Один день из жизни… бутика

Доходы россиян, как известно, растут — вместе с бюджетом страны, объемом стабфонда, ценой на нефть и прочими показателями. Соответственно, постоянно увеличивается количество мест, где можно с удовольствием потратить деньги, компенсируя свой тяжкий труд положительными эмоциями от приобретений. И чем больше возникает свободных средств, тем сложнее стимулировать центр удовольствия, и банальный поход в "какой-нибудь" магазин вряд ли доставит радость. Плюс постоянно напоминаемая рекламой необходимость соответствовать своему доходу диктует стремление всегда выглядеть на высоте.
Тут нужен бутик. И пусть кого-то эти образцы стерилизованного потребительского рая раздражают навязчивостью продавцов и заоблачными ценами, для других поход по таким местам — приятное и полезное занятие. Да и тем, кто для разрядки практикует не покупки, а так называемый eye-shopping, больше нравится просмотр дизайнерских коллекций, нежели наблюдение за сезонными распродажами в гипермаркетах.

Мы решили посмотреть, как и чем живет сегодняшний бутик. Объектом исследования была (случайным образом) выбрана "Дюна", где продаются одежда, обувь и аксессуары от известных дизайнеров, элитная косметика и парфюмерия.

Итак, в воскресенье, 24 февраля, в час дня я уже открывала двери "Дюны". В этот постпраздничный день бутик работал с 12 до 18, так что торговля только началась. "За кадром" осталась обычная подготовка магазина: продавцы-консультанты развешивают одежду, протирают пыль с обуви, техслужащая моет пол — процессы обычные, а потому малоинтересные. О наших планах провести день у них в гостях в "Дюне" знали заранее, поэтому на ресепшене меня встречала делегация из 5 человек. Администратор-стилист Левон в свитере с надписью "Я не террорист, пожалуйста, не убивайте меня" объяснил, что обычно в смену выходят 2-3 консультанта, а сегодня вышли еще 2 девушки-стажерки (при "Дюне" открывается дисконт-центр).

Покупателей не было, и я решила "пройтись по вешалкам". Почти весь первый этаж был отдан под мужскую одежду. Неплотным рядком висели рубашки, явно не предназначенные для тех, кто привык одеваться на вещевых рынках: белая и черная сорочки от Les Hommes с объемным жабо (8,5 тыс. рублей), той же марки длинная черная рубашка-сюртук с поясом (10 тыс. рублей), творение от Paul Smith в цветочек за 7675 рублей (цветочная тематика — хит продаж в Москве, как пояснили мне в бутике), яркие сорочки в полоску. Консультанты показали мне сиреневый свитер от Paul Smith с дыркой для большого пальца, который продается с 30% скидкой и стоит 9610 рублей. Говорят, что в каждой вещи этого дизайнера есть "фишка".
Вещи марки Les Hommes кажутся еще более оригинальными: своего хозяина в "Дюне" ждут серые брюки-галифе, брюки с вязаным поясом, с очень широкими штанинами, свитерок с одним рукавом (заметим, все мужское).
А за 133 тысячи рублей здесь предлагается приобрести пиджак от Phillip Plein. На спине этого чуда дизайнерской мысли красуется внушительных размеров череп из кристаллов Сваровски, на манжетах — по три небольших черепа из чистого серебра (как утверждают продавцы). Немного трэшевый, конечно, но вполне себе гламур.

Первый потенциальный покупатель — девушка в джинсах и короткой шубке — появляется в бутике спустя минут 15 после моего прихода. С ней дружно здороваются продавцы, предлагая свои услуги. Мельком взглянув на вешалки с одеждой, девушка интересуются, где продаются часы. Ее проводили на второй этаж, где она минут десять мерила часики Versus за 11 тыс. рублей. Обойдя весь магазин, и, кажется, несколько всех утомив, она ушла.

Я на 90% знал, что она ничего не купит. Хоть она и одета в дизайнерскую одежду, но было сразу понятно, что она не настроена на покупку, — комментирует Левон. — Мы еще со входа видим, наш это клиент или нет. Однако при этом обслуживаем всех. Бывает, что заходит человек, одетый просто, а покупает одежду на большую сумму. Например, к нам приходит бабушка, которая сама одевается дешево и даже неопрятно, но своим дочкам она покупает дорогие вещи. Вообще мы ко всем относимся доброжелательно, даже если видим, что человек зашел к нам просто "прогуляться".
— Конечно, случается, что заглядывают люди и начинают умничать : "Что за г… вы завезли!" Тут уж мы себя в обиду не даем, —
продолжает он. — А наши постоянные клиенты — это наши друзья, мы знаем их в лицо, у них скидка 20%.Некоторые просят обращаться к ним на "ты". Среди них, к примеру, судья, владелец компании, декан факультета. Они в бутике отдыхают.

Потихоньку народ пошел. Почти все зашедшие в этот день вели себя очень сдержанно, негромко переговаривались между собой, быстро окидывали взглядом полки и уходили. Некоторые что-то примеряли, но до покупки почему-то дело не доходило. Многим, кажется, неуютно рассматривать ценники под взглядом консультанта — на выходе спецаппаратура не установлена, поэтому за каждым покупателем закреплен продавец. Затем зашли постоянные клиенты: седоватый мужчина в пуховике и парень. Прошлись с деловитым видом, внимательно просмотрели джинсы, повертели в руках белые трусы от Paul Smith (1260 рублей) и попросили отнести в примерочную черный свитер от Cavalli (9 тыс. рублей). Ходили и примерялись долго, но ничего так и не купили.
Потом заглянула еще одна постоянная покупательница. Стройная блондинка в короткой черной шубке, зауженных джинсах и стильных ботильонах сразу подошла к полочке и попросила подать ей пояс от Cavalli (2600 со скидкой). Примерив его прямо в зале, поинтересовалась, точно ли его укоротят, и попросила завернуть. Потом выяснилось, что девушка присмотрела поясок, который, кстати, точно подходил под ее сумочку, еще в прошлый раз, потому-то покупка и была совершена так быстро. Чуть позднее кто-то из консультантов отчитывался по телефону, что "заходила жена Иванова, купила пояс".

Другие потенциальные покупатели решительностью блондинки не отличались и не спешили тратить свои возросшие, согласно статистике, доходы. Например, одна девушка минут 20 мерила костюм-двойку, то и дело повторяя "Как ваше зеркало неимоверно худит". Ее мама, женщина лет пятидесяти, по окончании десятой минуты примерки поинтересовалась ценой.
Четырнадцать тысяч, это уже со скидкой, — отвечает администратор Левон, который стоит тут же и вместе с консультантом хвалит "великолепную длину и посадку юбки".
А сколько он стоил?
Тридцать семь.
Ого, — женщина удивленно вскидывает голову.
Просто это коллекция прошлого года, — поясняет Левон.
Дочка, — заглядывает женщина за шторку, — ты слышала? Это коллекция прошлого года!
Они еще долго шептались, потом нашли на юбке возле шва зацепку, предложили скинуть цену и после отказа удалились. Консультанты попрощались и понесли развешивать вещи. Выходит, опять старались зря. Левон, впрочем, утверждает, что за 14 тысяч женщины лучше костюм не найдут…

Пока народу не было, мы спустились на "нулевой" этаж, где размещаются женские штучки и одежда из прошлых коллекций. Тут хватает и вполне обычных вещей — например, за самую обычную черную кофточку на молнии марки Gaultier бутик просит раскошелиться на 7200 рублей. Но в основном дамский "отсек" был полон ярких вещей и оригинальных туалетов: например, юбка с икринками или килты — зеленый с пятнами ржавчины (29 580 рублей) и а ля "первый раз в первый класс" от Gaultier2. Эти килты, в принципе, могут носить и мужчины, и женщины. Но, как признался Левон, представители сильного пола, видя килты среди штанов и пиджаков, частенько выражали негодование, поэтому решено было перенести их в женский отдел.
Впрочем, по словам администратора, мужчины иногда не прочь приобрести женскую вещь, только зачастую размера подходящего нет. Хотя некоторым везет — черную сексуальную ветровку без рукавов с жабо и сборкой за 10 с лишним тысяч купил себе как-то в "Дюне" один из покупателей.

Покупателей все не было, и Левон проводил со мной модный ликбез. Он увлеченно рассказывал, что существует две линии дизайнерских вещей. Первая — это эксклюзив, над которым усиленно работает сам дизайнер и который шьется только в Италии. А вот вторая линия может быть сделана хоть в Китае. Идентичных вещей в них нет. Продавать вещи первой линии определенной марки разрешается только одному бутику в городе, вторая же может расходиться и в нескольких.

В дисконт-отделе было много устаревших и даже нелепых вещей. Так, здесь поджидает своего покупателя большая юбка, напоминающая плащ-палатку, которая"пришла" в бутик 3-4 года назад и за это время подешевела примерно на 18 тысяч.

Потом мы поднялись на второй этаж, где две девушки-подружки, очень напоминающие любительниц походить по магазинам, выбирали обувь. "О, смотри, какие туфельки! И цена нормальная — 6 штук", — активно перемалывая молодыми зубками резинку, говорила одна из них. Консультант Ира подавала ей пару за парой, а она все мерила и мерила, также активно жуя и смеясь. "Не нравятся мне эти копытца", прокомментировала она последнюю пару от Prada и позвала подругу в зал косметики и парфюмерии. Они недолго погуляли там, потом прошлись мимо вешалок с одеждой, попрощались и упорхнули за дверь.

В бутике опять стало скучно, и Левон начал показывать на компьютере коллекцию осень-зима 08/09, параллельно рассказывая о запросах и особенностях своих клиентов:
Многие не верят, что мы торгуем действительно дизайнерской одеждой. Большинство не хотят, чтобы название марки сильно бросалось в глаза, и не отдают предпочтение определенной марке, хотя бывает и такое — хочу Armani и только. Также многим интересно, какая у продавцов скидка. Так вот, скидка у нас 20%.
Левон признается, что, получив зарплату, он спешит купить себе что-нибудь из "Дюны". — И как же не купить, — рассуждает он, — если ты можешь вещь несколько раз померить, походить в ней перед зеркалом в свое удовольствие.

Около пяти часов вечера одна девушка купила юбку почти за 8 тысяч. Итого, за час до закрытия в бутике было продано всего две вещи на сумму примерно в 10 тыс. рублей. Результат, конечно, не масштабный. Руководство, которому кто-то из консультантов отчитывался об этом по телефону, было явно недовольно. А что поделать — день на день не приходится.

По словам Левона, некоторые клиенты оставляют в "Дюне" 400-600 тысяч в год. Для многих это так же непостижимо, как купить серенькие носочки от Paul Smith за 800 рублей.