Lords of the boards: как это делают на Красной Поляне и на Кавказе

За визитом в Сочи оценочной комиссии МОК пристально следят не только чиновники и болельщики, но и любители зимних видов спорта, надеющиеся на то, что высокое внимание к горным курортам Краснодарского края повысит до европейского уровня не только цены на них, но и сервис.

Не меньше других мечтают о проведении зимней Олимпиады в Сочи сноубордисты со всей России, которые все чаще выбирают склоны Красной поляны, жертвуя комфортом ради положительных эмоций от катаний по хорошим трассам в родной стране.

По традиции — немного истории. Прототипом сноуборда, ставшего уже привычным символом экстрима, был снерфер (snurfer от snow и surfer — снег и серфингист). В 1965 году Шерман Поппен увидел, как его дочь пытается скатиться с горы, стоя на санях. Тогда Шерман пошел в гараж, нашел детские горные лыжи и, соединив их друг с другом, положил на лыжи резиновый коврик, а затем прикрепил к новому изобретению веревку для управления.

В 70-х годах прошлого века Джек Бeртон Карпентер преобразовал снерфер в современный сноуборд. Сегодня его компания по производству сноубордов, аксессуаров и специального снаряжения является лидером в данном секторе производства с момента основания в 1977 году в Вермонте.
Кататься на "досках" любят не только столичные экстремалы, но краснодарцы. По словам райдеров, постигать основы лучше у инструктора.
— Как правило, друзьям, которые умеют кататься, так неймется, что они тут же кидают тебя на склоне и убегают радоваться жизни. С инструктором — легче. За час он покажет основные моменты: как поворачивать, как тормозить, как нагибаться. Следующие несколько часов ты отрабатываешь базовые элементы, а потом уже катаешься более свободно, — рассказывает сноубордист Иван.
Инструктора можно взять и "на двоих", так дешевле, качество обучения при этом не меняется.
— Мы, например, пытались учиться по специальным видеофильмам. Получалось неплохо. А вообще, солнце, снег и боль во всех мышцах — с этого начинаются первые шаги сноубордиста, — отмечает райдерша Света.

Стилей катания на сноуборде довольно много, но применительно к курортам Северного Кавказа можно отметить freeride (фрирайд) и all mountain (дословно "везде на горе").

Фрирайд подразумевает катание по целине (недавно выпавший, нетронутый мягкий снег) и чаще всего — по неподготовленным трассам. Самая экстремальная разновидность фрирайда — так называемый backcountry, то есть катание вне трасс.
— Самый "улeт" — фрирайд, катание по целине. Хотел бы попробовать забраться куда-нибудь высоко и съехать по нетронутым заснеженным склонам. Фрирайд сильно отличается тем, что ты скользишь по очень мягкой поверхности, и каждое движение дается легко и плавно. Никакого льда, утрамбованного снега, кочек. Настоящий полeт! — делится впечатлениями Иван.
Название стиля all mountain говорит само за себя. На досках, предназначенных для этого можно кататься как по подготовленным трассам, так и по целине. Они идеально подходят для новичков.
— А я катаюсь в стиле фристайл: выполняю многие трюки. Например, Ollie (способ подпрыгнуть на сноуборде без трамплина). В будущем хочу повысить свои навыки в джиббинге (катание по перилам и подобным элементам), — рассказывает о своих достижениях в сноубординге Андрей.
Другие способы катания требуют либо специально подготовленных трасс, либо различных трамплинов, перил и сооружений, которых на наших курортах пока не наблюдается.

Однако ситуация может кардинально измениться, так как Сочи претендуют на проведение Олимпийских игр 2014 года. Уже известно, что новые спортивные объекты, способные превратить Сочи в международный центр зимних видов спорта, будут построены при любом исходе предолимпийской гонки. Но и здесь, увы, таятся свои минусы.
— Я думаю, тот факт, что Сочи претендует на участие в Олимпиаде, взвинтит цены на подъемники и жилье в горнолыжных курортах на недостижимые высоты. У меня и сейчас нет возможности часто кататься на сноуборде, из-за популярности этого вида спорта цены на курортах итак постоянно растут. Конечно, я рада, возможности проведения в России зимней Олимпиады-2014, развитию инфраструктуры курорта и края, но, боюсь, нам плоды этих усилий будут недоступны, — говорит сноубордистка Света.

Самые популярные на сегодняшний день горнолыжные курорты Северного Кавказа — это Красная Поляна, Приэльбрусье, Домбай и Цей.
— Красная Поляна — отличный курорт, но, к сожалению, очень дорогой. Стоимость подъемника — 1000 рублей, а в праздничные дни — 1500. Жилье самое дешевое — от 400 рублей сутки, при этом оно находится уж очень далеко от подъемников, — рассказывают сноубордисты.
Аренда снаряжения для сноубордиста обойдется на этом курорте в 500 рублей за комплект. Но такие высокие цены компенсируются качеством снега.
— Теплый морской воздух плюс холодное горное дыхание создают нечто потрясающее. Снег в Поляне отличается от снега где бы то ни было. В общем, для меня Поляна — это рай, — считает Сергей.
Из Краснодара в поселок Красная Поляна можно ездить и на один день. Вечером покупается билет на электричку (300 рублей туда и обратно), а с утра вы уже в Адлере. Оттуда до Поляны ходят маршрутки — 50 рублей с человека.

По рассказам любителей сноубординга, Приэльбрусье (гора Эльбрус и гора Чегет) — отличное место по соотношению цена/качество. Там есть и крутые, и пологие склоны, и повороты. На горе Чегет сооружен хороший трамплин, с которого можно прыгать на сноуборде.
Стоимость подъемника составляет 450 рублей в день, жилье — от 250 рублей. А бюджет поездки на два дня составляет примерно 3000 рублей без аренды снаряжения.
Единственный минус этого курорта — огромные очереди на подъемники.
— Нужно простоять в очереди два часа, чтобы подняться на самый верх. Но зато — это самая высокая точка для катания. А еще за 250 рублей тебя прокатят на ратраке (уплотнитель снега) на базу "Приют-11", где открывается очень красивый вид на горы, — сообщает райдер Иван.
Добраться в Приэльбрусье из Краснодара проще всего на автобусе. Стоит удовольствие 1000 рублей в оба конца.

Горнолыжный курорт Домбай отлично подходит для новичков. Там пологие трассы и отличные инструкторы.
— Радует то, что все жилье — и гостиницы, и частные квартиры — расположены рядом с канаткой. Не надо никуда ехать, как в Приэльбрусье или в Красной Поляне, — говорят сноубордисты.

Курорт Цей (Северная Осетия) подойдет как новичкам, так и опытным райдерам. Гора небольшая и пологая. С одной стороны — несложный склон, а с другой — есть целина.
— Это очень красивое место. Две канатки: старая и новая. И самый главный плюс Цея — это практически полное отсутствие очередей. Ехать туда, конечно, стоит подороже, да и цены на жилье повыше, но стоимость канатки все компенсирует — 300 рублей 6 подъемов, — рассказывает Светлана.
Также на курорте возможно ночное катание: вечером включают прожекторы.
— Нас Цей порадовал хорошим и недорогим ремонтом досок. Вот в Краснодаре за ремонт царапины берут 1000 рублей, тогда как в Цее та же царапина обошлась нам всего-то в 150! — доволен сноубордист Сергей.

Если дальняя дорога пугает, то всего за 40 минут на автомобиле, при наличии зимней резины, можно легко добераться до горы Собер Баш, что близ Краснодара. Кстати, в этом сезоне там собираются соорудить сноуборд-парк.

Впрочем, при наличии желания и (что важнее) снега, на сноуборде можно наслаждаться экстремальными спусками и прямо в столице Кубани. Так, зимой-2006 сноубордисты катались возле "Олимпа".
— Там соорудили довольно высокий трамплин, можно было также скатываться с лестничных перил, — рассказывает Андрей.

Как будет развиваться сноубординг в Краснодарском крае — покажет время, но уже сейчас ясно, что неплохое будущее его поклонникам обеспечено. А если вы устали от повседневности и хотите устроить себе настоящие зимние каникулы уже сейчас — вас ждут курорты Северного Кавказа, места и удовольствия там пока хватает на всех.

Что посмотреть в Сочи
Сегодня, 10:44
Что посмотреть в Сочи
Музей-бар, водопады, ресторан с видом на горы и еще 3 классных места