"Дело Стройинтеркомплекса" – как продвигается следствие?

О том, как продвигается расследование скандального дела "Стройинтеркомплекса", в эксклюзивном интервью порталу ЮГА.ру рассказали сотрудники Главного Следственного Управления при ГУВД Краснодарского края.

Пролог

Разговор c начальником Главного Следственного Управления при ГУВД Краснодарского края генерал-майором юстиции Борисом Алексеевичем Мартыновым получился по-деловому коротким: в связи с реорганизацией всей системы следствия, возглавляемое им Управление приняло на себя значительную дополнительную нагрузку. Генерал даже посетовал на то, что на общение с прессой остается слишком мало времени. Хотя, как всегда, есть вещи, которые надо бы довести до сведения как можно большего числа людей. Что-то популярно объяснить, от чего-то предостеречь, о чем-то напомнить...

Нашумевшее дело "Стройинтеркомплекса" уже давно привлекает повышенный общественный интерес и внимание печатных и электронных СМИ. Совсем недавно по всем каналам прошла информация о задержании в Москве находившейся в международном розыске Елены Афанасьевой — бывшего президента ООО "Стройинтеркомплекс".
Напомним, строительная фирма, "прописанная" в Краснодаре, собирала деньги дольщиков, которые в итоге так и не увидели свои квартиры. В отношении ее руководителя следственной частью по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ при ГУВД Краснодарского края год назад было возбуждено уголовное дело по части четвертой статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (мошенничество в особо крупном размере). Елене Афанасьевой после задержания судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и в настоящее время она находится в Краснодарском следственном изоляторе. В строгом соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом следствие уже предъявило ей обвинение, и по своему процессуальному статусу сейчас она является обвиняемой в совершении экономического преступления.

Интерес именно к этому громкому делу и привел нас в Главное Следственное Управление. Давая поручение своим подчиненным, имеющим самое непосредственное отношение к расследованию, генерал-майор Мартынов сказал:
— Предоставьте журналисту информацию с максимально возможной полнотой. Расскажите обо всем, что не является предметом следственной тайны. В непростых жизненных условиях люди потеряли бдительность, часто отчаянно "хватаются за соломинку", желая как-то поправить свое материальное положение, чем и пользуются мошенники всех мастей — от базарных наперсточников до руководителей внешне респектабельных компаний, делающих себе навязчивую рекламу в средствах массовой информации. К сожалению, наших сограждан практически ничему не научили истории с "МММ", "Хопром", "Русским Домом Селенга" и другими финансовыми пирамидами. И с упорством, достойным лучшего применения, люди продолжают наступать на одни и те же грабли. Но мы все же продолжаем надеяться, что "дело "Стройинтеркомплекса" хотя бы кого-то заставит задуматься, стоит ли безоглядно доверять всему, что видишь и слышишь в рекламе?

Фирма

В назначенное время нас ждут в "святая святых" следствия — особо закрытом подразделении ГСУ при ГУВД края. Этого адреса нет в справочниках для массового пользователя, рядом с серой стальной дверью нет никакой таблички. Предъявляю служебное удостоверение строгой вооруженной охране, жду пару минут, пока дежурный прапорщик докладывает моему будущему визави и, получив "добро", попадаю в кабинет заместителя начальника следственной части по расследованию организованной преступной деятельности Ивана Николаевича Андреева.

Иван Николаевич, расскажите, пожалуйста, немного о "паспортных данных" ООО "Стройинтеркомплекс" и о самой хозяйке фирмы.
Эта фирма была основана в 1998 году в городе Краснодаре Еленой Афанасьевой. Уставной задачей ООО "Стройинтеркомплекс" являлось возведение промышленных и гражданских объектов первого-второго уровней ответственности, к которым относятся многоквартирные жилые дома, офисные, торговые и гостиничные комплексы, здания промышленных предприятий. В числе заказчиков и инвесторов фирмы были юридические и физические лица.
Елена Николаевна Афанасьева, 1960 года рождения, уроженка Ставропольского края, русская, образование высшее, но не строительное. Длительное время работала в сфере строительства, где и приобрела определенный опыт. Проживала в городе Краснодаре со своими детьми. Разведена.
Основала ООО "Стройинтеркомплекс" и до 2003 года была генеральным директором этой фирмы. С указанного времени, назначив Генеральным директором другого человека, стала президентом ООО "Стройинтеркомплекс", то есть осуществляла общее руководство деятельностью фирмы, переложив текущие производственные дела на другое лицо. Но решение всех финансовых вопросов оставила за собой.

Это изначально была фирма, созданная исключительно с целью изъятия денег у инвесторов? Они все-таки реально строили?
Строили. Реально были сданы в эксплуатацию построенные фирмой жилые комплексы "Елена" на улице Атарбекова в краевом центре, "Светлана" на улице Игнатова, первая очередь жилого комплекса "Ангелина" на улице Сормовской. "Елену", правда, достраивало ООО "Кедр", взяв эту стройку под свою гарантию.

Что же привлекло внимание правоохранительных органов к деятельности "Стройинтеркомплекса"? Заявления обманутых дольщиков?
В начале деятельностью фирмы заинтересовались организации, контролирующие качество выполняемых работ и следящие за строгим исполнением СНиПов на всех этапах возведения объекта. Дело в том, что нормы практически постоянно нарушались, что не могло не сказываться на качестве.
"Стройинтеркомплекс" вовсю рекламировал себя как фирма, у которой цена квадратного метра построенного ей жилья — фантастически низкая. Когда специалисты произвели расчет реальной стоимости квадратного метра, стало ясно, что столь низкая цена просто невозможна без всех мыслимых нарушений строительных норм и правил. А когда в администрации Краснодара появилась информация о том, что на объектах, возводимых "Стройинтеркомплексом", систематически нарушаются и правила техники безопасности, внимание к фирме стало более пристальным.
Но акты контролирующих организаций о выявленных нарушениях руководством фирмы попросту игнорировались. Каждый очередной акт Афанасьева "совала под сукно". И положение дел никак не менялось к лучшему. То есть в погоне за прибылью руководство фирмы продолжало игнорировать и СНиПы, и правила техники безопасности.
Когда же специалистами из Департамента по строительству администрации Краснодара на одном из возводимых фирмой объектов были выявлены грубейшие нарушения при выполнении отдельных видов работ, действие выданной "Стройинтеркомплексу" лицензии было приостановлено.
Обманутые инвесторы и уголовное дело о мошенничестве — это гораздо позже.

Инвесторы

Сколько потерпевших от деятельности фирмы на сегодняшний день?
По этому уголовному делу сегодня уже более одной тысячи человек признаны следствием потерпевшими. Учтите, что за этим числом на самом деле стоит гораздо больше людей — заявление от потерпевшей семьи ведь подписывает и подает в правоохранительные органы один человек. Практически так же обстоят дела и с юридическими лицами. Ведь это же несозданные рабочие места, вынужденно ютящиеся в тесных помещениях офисные сотрудники... Кто-то планировал расширить свое производство или торговую деятельность на заказанных и оплаченных "Стройинтеркомплексу" рабочих площадях. Оплаченных, но так и не полученных. То есть имеют место быть как прямые, так и косвенные убытки. О моральном ущербе вообще разговор особый.

Да, о физических лицах... О тех, кому "Стройинтеркомплекс" продал за немалые деньги надежду на приобретение квартиры.
О них, о них. Это люди разного возраста, социального положения и разного достатка. Мультимиллионеры в категории обманутых дольщиков практически не встречаются. Люди часто отдавали последнее, влезали в долги, брали банковские кредиты, продавали свои дачи, автомашины, какое-то другое имущество. И все только ради того, чтобы приобрести квартиру.
Ход следствия осложняет то обстоятельство, что многие инвесторы проживают вне территории Краснодарского края. Иногда очень далеко — за Северным Полярным кругом или на Дальнем Востоке. Но всех их надо допросить в качестве потерпевших и приобщить к материалам дела имеющиеся у них документы — счета, справки, расписки и тому подобное. Подготовка доказательной базы для передачи уголовного дела в суд — это достаточно длительный и трудоемкий процесс. Нужно назначить проведение необходимых экспертиз — бухгалтерских, строительно-технических, иногда и графологических, терпеливо дождаться экспертных заключений. Провести массу необходимых следственных мероприятий — выемок документов, допросов, очных ставок...

Иногда приходится слышать, что, дескать, все эти громкие уголовные дела о мошенничестве в особо крупных размерах, коррупции, "оборотнях" и тому подобные возникают накануне каких-то важных политических событий в стране, чаще всего в преддверии выборов. Раньше, дескать, молчали, а теперь вот... Что Вы на это скажете?
О сложностях, связанных с подготовкой доказательной базы, я уже коротко рассказал. Если добавить к этому еще и представление об объеме работы по таким делам, как то, о котором мы с Вами говорим, становится совершенно очевидно — ни о каком политическом заказе здесь и речи быть не может. На сегодняшний день уголовное дело по обвинению Елены Афанасьевой уже составляет более ста томов. И возбуждено оно год назад. По нему работает целый коллектив следователей в сотрудничестве с оперативными службами ГУВД и с прокуратурой края. О каком политическом заказе тут может идти речь? Все это не более чем досужие разговоры людей, совершенно далеких от реальной следственной практики. Не имеют понятия, о чем говорят. Для нас пресловутое "дело "Стройинтеркомплекса" — обычное уголовное дело, каких в производстве ГСУ десятки тысяч. Правда, сложное и очень объемное. У нас в работе есть и другие уголовные дела — ничуть не проще этого. Разница только в том, что одни вызывают общественный резонанс и привлекают к себе всеобщее внимание, а другие находятся как бы вне поля зрения общественности. Недавно вот осудили банду, занимавшуюся вооруженными разбоями и грабежами в течение ряда лет. Все ее участники приговорены к длительным срокам лишения свободы. И приговор уже вступил в законную силу. Это уголовное дело тоже расследовалось у нас. Но я что-то не слышал, чтобы СМИ проявляли к нему такой же интерес, как к делу Афанасьевой.

Узел проблем

Иван Николаевич, особый интерес печатных и электронных СМИ к "делу "Стройинтеркомплекса"" совершенно естественен — здесь же затронуты интересы многих тысяч людей: обманутых дольщиков или на официальном языке "инвесторов". Ладно, Елена Афанасьева за свои действия ответит по Закону, а с инвесторами-то что будет? Кто им вернет то, что они потеряли?
Строго говоря, Ваш вопрос — не по адресу. Я представляю следствие. И только. Но поскольку разговор у нас неформальный, могу рассказать и об этой стороне вопроса. Уголовное дело по обвинению Елены Афанасьевой находится на особом контроле Следственного комитета при МВД России, прокуратуры края и краевой администрации. В расследовании его мы тесно сотрудничаем с администрациями города Краснодара и Краснодарского края.
После возбуждения уголовного дела Елене Афанасьевой была избрана мера пресечения — подписка о невыезде. Но когда Афанасьева перестала являться на допросы и скрылась от следствия, она была объявлена в международный розыск. Долгое время о ее местонахождении не было известно ничего. Усилиями оперативных служб Афанасьеву все-таки "вычислили", задержали в Москве и доставили в Краснодар. Сейчас имущество "Стройинтеркомплекса" и личное имущество президента фирмы, находятся под арестом. В погашение уже поданных и, возможно, будущих гражданских исков инвесторов.

Но это же крохи по сравнению с нанесенным материальным ущербом...
Не скажите. В собственности фирмы находятся участки под застройку весьма немалых размеров и весьма немалой стоимости по рыночным ценам. Кроме того, офис, техника, очень, вероятно, ценные бумаги и много чего еще. Да и личное имущество Афанасьевой представляет собой весомую дольку... "Скромненький" такой трехэтажный особнячок в живописном месте на берегу Кубани, несколько иномарок. И так "по мелочи" наберется на кругленькую сумму.

А каков материальный ущерб, нанесенный инвесторам деятельностью "Стройинтеркомплекса"?
По самой предварительной экспертной оценке он составляет более двухсот миллионов рублей. Это на сегодняшний день. Но есть еще неотработанные бухгалтерские и банковские документы, которые требуют проверки и вдумчивого анализа.

Все денежные суммы инвесторов шли фирме по безналичным платежам?
Не только. Принимались и наличные платежи в кассу "Стройинтеркомплекса".

И как же Вам видится решение проблем обманутых инвесторов?
Решением этих проблем, как я уже сказал, занимается не следствие. Но людей не оставили наедине с их бедой. В администрациях города Краснодара и Краснодарского края проблемой долгового наследства "Стройинтеркомплекса" занимаются самым серьезным образом. Ищут и находят добросовестных подрядчиков, которые готовы взять на себя возведение объектов для тех, кто уже вложил свои деньги в недвижимость, опрометчиво доверив их Афанасьевой. Добросовестные и высокопрофессиональные строительные фирмы в Краснодаре, к счастью, есть.
В конечном итоге не приходится сомневаться: интересы инвесторов будут защищены.

Насколько широко "Стройинтеркомплекс" рекламировал свою деятельность?
Реклама была поставлена, что называется "на широкую ногу". Печатные издания, радио, телевидение, баннерные растяжки на улицах Красной и Северной в Краснодаре... Потом, как я уже говорил, обещание построить квартиры и офисы по нереально низким ценам. Все это не могло не работать на сознание людей. И работало.
Беда в том, что люди часто безоглядно доверяют рекламе, а юридические договоры с фирмами читают "по диагонали", не вникая в суть каждой фразы, не обращая внимания на то, что напечатано мелким шрифтом (именно так фирмы и прячут от поверхностного взгляда выгодные для себя условия договора — не глядя, подписал — значит, согласен). Зачастую инвесторы не считают нужным пригласить квалифицированного юриста перед заключением договора. Какая-то поразительная безответственность перед самими собой! Ведь инвестирование в жилищное строительство — это все-таки не покупка кило картошки на базаре. И ведь "влетели по полной программе" не только обычные доверчивые люди, но и юридические лица. Не позавидуешь администрациям города и края, которым сейчас приходится развязывать туго затянутый узел проблем, оставленный "Стройинтеркомплексом".

Как ведет себя обвиняемая в ходе следствия? Все отрицает или полностью признает свою вину?
Вообще-то, я не хотел бы говорить об этом в подробностях. Могу только сказать, что особого желания сотрудничать со следствием у нее нет. Не давать показаний следователю — это законное право обвиняемого. Давайте все-таки подчеркнем, что на данный момент по закону Елена Николаевна — обвиняемая, но еще не виновная. Назвать человека виновным вправе только суд в своем приговоре. После тщательного и всестороннего рассмотрения всех материалов уголовного дела с участием представителей обеих сторон — государственного обвинения и защиты. Не будем и мы "ставить телегу впереди лошади". Давайте вместе дождемся выводов суда.
Задача следствия по этому делу, как и по многим другим, чрезвычайно сложна — предоставить суду доказательства виновности подозреваемой с максимально возможной полнотой и объективностью. Отбросив эмоции, опираясь только на факты. Добыть эти факты законным путем, без малейшей процессуальной ошибки. Ведь любое сомнение по Закону трактуется в пользу обвиняемого. Это один из основополагающих принципов презумпции невиновности. Кого и как бы ни захлестывали эмоции, для установления истины имеют значение только факты. Сбором, закреплением и систематизацией доказательств преступной деятельности сейчас и занята большая следственная группа по расследованию уголовного дела в отношении президента ООО "Стройинтеркомплекс" Елены Афанасьевой.

И последний вопрос. Какое наказание предусмотрено Уголовным кодексом Российской Федерации по части четвертой статьи 159, той самой, по которой предъявлено обвинение президенту ООО "Стройинтеркомплекс" Елене Афанасьевой?
По максимуму это может быть десять лет лишения свободы со штрафом до одного миллиона рублей. Но суд, естественно, будет учитывать не только отягчающие, но и смягчающие вину обстоятельства.
Предвидя Ваш вопрос о сроках окончания следствия и дате передачи дела в суд, скажу, что это зависит не только от нас. Неизвестно, сколько времени понадобится подследственной и ее адвокату на полное и всестороннее ознакомление с материалами уголовного дела.

Лента новостей