А. Кузнецов: о своей работе, о сроках реализации проекта реконструкции, о городе будущего

  • Александр Кузнецов © Фото Юга.ру
С начала реализации проекта реконструкции центральной части Краснодара прошел год, а горожане так и не увидели конкретных результатов. И хотя, казалось бы, работа по отселению жителей из ветхих домов уже началась, многие семьи все еще "сидят на чемоданах" и ждут, когда же инвесторы предоставят им новое жилье. Концепция реконструкции города до сих пор не готова, а о генеральном плане и вовсе говорить не приходится.

Краснодарцы не верят, что реконструкция центра будет реализована полностью в заявленной мере. Они не знают, какие здания вырастут на месте подлежащих сносу домов, не знают, каким будет новый архитектурный облик города.
Руководитель департамента архитектуры и градостроительства Краснодара Александр Кузнецов рассказал порталу ЮГА.ру о своей работе, реальных сроках воплощения проекта и о неизвестном для нас Краснодаре — городе будущего.

Александр Вячеславович, какую работу ведет Ваш департамент в ходе реализации проекта реконструкции центра Краснодара?

— Можно сказать, что наш департамент находится на острие всей работы, связанной с реконструкцией центральной части города. Ведь мы занимаемся не только разработкой нового архитектурного облика Краснодара и подготовкой необходимой документации, но и определением идеологии проекта реконструкции, задаваемой администрацией края.
Краснодар — это столица наиболее динамично развивающегося региона России. А вот облик города далеко отстает от растущих экономических показателей. Происходит дисбаланс, который необходимо упразднить.
Конечно, есть люди, которые выступают против проекта реконструкции. Они защищают старинный быт и "историческую ценность" двориков без удобств. Но я уверен, что эти люди сами не живут в этих двориках. Мне не повстречался еще ни один человек из ветхих кварталов центра, который бы не хотел улучшить свои жилищные условия, жить в благоустроенных жилых квартирах.
Но надо понимать, что процесс реконструкции затеян для большинства. Будут и суды, и проблемы, и нежелание. При этом и для того меньшинства, которое не хочет участвовать в проекте, все должно быть только через закон. Нужно доказать людям, что проект необходим. В итоге должен быть найден тот окончательный вариант, который устраивал бы всех, и делать это надо только в правовом поле. Мы хотим, чтобы в городе жили обеспеченные люди, а это можно сделать, лишь подняв развитие экономики, что напрямую зависит от реализации проекта реконструкции и развития инфраструктуры города.
Задача департамента архитектуры — определить градостроительную стратегию развития столицы Кубани. В начале проекта мы подготовили примерную концепцию развития центра города, определились с количеством реконструируемых кварталов. На сегодняшний день первоначальный девиз проекта "Краснодару — столичный облик" является основным, но ведь в принципе любой город хочет быть современным и красивым, иметь столичный облик. А мы хотим превратить наш город в новый туристический центр на юге России.
Это повлечет за собой резкое развитие малого и среднего бизнеса в Краснодаре, то есть основная цель реконструкции имеет финансовую составляющую. Наше население сможет не только видеть новый город красивым и современным, но и заработать благодаря этому. Бюджет города будет пополняться, экономика — развиваться. Люди станут жить лучше. И это нужно объяснять населению. Вот ради чего стоит терпеть и перерытые улицы, и грязь, и остальные неудобства, связанные со строительством.
Мы считаем, что туристическая направленность развития реконструкции центральной части Краснодара выбрана удачно, потому что статус нашего города полностью соответствует указанной концепции. Ежегодно летом около 2,5 млн. туристов едет транзитом через Краснодар, и столько же возвращается обратно. В городе для отдыха не остается никто.
А мы можем привлечь в Краснодар туристов за счет пешеходных зон, гостиниц, бульваров, развлекательных центров, памятников... К примеру, памятник Екатерине II на первом этапе строительства турцентра стал той важнейшей достопримечательностью, благодаря которой люди специально приезжают в Краснодар. Вот с помощью какого культурного достояния нужно привлекать туристов в наш город. Значит, необходимы и гостиницы одного дня, и кафе, и рестораны... Поэтому мы четко определились: в центральной части города будет построен целый комплекс объектов для развития туризма.
В связи с данной концепцией мы хотим сделать из города еще и кулинарную столицу России. Количество кафе и ресторанов в Краснодаре постоянно растет. На душу населения их у нас больше, чем в других городах, имеет место и разнообразие кухонь. На сегодняшний день это действительно не слухи — это программа, над которой мы работаем. Планируется даже создание "аллеи ресторанов", учреждение различных праздников, посвященных кулинарии, вину, пиву, рыбным и мясным продуктам.

Расскажите, каким будет архитектурный облик центра города?

— У нас на сегодняшний день нет как такового архитектурного облика города. Мы его будем создавать. В этом плане у нас задача проще, чем у архитекторов Казани и Санкт-Петербурга, где каждое новое здание должно быть очень четко вписано в уже существующие архитектурные ансамбли.
Что же касается самого проекта детальной планировки города, то он включает в себя и инженерные сети, и транспорт, и этажность зданий, расположение кварталов и их направленность. Кстати говоря, город обязательно будет развернут к реке. Разнобойный и абсолютно пестрый Краснодар превратится в красивый город, выдержанный в одном стиле. Это когда город сделан "одним мазком художника". Например, Львов, Санкт-Петербург, Казань...
Над планом проектировки сейчас работает огромное количество специалистов. Среди них и англичане, и немцы, и русские архитекторы из Москвы, Казани и Кубани. Все вместе мы создаем архитектурную среду, которая была бы интересна не только жителям нашей столицы, но и гостям города.

Какие дома не будут подлежать сносу?

— В первую очередь, это объекты, которые сносить нельзя: многоэтажные дома, хорошо построенные особняки, красивые небольшие офисы и магазины, памятники архитектуры, которые представляют архитектурную ценность.
На сегодняшний день в охранном реестре находятся 350 памятников. Сто из них представляют историческую ценность, а около двухсот других были добавлены в охранный реестр в последние годы советской власти. В этом списке памятников есть и такие хаты, в которых много лет назад просто подписывались какие-нибудь документы совнаркома. По закону даже такие постройки включены в охранную зону.
Надо понимать, что какая-нибудь подобная хата может погубить реконструкцию целого квартала. Ведь, во-первых, сносить ее нельзя, а во-вторых, у нее есть радиус охранной зоны, который как минимум составляет 40 метров. Площадь же городских кварталов — 120 на 120.
Именно поэтому вопрос о пересмотре их статуса вынесен на федеральный уровень. Но процесс исключения памятников из охранного реестра очень длительный и трудоемкий, он может быть причиной торможения реконструкции города.

Планируется ли ограничение этажности вновь возведенных в центре города зданий?

— Проект планировки, который мы рассмотрим осенью, предполагает, в том числе, и определение этажности.
В центральной части города строения будут не выше четырех-пяти этажей. Ближе к реке Кубань и в противоположную сторону этажность планируется повышать. Таким образом, предусматривается дугообразная система высотности зданий: пологая ближе к центру и более высокая — от него.
Итак, мы будем регулировать застройку, но не настолько, чтобы она была не выгодна для инвесторов.

Планируется ли строительство метрополитена в Краснодаре?

— Официально таких разговоров не было. Но, безусловно, в Краснодаре должен появиться новый альтернативный вид транспорта, который облегчил бы условия передвижения в рамках города.
В связи с этим, мы планируем упразднить железнодорожный вокзал "Краснодар-2" (ул. Гаврилова), а по этой железной дороге пустить скоростной трамвай. Недавно шли переговоры о запуске в городе струнного транспорта. Это экологически чистый и быстрый вид транспорта, представляющий собой рельсы-струны, поднятые на опорах на высоту 5-25 метров.

Как планируется уменьшить количество заторов на дорогах центра?

— Существует несколько вариантов решения данной проблемы. И первый из них — это расширение дорог. Проектом предполагается сузить кварталы от 125 м до 100 м, а дороги расширить до 12 м.
Далее, все новые здания планируется обеспечить подземными стоянками, а небольшие строения — парковками для машин. Кварталы города, а также крупные офисные и развлекательные центры должны быть обеспечены многоярусными стоянками. Крупные площади могут быть использованы под подземные парковки. Будут предусмотрены и многоуровневые развязки дорог.
На сегодняшний день ведется проектирование этих объектов.

Сейчас многие жители нашего города считают, что проект реконструкции центральной части Краснодара не будет осуществлен, как вы можете прокомментировать данную точку зрения?

— Реконструкция центра — это долгосрочный проект. Никто не скрывал, что срок его реализации — десять лет. А прошел всего лишь год.
Это безумно трудная, дорогая (16 млрд. евро) и трудоемкая процедура, осуществляемая только за счет привлекаемых инвестиций.
Представьте, что вдруг, как по мановению волшебной палочки, за одну ночь выросли десятки тысяч новых офисов и жилых домов.
Сейчас они не будут востребованы, ведь городское население растет на 4 тыс. в год. А мы планируем построить жилье для 150 тыс. человек, плюс для 300 тыс. по окраинам города.
Долголетие реконструкции связано с экономической целесообразностью. У нас есть проект, мы его обсуждаем и поэтапно выполняем. Сначала проведем инженерные сети, потом улучшим дороги, и только после этого начнем строительство. Реконструкция являет собой комплексный подход к освоению центральной части города. Тут хорошо действует поговорка: когда человек прекращает строить свой дом, человек умирает. Так и с нашим Краснодаром.
Обсудить

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, клевета, любые нарушения законов РФ.

Читайте также