Один день… в салоне часов

Наручные часы многим кажутся вещью архаичной, бесполезной и только зря болтающейся на запястье. Сегодня время и дату могут показать не только сотовые телефоны, но и mp3-плееры, DVD-проигрыватели и микроволновки, не говоря уже о многочисленных вариантах часов на персональных компьютерах. Все эти электронные измерители времени не требуют ежедневного подзавода и отличаются крайней неприхотливостью, а также разнообразием функций. Но с наручными часами им не тягаться.

Попробуйте назвать аксессуар, который бы громче говорил о статусе его владельца, чем едва слышно тикающие наручные часы… Когда ваше положение достигает определенной высоты, без них уже не обойтись (как и без галстука, хорошего костюма, дорогих рубашек и статусной обуви). И если, скажем, по галстуку зачастую так уж многого о его владельце не узнаешь, то хронометр предоставит множество "кодов" для считывания. Именно поэтому к выбору "представительских" часов следует подходить c капитальностью и капиталом.

Искать шедевры часовых дел мастеров нужно, разумеется, в специализированных салонах. Чтобы узнать больше о тех, кто их продает и покупает, на shopping-карте Краснодара мы случайным попаданием выбрали "Галерею времени", где предлагают хронометры и аксессуары всемирно известных брендов. Туда я и отправилась, чтобы узнать предпочтения краснодарцев и тенденции индустрии, а заодно услышать последние писки моды.

Прозрачные двери закрылись, и тут я поняла… что, кажется, ошиблась. Это был не магазин, а музей: большой и светлый, с высокими потолками, блестящим полом и причудливыми экспонатами за стеклом. Здесь все было тихо: тихо ходили девушки-продавцы во всем черном, тихо переговаривались между собой два парня возле стенда с часами марки Oris, тихо старалась идти и я по направлению к администратору Олесе, которая должна была меня встретить.
Мы решили отложить экскурсию по салону и прошли в небольшой кабинет, который находился в конце зала. В нем было темновато и уютно, тишину нарушал только бой настенных часов. Стол и стулья из крокодиловой кожи, на полу ковер. Я пила кофе, рассматривая лежащий передо мной трэй (англ. поднос) и настольную лампу, а Олеся рассказывала, что при желании в этой VIP-комнате клиенты могут внимательно рассмотреть понравившиеся часы или подождать, пока будет оформлена покупка. Представленные в салоне изделия продавцам, в отличие от покупателей, нельзя трогать голыми руками (по крайней мере, до сделки) и класть прямо на стол — для этого есть трэй.

По словам Олеси, больше приобретений делается в будни, хотя в выходные оживленней - люди прицениваются, выбирают. А вот образ покупателя администратор так и не обрисовала.
У нас нет стереотипа, как должен выглядеть наш покупатель, — призналась она. — Наши клиенты — люди совершенно разные: мужчины и женщины, молодые и в возрасте. Каков род их деятельности мы не знаем, поскольку этим не интересуемся.
Впрочем, всех этих людей объединяет как минимум одно — желание обладать часами известной марки и готовность выложить за это пяти- или шестизначную сумму. И не думайте, что в Европе будет дешевле — цены везде рекомендованы поставщиками. Скидок нет, так как "часы, в принципе, не устаревают", но для постоянных клиентов предусмотрены привилегии.

Постоянные клиенты не сомневаются, что они покупают оригиналы элитных марок. Гарантом подлинности являются сертификаты соответствия, выданные компаниями. К тому же, на сайтах часовых марок есть список салонов, с которыми они работают. А самые подозрительные могут обратиться за помощью к специалисту, и после исследования "внутренностей" часов все станет понятно.
Для наручных часов используется золото 750 пробы: в нем 75% "чистого" золота и 25% примесей. Для справки: природное золото имеет 999 пробу, оно очень мягкое и сделать из него пригодное для использования ювелирное изделие невозможно, поэтому и используются различные добавки. Помимо этого, при изготовлении часов применяются сапфировое стекло, драгоценные металлы, керамика и т.д. Но даже не эти материалы составляют основную ценность хороших часов. Главная гордость наручных ловцов времени — прославленная на весь мир безупречная швейцарская механика.
Эти механизмы — как живое существо, они требуют бережного отношения, — говорит Олеся. И эта заповедь соблюдается — многие владельцы часов относятся к ним с исключительной заботой и любовью: тщательно протирают, ухаживают, с удовольствием подзаводят и безукоризненно соблюдают все требования инструкции. А отдельные часоманы даже покупают специальные шкатулки для автоподзавода. Допустим, человек в течение нескольких дней не сможет заводить свой хронометр, но за него это сделает шкатулка, сохранив "дыхание" часов.
Особенно это актуально, если часы имеют сложные функции, например, вечного календаря. — Это настолько умные часы, что они даже знают, что в високосный год после 28 февраля идет 29-ое, а затем — 1 марта, — объясняет Олеся.
Конечно, не все часы требуют ежедневной подкрутки. Есть модели, которые достаточно просто не забывать надеть — когда человек двигает рукой, внутри часов крутится ротор подзавода. Фирмы-изготовители, учитывая важность этого элемента, уделяют особое внимание его внешнему виду: ротор может быть из драгоценного металла или украшен бриллиантом.

Еще проще с часами на батарейках. Не так давно японские "электроники" и их китайские клоны пережили бум во всем мире, а швейцарские часы просто не могли с ними конкурировать, ведь выпуск по-настоящему качественных хронометров никогда не отличался большой масштабностью. Некоторые фирмы обанкротились, но сильнейшие выстояли и сегодня процветают. Не последнюю роль тут сыграл и опыт, ведь многим маркам швейцарских часов более 200 лет. Все самые сложные механизмы были придуманы еще в XVIII веке, поэтому сегодня компании озабочены не только инновациями, но и сохранением традиций и своей репутации. При этом число марок швейцарских часов все увеличивается, и эта тенденция красноречиво говорит о смене приоритетов в обществе.

И все-таки даже крайне дорогие ловцы мгновений могут выглядеть нелепо, ведь производители стремятся удовлетворять самые причудливые вкусы своих денежных клиентов. Есть несколько принципов, которые помогут выбрать "те самые". Во-первых, нельзя полагаться на моду, потому что тут ее просто нет. Во-вторых, часы должны соответствовать стилю. Так, спортивные часы прекрасно подойдут для дайвинга (к слову, только в таких часах можно нырять на глубину от 100 метров). Важно также внимательно посмотреть, как будет смотреться хронометр именно на вашей руке — тонкому запястью массивный корпус мужественности, увы, не добавит.
Каждую весну в Базеле и Женеве ведущие часовые марки представляют свои новинки. И представители "Галереи времени" там узнают о тенденциях в часовом бизнесе.
Только у нас представлены часы, аксессуары и ювелирные изделия марок Cartier, Piaget, Chaumet, Ulysse Nardin. Все часы в нашем салоне швейцарские, хотя фирма может быть и итальянская, и французская. Почему так получается? Швейцария, как известно, родина часов. На все часы действует 2-3-годичная международная гарантия, — рассказывает Олеся.

С изделий от Cartier я и начала осмотр представленных в салоне часов. Заметно, что "Галерея времени" делает упор на продукцию этого знаменитого бренда — часы величаво возлежат на самом выигрышной месте под большой золотой надписью "Cartier". Часовщики говорят, что эти маленькие шедевры можно сравнить с дорогим французским вином, которое на вид и на запах прекрасно, и вкус его доставляет наслаждение. Марку Cartier сегодня знают практически все, она стала практически синонимом изысканного шика и умопомрачительной роскоши даже для тех, кто никогда не видел и поддельных Cartier. Но "вживую" этот блеск (в прямом и переносном смысле) особенно разительно отличается от любых попыток копирования или подражания, в нем почти материально чувствуется богатство и вызов состоявшегося в денежном и вкусовом отношении человека. Золото и бриллианты, ничего лишнего.
Я долго рассматривала лежащие на красном атласе мужские Cartier Santos 100 (эту серию Картье посвятил своему другу-летчику). Не часы, а гимн во славу капитала: "хищный" ремешок из кожи аллигатора, золотой корпус со стройными рядками бриллиантов, циферблат белого цвета оформлен предельно лаконично. За право слушать в свою честь "тик-тик" этих часов нужно отдать 1 млн.135 тыс. 900 рублей. Чуть дешевле стоят Cartier Tank Divan 2 из белого золота с бриллиантами и двумя циферблатами, чтобы ориентироваться сразу в двух часовых поясах (954 тыс. рублей), и женские часики с красным ремешком опять же из крокодиловой кожи за 891 тыс. рублей.

Тем временем, в салон зашли роскошно одетая дама лет 40 в стильных черных очках и ее спутник. Она долго выбирала себе ручку Cartier, остановившись на шариковой в розовом корпусе. Наиболее престижными и дорогими считаются ручки перьевые, которые стоят больше 10 тыс. рублей. Перо их изготавливается из золота 750 пробы, шарик на конце пера из иридия — металла платиновой группы. Покрытие корпуса может быть разным. Если оно черного цвета, то это драгоценная смола, если стального — платина.
Мадам приценивалась и к часам, но безрезультатно. Впрочем, в "Галерею времени" она еще вернется, поскольку для ее новой ручки подойдет только специальный стержень. Зато всего за 180 рублей. За такими стержнями при мне пришла одна постоянная покупательница.

Выделить лучшие часовые марки в мире не представляется возможным, поскольку существует множество рейтингов и классификаций. Примерным ориентиром может служить ежегодно вручаемый Женевский Большой приз высокого часового искусства. В 2007 году в номинации "Золотая стрелка" (часы года) победили Richard Mille RM012 без циферблата, "Специальный приз жюри" получили Jaeger-LeCoultre Reverso A triptych аж с тремя циферблатами, лучшими сложными часами были признаны Harry Winston Tourbillon Glissiere (что явилось большим сюрпризом). Лучшими женскими часами стали Cartier Balloon Bleu, лучшими мужскими — Kari Voutilainen Chronometre с высочайшей точностью хода. По мнению жюри, среди спортивных часов нет равных Audemars Piguet Royal Oak Alinghi Team Chronograph 2007, среди дизайнерских — Audemars Piguet Millenary with deadbeat seconds. Лучшими ювелирными часами были признаны Hublot Big Bang One Million $ со сплошной отделкой алмазами, а приз общественных симпатий достался Zenith Defy Xtreme Open Stealth из так называемого черного титана.

Вообще часы условно можно поделить на 3 группы: премиум-класс — самые дорогие, медиум-класс — стоимостью около 1000 евро и общедоступные — до 250 евро. Обратившись к конкретным маркам, представленным в салоне, Павел начал с популярной у краснодарцев Rado, которая появилась в 70-ых годах прошлого века.
Эти часы новаторские, они выполнены из керамики, — говорит продавец, указывая на полку со стильными хронометрами темно-серого цвета стоимостью 40-100 тыс. рублей. — Rado постоянно придумывает что-то новое. Она создала первые в мире часы, выполненные из синтетических алмазов, которые попали в Книгу рекордов Гиннеса как самые прочные.
К достоинствам часов этой марки можно отнести и то, что они приобретают температуру тела, а также полностью гипоаллергенны, в отличие от изделий из других материалов. К тому же Rado из-за алмазного напыления невозможно поцарапать. У марки даже есть девиз: "Ничто не вечно, кроме часов Rado".

Люди изредка заходили в салон, что-то спрашивали, приценивались и, чаще всего, уходили. А мы продолжали экскурсию. Следующим экспонатом музея времени стали часы Longines. Эта марка развернула масштабную рекламу: Одри Хэпберн, Ашварайя Рай, Олег Меньшиков и Николай Давыденко продвигают ее в массы. В "Галерее времени" представлены несколько коллекций Longines: классические (строгого дизайна), Dolce Vita (квадратной и прямоугольной формы), Evidenza (бочкообразные) и т.д. Хорошим подтверждением надежности Longines и изощренности маркетологов компании является тот факт, что они являлись официальными хронометрами Олимпийских игр.

А хорошим подтверждением того, что поддерживать порядок в салоне дорогих часов — дело чрезвычайно хлопотное, стала влажная уборка, которую техслужащая решила устроить в обед, не дожидаясь закрытия магазина.
Нам с Павлом пришлось ненадолго ретироваться в салон Carrera y Carrera, принадлежащий к той же сети, что и "Галерея времени". Девушка-продавец явно скучала в условиях тотального на тот момент отсутствия у краснодарцев интереса к элитным ювелирным изделиям. Отвлекать ее не хотелось, и Павел выступил в роли гида и здесь, поведав историю марки Carrera y Carrera, которая берет свое начало в Мадриде в 1885 году. "Драгоценных" дел мастер по фамилии Каррера изготавливал эксклюзивные украшения для королевских и просто обремененных деньгами особ. Этим же чем занимаются сегодня и его последователи, явно неравнодушные к флоре и фауне: вот кольцо с головой слона (229 тыс. рублей, эксклюзив), массивная цепочка с тигром (333 тыс. руб.), серьги с жирафами, пантерами и прочими джунглями. Все украшения привлекают взгляд насыщенным желтым цветом, присущим золоту 750 пробы, и особым матовым напылением, которое успешно развенчивает миф о том, что все дорогое должно непременно блестеть.
Уборка закончилась, и мы вернулись в "Галерею времени" продолжать осмотр. Я пробежалась глазами по быстро набирающим популярность часам от Maurice Lacroix, посмотрела часики медиум-класса от Oris, ненадолго остановилась на рекламируемых Николь Кидман Omega (94 тыс. рублей). Такой же стремительностью отличалось и большинство посетителей. Были, впрочем,и те, кто всем своим видом показывал, что уже давно привык к VIP-обслуживанию. В основном это были женщины и мужчины лет за 40.

Особый разговор зашел о марках часов и ювелирных изделий Chaumet и Piaget.
Марка Chaumet появились еще в XVIII веке. Придворному ювелиру по имени Нито, который является ее основателем, покровительствовал сам Бонапарт, — вдохновенно рассказывает Павел, пока я разглядываю безупречный браслет из золотых рисовых зернышек. — Это одна из самых престижных в мире марок, они делают потрясающие изделия.
От Piaget Павел, кажется, в еще большем восторге.
О, эта марка стоит особняком! — говорит он. — Это суперчасы. Один клиент купил у нас такие за 700 тыс. рублей, а потом зашел и рассказал такую историю: "Были у меня переговоры с японской фирмой, диалог явно не клеился. И тут я отодвигаю рукав, чтобы посмотреть время. Мой японский собеседник увидел это, заинтересовался и показал свои часы Patek Phillipe. Мы разговорились, и он сказал: "Человеку, который носит часы Piaget, можно доверять". Контракт был заключен".
Администратор Олеся рассказала, что была на мануфактуре Piaget и видела, как немногочисленные сотрудники вручную собирают каждую деталь в помещениях, где поддерживается специальная температура.
Пока мы обсуждали достоинства Piaget, в салон заглянул вполне обыкновенный мужчина лет 50, посмотрел бегло на женское кольцо с бриллиантами этой марки за 115 тыс. рублей, спросил размер и пообещал вернуться.
Но, как оказалось, даже не Chaumet и не Piaget — фаворит у моего экскурсовода Павла, а марка Ulysse Nardin (конечно, это еще не означает, что она лучшая из лучших), которую он и приберег на "десерт".
Была б возможность, купил бы себе такие, — вздыхает продавец, указывая на массивный "мужественный" хронометр из розового золота, выпущенный в количестве всего 250 штук. — Ulysse Nardin 18 раз получали награду как лучшие швейцарские часы и входят в тройку лучших. Если у вас отличный вкус и полуспортивный стиль — это самое то. Некоторые наши клиенты просто в восторге от этих часов, у них их по 4 штуки.
Ulysse Nardin все возрасты покорны: в "Галерее времени" часы этой марки за 212 тыс. рублей с каучуковым ремешком купили ученику начальной школы.

Но даже самые дорогие модели могут лишь продемонстрировать вкус, а не заменить его. При мне, например, в салон зашел мужчина в спортивном костюме с барсеткой и задал очень популярный вопрос: "Есть ли в продаже часы полностью из золота?".

А еще даже самый точный элитный хронометр на запястье не гарантируют ежеминутное и ежесекундное ощущение счастья… Счастливые, как известно, часов вообще не наблюдают.