В США есть свой майор Дымовский

В то время, как в России милицию переименовывают в полицию с надеждой, что когда-нибудь и россияне смогут поверить в своих стражей порядка, американцы эту веру теряют, пишет "Русский Newsweek".

RuNewsweek рассказал об истории нью-йоркского полицейского Эдриана Скулкрафта, которая очень похожа на историю майора Алексея Дымовского из Новороссийска.

Скулкрафт несколько месяцев безуспешно ходил по инстанциям, пытаясь привлечь внимание к возмутительным порядкам, царящим в его полицейском участке. Однажды он почувствовал себя плохо и отпросился с работы на час раньше положенного. В тот же вечер к нему домой пришли 12 сослуживцев, обвинившие его в самовольном оставлении места работы. По словам Скулкрафта, они его избили, таскали за волосы, надели наручники. Затем он оказался в психиатрическом отделении госпиталя. Проведя с умалишенными шесть дней и оплатив больничный счет на 7 тыс. долларов из своего кармана, Скулкрафт узнал, что его отстранили от работы.

Но у него остался диктофон. А на нем — записи, которые он вел 17 месяцев. Это сотни часов болтовни полицейских о своей работе и 117 записей с общих собраний. Пленки свидетельствуют, что многие полицейские Нью-Йорка сознательно нарушают закон и превышают свои полномочия, а подталкивает их к этому начальство.

История Скулкрафта очень напоминает события вокруг Алексея Дымовского, с той разницей, что наш майор не стал обнародовать свои записи, по его словам, "чтобы не подставлять товарищей", а Скулкрафт начал порциями передавать свои записи в СМИ.

Его разоблачения стали настоящим шоком для нью-йоркцев, привыкших гордиться своей полицией, воспетой в голливудских блокбастерах. Вскоре у Скулкрафта нашлись подражатели в нью-йоркской полиции, и в прессу стало поступать все больше информации о беспорядках в легендарной структуре.

Например, у Скулкрафта есть пленка, на которой записаны слова одного из начальников участка: "Сегодня мне нужно три ремня безопасности, один мобильник и еще 11 чего-нибудь". Это план по сборам штрафов на день. Как полицейские будут выполнять план, начальство не волнует. Оказалось, что в полиции США действует та самая система, на которую жаловался российский майор.

Скулкрафту рассказали о российском майоре Дымовском и с тех пор он мечтает с ним встретиться, − "у нас должно быть много общего. Я бы с радостью с ним пообщался после того, как разберусь со своими делами".

"Свои дела" – это суд. Недавно Скулкрафт подал иск против полиции и властей Нью-Йорка, решив взыскать со своих бывших коллег $50 млн. в погашение морального ущерба от помещения в психбольницу и отстранения от работы. Правда, по признанию его адвоката Норинсберга, "сумма взята с потолка, просто потому, что надо было что-нибудь вписать в исковое заявление".

Для подкрепления доказательной базы иска своего клиента адвокат Норинсберг в августе 2010 создал сайт, цель которого − позволить другим полицейским поделиться схожими историями. Адвокат утверждает, что собрал уже более ста исповедей. Аналогичный сайт имеется и у Алексея Дымовского, который пошел дальше и организовал для борьбы с коррупцией в России общественное движение "Белая лента", став его председателем.

Один из участников сайта "американского Дымовского" пишет, что ему с коллегами нередко приходилось придумывать "бредовые подозрения, чтобы задерживать прохожих". "Нам говорили − он должен подходить под описание, что означало − задерживайте черных и латиносов". По рассказу другого полицейского, в его округе постоянно переквалифицировали категории преступлений на менее тяжкие. Так, по его словам, один маньяк-насильник гулял на свободе, пока его не застали с седьмой жертвой − он собирался ее изнасиловать. Потом выяснилось, что не желая портить отчетную статистику, полицейские оформляли все его предыдущие изнасилования как административные правонарушения.

Скулкрафт и его последователи уверены, что виной всему − система отчетности Compstat, принятая нью-йоркской полицией в 1994 году.

"Сначала система была успешной, уровень преступности неуклонно падал, − говорит Джон Этерно, бывший капитан полиции Нью-Йорка. − Но начальники не смогли вовремя остановиться, хотели, чтобы цифры продолжали падать и падать". И продолжали давить на своих подчиненных. Он проводит аналогию с лимоном − когда его выжимают, сок сначала идет очень хорошо, а потом все хуже и хуже. Этерно говорит, что все больше полицейских стали понимать: чтобы не огрести от начальства, бороться надо не с преступностью, а с цифрами. А хорошая статистика в понимании приверженцев Compstat − это минимум тяжких преступлений, таких как убийство или изнасилование, и побольше мелких нарушений, к примеру, штрафов за неправильную парковку. Такой подход не портит имидж города и приносит неплохую прибыль за счет штрафов.

Леонард Левитт, написавший книгу о коррупции в полиции, объясняет, что в Нью-Йорке имидж − это все. "Шеф полиции Реймонд Келли просто потерял контроль над своим эго", − уверен Левитт. По его словам, Келли то и дело "светится" в компании селебритиз, имеет собственного портного и не отходит от телекамер. Он хочет, чтобы город выглядел безопасным, а подчиненные хотят ему понравиться. И это просто − нужно только подкорректировать статистику.

В этой истории удивительно, пишет Newsweek, то, что ее практически не освещают в американских СМИ. Эксперты объясняют это по-разному. Левитт считает, что Нью-Йорк еще не забыл 11 сентября и для его жителей полицейские − все еще защитники от террористов. Профессор колледжа криминальной юстиции Элай Силверман говорит, что здесь есть элемент и самоцензуры: журналисты не хотят ссориться с полицейскими, которые часто предоставляют им эксклюзивные материалы.

Как видно, дело майора Дымовского живет не только в России. Но пока нигде не побеждает.