенные приметы, которые помогают тогда, где пасует и точный расчет?

- У каждого индивидуально. Каких-то особых воздухоплавательных нет, наверное. Есть просто одна заповедь, которую прививают с самого момента, как человек подошел аэростату. Первое, что ему пытаются вдолбить в голову на всю жизнь... Главное качество пилота – это вовремя отказаться от полета. Это необидно. У нас это даже приветствуется.
Люди разные, на самом деле. Жизнь одна. А если у тебя пассажиры на борту, то ответственности еще больше. Иногда лучше не полететь, остаться на земле, смотреть, как товарищи все благополучно слетали. Хотя твое внутреннее "я" сказало тебе,  что сегодня нельзя летать.
Поэтому надо прислушиваться и четко расшифровывать послания. Никаких ощущений "Я – неудачник, а все полетели" не должно быть. Если профессионалы, спортсмены, особенно в экстремальных видах спорта, перестают бояться, то им надо срочно бросать заниматься этим делом. Потому что они – потенциальные смертники. Переоценивают свои силы и возможности, думая, что они практически Икары, и ошибаются.
Чувство легкого опасения должно быть у любого, даже супер-опытного пилота. Надо быть начеку. Тучка, фронтик где-то рядом проходит. Думает, успеет, но нет. Для молнии 50 км не расстояние. Тучка если подходит, быстро образуются завихрения, потоки, ветер усиливается. И нет возможности стремительно отреагировать. Шар, он штука плавная, быстро сесть и в ангар заехать не получится.