Что важнее: "шашечки" или ехать?

C 1 января 2008 года вступил в силу региональный закон "Об организации обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае", который вызвал весьма неоднозначную реакцию у таксистов и владельцев предприятий-перевозчиков.
Впрочем, недовольство высказывают не только транспортники. Прокуратура даже обратилась в суд, желая оспорить несколько пунктов нового закона — в первую очередь, запрет на использование в качестве такси автомобилей с правым рулем. Но дело проиграла… Как пояснил заместитель председателя комитета по вопросам ТЭК и связи ЗСК Иван Мельников, основным аргументом защиты был тот факт, что новые правила не запрещают использовать автомобили с правым рулем в личных целях, а только для работы таксиста. Доводы просты: во-первых, из таких машин пассажир высаживается на проезжую часть, что составляет непосредственную угрозу его жизни; а во-вторых, таксисты приспособились на таможне оформлять их как транспортные средства для личного пользования (это стоит дешевле), но использовать для осуществления профессиональной деятельности. Во всех цивилизованных странах это запрещено.

И вот закон действует. Некоторые таксисты ждут, что в ближайшее время в него будут внесены поправки. И это действительно должно произойти, однако на послабления надеяться не приходится: изменения ожидаются не слишком существенные и носящие, скорее, редакционный характер.

Что же поменялось в итоге в работе кубанских таксистов? Новые правила ужесточают требования к службам заказа такси, к квалификации водительского состава (теперь таксисты должны иметь стаж не менее трех лет и периодически проходить повышение квалификации), к квалификации персонала таксомоторных компаний. Изменились требования и к транспортным средствам: отныне в качестве такси разрешено использовать только автомобили младше 8 лет, обязательно с левым рулем и количеством дверей не менее четырех. Также такси должно иметь удостоверение соответствия, соответствующую экипировку, и в нем должны быть установлены детское кресло и таксометр или контрольно-кассовый аппарат.

В Краснодаре за исполнение нового закона отвечает Городское управление пассажирского транспорта. Директор учреждения Сергей Вершиловский считает, что принять подобные правила нужно было давно, поскольку "за последнее время сильно возросло количество нарушений ПДД, нарушений прав пассажиров и в целом число правонарушений и преступлений, связанных с этим видом деятельности".
После отмены лицензирования рынок сильно расширился и вышел из-под контроля властей, — говорит Вершиловский. Теперь власти решили навести порядок.
Времени с тех пор, как закон вступил в силу, прошло немного, но мы совместно с Департаментом городского хозяйства уже провели определенную работу, — рассказывает Сергей Петрович. — Во-первых, мы определили количество стоянок для такси, часть из них оборудовали знаками и составили на них паспорт. Намечены еще порядка 70 мест, где будут организованы стоянки. Понятно, что в один день эту проблему не решить, потому что стоянок нужно очень много. Сегодня мы видим, что такси стоит и на перекрестках, и на тротуарах и на остановках общественного транспорта. С этим нужно бороться.
Во-вторых, нашим учреждением разработаны удостоверения соответствия с несколькими степенями защиты, которые выдаются всем перевозчикам и службам заказа такси, если они соответствуют требованиям нового законодательства. Эти удостоверения уже применяются по всему краю. Удостоверение выдается на автомобиль, если он находится в надлежащем техническом состоянии, и его водитель имеет должную квалификацию.

Еще в октябре-ноябре 76 предприятиям мы направили предписание, чтобы они обратились к нам в учреждение и получили удостоверения. На сегодняшний день к нам с заявлением обратилось 35 предприятий, из них 26 перевозчиков и 9 служб заказа такси. Все они были проверены, и, естественно, на каждом предприятии были выявлены нарушения. В настоящее время на некоторых предприятиях, где изначально была лучше организована работа, устранили недостатки и получили удостоверения. На данный момент около 270 автомобилей в Краснодаре получили удостоверение качественной и безопасной перевозки пассажиров, — констатирует директор Управления.
По его словам, в январе за несоответствия закону не наказывали, но помогали фирмам с оформлением документов, занимались разъяснительной работой. А вот в феврале совместно с ГАИ уже было проведено две проверки на улицах города, которые показали, что нарушений очень много. Было выявлено несколько перевозчиков, выпускающих машины на линию без путевых листов, не обследовав их техническое состояние. На водителей были составлены протоколы.
Часть перевозчиков понимает, что закон нужно выполнять, другая часть считает, что этого можно не делать, мол, все сойдет на нет. Но это не так. Мы будем штрафовать за нарушения, как руководителей и индивидуальных предпринимателей, так и наемных водителей. Потому что закон есть закон, — подчеркивает Вершиловский.
Власти понимают, что перевозчики могут поднять цену, оправдываясь законом. Например, кто-то сошлется на то, что поменял автомобиль. Но нужно учитывать и другое: на некоторых предприятиях водители не были даже надлежащим образом оформлены, и естественно, не платили налоги…

О том, что с января начнут действовать новые правила, таксомоторные компании знали еще с марта-апреля. Однако многим из них девяти месяцев на приведение автопарка в должное состояние не хватило. Так, директор такси "Таксо" Наталья Лозинская считает, что в целом рынок исполнять требования закона пока не готов.
— Нашей компании 6 лет. В течение всего этого времени мы обновляли парк, но уровень жизни не позволяет каждому таксисту приобрести за свои деньги автомобиль моложе 8 лет. Учитывая наши тарифы, машина окупается долго. К примеру, я просчитала, что новый "Мерседес" (автомобили этой марки закупила одна из таксомоторных компаний) окупится только через 24 года и то при условии, что за все это время он не попадет в аварию, — утверждает она.

На сегодняшний день около 200 наших машин не соответствуют требованиям нового закона. Получается, что мы должны уволить почти две сотни человек. Соответственно, если наш штат настолько сократится, мы будем вынуждены повысить цены на перевозки, — говорит Наталья. — Сегодня цены низкие за счет высокой конкуренции, если же число машин резко уменьшится, взлетит и стоимость проезда. Водителей итак не хватает, они и без того уходят… Полагаю, что в небольших фирмах дело обстоит еще хуже. Мне по-человечески жаль наших водителей, поэтому мы будем до последнего бороться, чтобы оставить их на работе.
Лозинская утверждает, что руководимой ею таксомоторной компании нужно как минимум 3 года, чтобы обновить парк, но столько времени, естественно, нет… По ее словам, администрация отсрочку на исправление несоответствий дает, а вот ГАИ ждать, пока таксисты решат свои проблемы, не собирается.

Конечно, есть категория предприятий, которым принятие нового закона не доставило особых хлопот. К ней можно отнести недавно открывшиеся фирмы с новым автопарком, и не только.
— Еще до вступления закона в силу мы поменяли большую часть автопарка (водители покупали машины за свой счет), поэтому сейчас у нас особых проблем нет, — утверждает генеральный директор такси "Водник" Альберт Ведерников. — Не думаю, что закон как-то повлияет на стоимость перевозок. Более вероятно, что причиной подорожания, как обычно, станет рост цен на бензин.

Другой точки зрения придерживается заместитель генерального директора таксомоторной компании "Сатурн" Виталий Абраменко. По его мнению, новый закон напрямую поспособствует подорожанию проезда. Тем не менее, он считает, что введение более жестких правил работы такси оправданно.
Сегодня на рынке очень много старых, праворульных и трехдверных автомобилей. Пассажирам ездить в таких машинах некомфортно и небезопасно. Вот власть и взялась решить эту проблему. Только сделать это одним махом без потрясений для рынка не получится. Настораживает, что часть вопросов отдали на откуп органам местного самоуправления. Они решают, давать ли право перевозчику работать или нет, и могут быть субъективны, — говорит В. Абраменко.
Принятие этого закона неизбежно повлечет и уже повлекло подорожание перевозок, — признает он. — Продав старый автомобиль и купив более новую (младше 8 лет) модель, таксист, естественно, переплатит. Помимо этого, водителю нужно приобрести примерно за 15 тысяч рублей кассовый аппарат, обслуживание которого обходится в 6,5 тысяч ежегодно и в 250 руб. ежемесячно. Также таксист должен заплатить деньги за оклейку автомобиля, пройти два курса обучения, стоимостью 1,5 тыс. рублей каждый, и получить сертификат соответствия, отдав еще 2 тыс. рублей. Как при всем этом цена за проезд может остаться прежней? Понятно, что выйдя на работу, таксист будет вынужден возместить свои затраты за счет пассажиров. Нельзя забывать и о постоянном росте цен на бензин…
В следующем году реформа в сфере перевозок будет иметь продолжение, и перспектива 2009 года Абраменко совсем не радует.
Каждая служба такси должна будет выбрать цвет своих автомобилей и согласовать его с органом местного самоуправления. Но зачем согласовывать? Ведь это очередной рычаг воздействия власти на бизнес: разрешаем, не разрешаем, — сетует он. — Власть может одним дать выигрышный цвет, а другим неудачный, например, коричневый или черный. Еще один нюанс: "чистых" цветов не так много… как фирм такси.

Однако некоторые водителей, поменявшие за свой счет автомобиль, утверждают, что компенсировать затраты за счет пассажиров они не собираются. "Это наши проблемы, и использовать клиента для их решения мы не имеем права", — говорят они. Но сколько правды в этом заявлении, и сколько таксистов подписалось бы под ним? Вот в чем вопрос.

Отдельно стоит сказать о так называемых "бомбилах", дефицита в которых краевой центр никогда не испытывал. Очевидно, что власть новым законом объявила им войну. Тем не менее, кое-кто из них ему даже рад. Например, Игорь, который работает таксистом не один десяток лет. Говорит, что работал в свое время в двух крупных таксомоторных компаниях, и в обеих за состоянием парка совершенно не следили, на линию автомобили выходили без путевых листов. Игорь уволился и теперь ежедневно "бомбит" в микрорайоне Гидрострой, дежурит обычно возле остановки.
Клиенты у меня есть и будут всегда. От принятого закона мне только выгода: фирмы взвинтят цены, а я их оставлю на прежнем уровне. Люди с небольшим достатком предпочтут ехать без счетчика и "шашек", чем переплачивать, — не без удовольствия рассказывает Игорь. — Насчет новых возрастных ограничений готов спорить. Моему "Опелю" в этом году 25 лет, но он работает как часы. Также я работаю на "глазастом" "Мерседесе". Ему уже тоже гораздо больше 8 лет, но и сегодня он ездит намного лучше, чем, к примеру, некоторые новые машины. Пассажиры его обожают.

"Закон должен вернуть взаимоотношения пассажиров и перевозчиков в правовое поле, сделать их цивилизованными", — говорилось в отчете депутатов ЗСК о законодательной деятельности в первом полугодии 2007 года. По признанию органов исполнительной власти, ситуация в сфере перевозок пока меняется не так быстро, как хотелось бы, что и неудивительно — новые правила действуют лишь с начала года. Будет ли каждый кубанский пассажир, сидя в такси, чувствовать комфорт и безопасность, и в какую "копеечку" это ему обойдется — покажут ближайшие месяцы.