Образование. Системный (c)бой

После подписания Болонской конвенции в России началась системная реформа высшего образования, а вместе с ней появилась масса разговоров о качестве обучения будущих российских бакалавров и магистров.
 
Однако мало кто говорит о том, что уровень подготовки нынешних специалистов тоже далеко не всегда соответствует требованиям работодателей. Споры в свое время разворачивались и вокруг ЕГЭ. Родители абитуриентов и представители многих вузов проявили редкое единодушие, утверждая, что введение единого государственного экзамена отрицательно сказывается на подготовке школьников к дальнейшему обучению. Но сегодня страсти по ЕГЭ немного поутихли, а руководители технических вузов даже отмечают повышение качества знаний своих абитуриентов.

- Завышенный балл ЕГЭ дает возможность только поступить в институт, но не обучаться в нем, – говорит ректор Кубанского института информзащиты (КИИЗ), доктор технических наук, профессор, академик РАЕН Франгиз Хисамов. – На математических, информационных и технических дисциплинах происходит естественное и неизбежное отчисление студентов с нереально завышенными баллами ЕГЭ. Там, где требуется настоящая учеба, искусственное завышение баллов не нужно и даже вредно, поэтому существенной разницы между реальными знаниями абитуриентов и результатами ЕГЭ в нашем вузе не наблюдается. Нынешний уровень подготовки абитуриентов удовлетворяет требованиям по профилю информационных технологий, но хотелось бы иметь качество повыше. 

С благими намерениями

Реформа высшего образования тоже имеет в своей основе вполне определенные цели. По большому счету затевалась она для того, чтобы привести уровень подготовки выпускников вузов в соответствие с требованиями работодателей, в том числе и на международном рынке труда. Как поясняет Франгиз Хисамов, именно необходимость повышения эффективности высшего образования лежит в основе идеи введения многоуровневой системы обучения. Деление на уровни бакалавра, магистра, специалиста позволит готовить выпускников в соответствии с их должностным предназначением.

Например, бакалавров и специалистов – для производственной деятельности с незначительным привлечением их к научной и педагогической работе, а магистров на базе бакалавриата и специалитета – для руководящей, проектной, научной и педагогической работы. При этом продолжительность обучения сократится за счет двухуровневой системы высшего профобразования и более эффективного использования учебного времени. Сейчас же вузы, которые не способны разрабатывать адекватное содержание подготовки на основе новых государственных образовательных стандартов, винят в этом сами стандарты. Реформа позволит обучать студентов в соответствии с требованиями работодателей на основе госстандартов нынешнего поколения.

- По опыту США в магистратуру поступают 5-7% выпускников бакалавриата, и это позволяет повысить эффективность подготовки трудовых ресурсов, – отмечает Франгиз Хисамов (КИИЗ). – Весь развитый мир давно перешел на двухуровневую систему высшего образования, теперь подошла очередь и России. Можно быть уверенными, что все проблемы переходного периода будут решены, и в России появится современное эффективное двухуровневое высшее образование.

С другой стороны, по словам заместителя директора краснодарского офиса рекрутинговой компании "Бигл" Веры Лайзан, о переходе на Болонскую систему обучения негативно отзываются сами студенты. В основном потому, что общее количество часов преподаваемых дисциплин сократилось, а некоторые фундаментальные дисциплины были вовсе удалены из программы. Более того, увеличилось количество часов, выделенных для самостоятельной подготовки, на которую большинство студентов, по понятным причинам, не привыкли тратить свободное от учебы время.
- Сокращение не коснулось аудиторных часов, – возражает Франгиз Хисамов (КИИЗ). – Именно стандарты бакалавриата увеличивают количество часов аудиторных занятий, углубляют фундаментальность подготовки и в наибольшей мере учитывают требования работодателей, если их грамотно формулировать в соответствии со стандартами бакалавриата.

Но работодатели не разделяют оптимизма представителей науки.
- Реформа образования ничего не изменит, – считает директор по персоналу компании "Кубаньфарфор" Марина Данильченко. – Сама по себе реформа – это только вершина айсберга обучения и развития нашей молодежи. Нет самой системы образования. Старую сломали, а новую теперь собирают по кусочкам, как мозаику. Вот только никто не знает, что в итоге из этой мозаики сложится: целостная картина или лоскутное одеяло.

Причина, по которой бизнес отрицательно относится к новой образовательной системе, заключается в том, что работодатели пока не готовы рассматривать бакалавров как квалифицированных специалистов. Хотя бакалавриат предусматривает четырехлетнее обучение (то есть всего на год меньше, чем по традиционной системе), его пока не воспринимают как высшее образование. Но если учесть, сколько претензий уже накопилось у работодателей к выпускникам российских вузов, то в какой-то мере их опасения понять можно.

- Качество подготовки выпускников высших учебных заведений нас не устраивает, – говорит Марина Данильченко (Кубаньфарфор). – Выпускники часто выходят на рынок труда уже с некоторым опытом работы. Но в подавляющем большинстве не по той специальности, по которой получают образование. Конечно, в отличие от выпускников восьми- и девятилетней давности все они владеют навыками работы на компьютере, навыками презентации и имеют (или получают) вторую специальность. Есть только одно существенное но: в теоретическом плане они намного хуже знают основы своей профессии. Недавно мы целенаправленно подбирали экономиста из числа выпускников. И ни один из двадцати пяти кандидатов не смог ответить на вопрос, что такое производственная себестоимость, валовая прибыль, маржинальный доход от реализации и как их рассчитать на конкретном примере.

По мнению директора психологического бизнес-центра Avalon Татьяны Федченко, сейчас в вузах особенно страдает практическая и прикладная направленность. Многие выпускники не знают современных технологий и инструментов, не владеют навыками решения оперативных и стратегических задач, не ориентируются в специальной терминологии.

Кому работать?

Проблемы с трудоустройством молодых специалистов – вполне закономерный в такой ситуации результат. Особенно, – утверждают эксперты, – сегодня сложно найти работу выпускникам, получившим гуманитарное образование. Нынешний рынок труда также перенасыщен экономистами, юристами, бухгалтерами и менеджерами, среди которых разворачивается серьезная конкуренция за вакантные рабочие места. В то время как большинство вакансий сейчас открыто в сфере продаж.
- Если говорить о позиции торгового представителя, то такие специалисты могут рассчитывать на зарплату в размере 30 000-60 000 рублей в зависимости от требований работодателя, – утверждает Вера Лайзан ("Бигл"). – Совокупный доход регионального менеджера может составлять от 80 000 до 150 000 рублей в зависимости от уровня компании, зоны ответственности и наличия знаний английского языка у кандидата.
Также, по словам Татьяны Федченко (Avalon), рынку труда не хватает технических специалистов, таких как механики, техники, инженеры, особенно со знанием английского языка. Не хватает профессионалов и в сельском хозяйстве: агрономов, руководителей животноводческих комплексов, зоотехников.

Действительно, проблема нехватки выпускников, получивших так называемую рабочую специальность, сегодня стоит достаточно остро. Внедрение в производство новейших технологий требует более высокой квалификации, чем у специалистов, выпущенных техникумами и колледжами несколько лет назад. Поэтому сегодня на всех уровнях власти говорят о необходимости изменения отношения школьников к среднеспециальному образованию.

Работодатели вполне разделяют эту точку зрения.
- Сейчас очень сложно находить технических специалистов, – говорит Марина Данильченко (Кубаньфарфор). – На вакансию экономиста, бухгалтера, юриста, маркетолога приходит свыше сотни резюме, причем как от выпускников, так и от людей, имеющих опыт работы. Но вот на вакансии инженера-механика или технолога мы получаем в лучшем случае 10-15 резюме! Непонятно, почему в крае совершенно перестали готовить средний технический персонал и рабочих для производственных предприятий. Нет механиков, наладчиков, слесарей, электромонтеров. Но вот дизайнером, пиар-специалистом или маркетологом у нас можно запросто стать в любом вузе или колледже. Полностью перестала работать вертикаль училище (колледж) – практическая работа на предприятии – учеба в вузе. И всех выпускников приходится буквально заново переучивать многим вещам, в основе которых лежат теоретические знания. Ну и, конечно, главная проблема работодателей – это большие, ничем не подкрепленные амбиции выпускников. Меньше чем за 12 000-15 000 рублей выпускник вуза и не подумает приступить к работе.

Среди других проблем, с которыми сталкиваются работодатели, принимая на работу вчерашних студентов, специалисты выделяют отсутствие внутренней мотивации успеха и желания развиваться дальше, а также сложности "удержания" в компании молодого специалиста после обучения его прикладным навыкам работы.
- Молодой сотрудник еще ищет себя в мире профессий, – поясняет Вера Лайзан ("Бигл"). – Организации, вкладывающие средства в обучение и развитие выпускников, предполагают, что те продолжат профессиональное развитие в компании, но на практике срок трудовой деятельности на первом месте работы, как правило, составляет около пяти месяцев.

Тем не менее, сегодня бизнес, пусть и не очень охотно, раскрывает двери перед выпускниками вузов.
- Кризис подтолкнул работодателей к более дешевым вариантам решения кадровых вопросов, – утверждает Татьяна Федченко (Avalon). – Многие компании пошли по пути набора молодых и менее опытных специалистов, которых они готовы обучать.
Для выпускника в этой ситуации главное понимать, что работодатель будет вкладывать в его развитие время, деньги и другие ресурсы. Поэтому он должен адекватно относиться к предлагаемой заработной плате, невысокой по статусу позиции и рассматривать первое место работы как возможность получения опыта.
- Выпускники краевых вузов могут успешно утроиться на работу, – считает, в свою очередь, Вера Лайзан ("Бигл"). – Но для этого им необходимо начать строить свою карьеру на третьем-четвертом курсах. Это может быть производственная практика на крупных предприятиях или подработка в сфере, близкой по профилю к будущей профессии. И тогда к окончанию вуза выпускник будет иметь на руках не только заветный диплом, но и портфолио с выполненными проектами.

Наполнить содержанием

Теоретически реформа образования призвана решить все вышеперечисленные проблемы. - Но для того чтобы она действительно дала эффект, которого ожидают от нее вузы и на который надеется бизнес и производство, учебные заведения должны определять содержание высшего образования совместно с работодателями, – считает Франгиз Хисамов (КИИЗ).
Также, по его мнению, перед вузами стоит проблема производственно-должностного определения выпускников: достаточно сложно до реформы учить студентов непонятно чему и как, а после – сразу начать качественно обучать их в соответствии с будущим направлением деятельности. И все это в условиях отсутствия информационных, методических и программных материалов, которые позволили бы проектированть содержание образования на основе образовательных стандартов третьего поколения.
- Однако, – уверен ректор КИИЗ, – эта проблема будет решена: сильные вузы сами будут спешно разрабатывать необходимые материалы, слабые – пользоваться чужими. Реформирование системы образования позволит решить и проблему научно-методического сопровождения образовательной деятельности вузов, а увеличение заработной платы профессорско-преподавательского состава позволит обеспечить учебный процесс квалифицированными научно-педагогическими кадрами.

Что же касается проблемы, с которой могут столкнуться в ходе реформирования высшей школы студенты, то она далеко не нова и, более того, характерна не только для высшего профессионального, но и для среднего специального образования, не говоря уже о школах.
- Главная проблема студентов – учебная мотивация, – убежден Франгиз Хисамов. – Но она тоже будет решена. Жизнь заставит учиться.

Полностью материал опубликован в свежем номере "Краснодарского Бизнес-журнала".
"Бизнес-журнал" – самое массовое всероссийское деловое издание, адресованное предпринимателям, управляющим собственникам компаний и топ-менеджерам. "Краснодарский "Бизнес-журнал" выпускает ООО "Издательский дом "НьюМэн".