Армяне на Кубани: мигранты или местные жители?

В последние годы мировую известность Краснодарскому краю обеспечивает не только увеличивающийся в геометрической прогрессии поток туристов и инвесторов, но и сложный характер этнических процессов в регионе, ведь по национальному многообразию Кубань практически являет собой Россию в миниатюре.
Одним из гостей края, внесших свою лепту в его популяризацию, был Питер Прист, американский профессор-лингвист университета штата Индиана, написавший книгу о своем визите в Россию. В своем труде профессор Прист посвятил Кубани целых 3 главы. Казалось бы, ну что может удивить гражданина Соединенных Штатов Америки, одной из самых "разноцветных" в расовом плане стран мира? Ответ неожиданный — этнокультурный колорит Краснодарского края, а именно феномен взаимодействия различных народностей.

Одним из традиционных и наиболее привлекающих внимание этносов в Краснодарском крае являются армяне, отношение к которым на Кубани остается неоднозначным. В разговорах кубанских жителей порой проскальзывает откровенный национализм, а пресса временами пестрит заголовками то про социальную напряженность, то про межнациональный конфликт. Но какую картину мы увидим, отбросив политические предубеждения и стереотипы и сосредоточившись преимущественно на культурно-бытовой стороне вопроса?

По данным переписи населения 2002 года на территории Краснодарского края проживает 124 этнических группы общей численностью в 4 436 272 человек, из них 274 566 — это армяне. А на сегодняшний день по данным краснодарского отделения "Союз армян России" всего на Кубани (как на законном, так и на нелегальном основании) проживает порядка 500 тысяч представителей армянской национальности. Около 70 тысяч армян живут в Краснодаре. Это самая крупная община на Кубани и самая многочисленная диаспора среди армян по России.

"Армяне на Кубань пришли очень давно, еще задолго до освоения этих земель русскими", — рассказывает Игорь Колесов, заведующий отделом этнографии Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Фелицына и преподаватель Кубанского государственного университета. Согласно историческим справкам, первые армянские поселенцы появились на территории Северо-Западного Кавказа примерно в X веке. Они проживали среди адыгов и назывались черкесо-гаи. А в XIX веке на Кубань переселились армяне — выходцы из Понтийской области и Османской империи.

Атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов уверенно делит кубанских армян на коренных, проживающих здесь столетиями, и мигрантов, переехавших в край после Карабахских событий и землетрясения в Армении. И подчеркивает, что конфликты возникают именно со второй группой этой нации. "Когда мы говорим об армянах, мы четко отличаем — вот это наши армяне, а это не наши", — отмечает глава Кубанского казачьего войска.
Однако у Кирилла Корякина, аспиранта института этнологии и антропологии РАН, исследующего вопросы адаптации и интеграции армян-мигрантов в Краснодарском крае, другое мнение: "В культурном плане между местным населением и мигрантами нет существенных различий. В общественном сознании доминируют стереотипы и штампы, насаждаемые СМИ, в то время как в повседневном опыте ни мигранты, ни коренные жители не обнаруживают культурной дистанции".

Краснодарская армянская диаспора официально была зарегистрирована в 1992 году, хотя образовалась и начала функционировать еще в советское время. Деятельность общины осуществляется по двум основным направлениям: взаимодействие с министерством иностранных дел (содействие в решении таких вопросов, как регистрация приезжих, получение гражданства или возврат на Родину), и развитие культурной национальной деятельности. "Как правило, мы проводим 4-5 крупных мероприятий в год, — рассказывает Мгер Симонян, кандидат исторических наук и общественный помощник консула республики Армении в г. Краснодар. — У нас есть свой песенно-хореографический ансамбль "Шерам", один из самых известных в крае, и армянский национальный театр-студия".

Занимаются в этих коллективах в основном мигранты, а не местные армяне, однако на народные песни и танцы приходят посмотреть все. Павел Мнацаканян, художественный руководитель ансамбля "Шерам", объясняет уникальность своего коллектива не просто красотой костюмов и мастерством исполнения, а настоящим национальным фольклором: "Мы исполняем те песни, танцы, музыку, которые еще много веков назад пел армянский народ. И даже армяне, которые родились и выросли в России, к концу выступления встают со своих мест и начинают петь и танцевать вместе с нами".

Популярность армянской культуры в Краснодарском крае набирает обороты, причем не только среди данного этноса.
Ангин Антонян преподает армянский язык в Краснодарском отделении "Союз армян России". "Среди моих учеников, помимо армян, есть немцы, греки, ассирийцы, — рассказывает она, — а процентов 30-35 — это вообще русские. Хоть у русских, в первую очередь, этот интерес вызван тем, что либо парень — армянин, либо девушка — армянка, но есть и такие, кому просто нравятся армянские традиции и язык".

Однако, несмотря на выраженный интерес, на бытовом уровне случаются и проявления враждебности со стороны местного населения в отношении армян, особенно мигрантов. Так, в СМИ проходила информация о том, как в одной из станиц односельчане потребовали от армянского фермера продать свое хозяйство за бесценок и уехать. Было ли это навеяно политической   обстановкой или чуждостью обычаев, сложно сказать, но при сохранении этнической специфики народов, расхождений в быту у казачьих и армянских семей практически нет. Как у тех, так и у других традиционный патриархальный уклад выражается в уважении главы семейства, почитании старших, стремлении передать традиции последующим поколениям и сохранить свое национальное самосознание. "Существенным сближающим фактором является также общность религии, что приводит к смешанным бракам", — уточняет Кирилл Корякин.

Тенденция к смешанным бракам у армян с русскими проявлена достаточно широко. "По степени интеграции армяне занимают второе место после украинцев", — говорит Мгер Симонян. Согласно материалам полевых исследований Аллы Тер-Саркисянц, ведущего научного сотрудника отдела Кавказа Института этнологии и антропологии РАН,  по мнению 80,0 % мужчин и 59,3 % женщин национальность детей в смешанных семьях должна определяться по национальности отца, как это и принято среди армян, а остальные посчитали, что лучше это сделать по желанию подростка при достижении совершеннолетия. В любом случае, дети, родившиеся в таких семьях, независимо от своей дальнейшей этнической идентификации, уже являют сбой своеобразный симбиоз двух культур. "Мой отец армянин, а мать русская, — рассказывает Алексей Данилян. — Мне сложно сказать, кто я по национальности. Я себя считаю и русским, и армянином одновременно и своим детям буду прививать традиции обоих народов".

Прошедший год стал "Годом Армении в России". Помимо многочисленных мероприятий, посвященных данному событию, в ноябре 2006 года в стенах краснодарской Филармонии начал выступать так называемый "Молодой балет Кубани". Его особенность заключается в том, что он к нам приехал из Армении и, соответственно,  все его артисты — армяне.

Одни восприняли этот факт как налаживание тесных связей и культурный обмен, другие — как продолжение экспансии. И пока у нас в очередной раз пытались определить место армянского народа на Кубани, Владимир Путин в январе 2007 года сделал это на самом высоком государственном уровне, обсудив с Робертом Кочаряном в сочинской резиденции "Бочаров ручей" многовековую дружбу России и Армении и утвердив дальнейшее экономическое сотрудничество.

"Нельзя мешать культуру и политику, — заключает Игорь Колесов, заведующий отделом этнографии Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Фелицына, — наш край многонационален, и культура живет вне зависимости от настроя властей".

От редакции: Это первая статья из серии публикаций о народах Краснодарского края на портале ЮГА.ру

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, мат, клевета, любые нарушения законов РФ.

Читайте также

Реклама на портале