Бомбист во власти: финал "дела Карпенко"

26 декабря Краснодарский краевой суд огласил приговор бывшему начальнику криминальной милиции УВД Армавира и экс-главе администрации Курганинского района Краснодарского края Виктору Карпенко, которого суд присяжных заседателей признал виновным в организации террористических актов.

Чиновнику было предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 33 (Организация преступного сообщества), ч. 3 ст. 205 (Терроризм), ч. 3 ст. 306 (Ложный донос), ч. 2 ст. 307 (Дача заведомо ложных показаний), ч. 2 ст. 167 (Уничтожение чужого имущества), ч. 1 ст. 222 (Незаконное приобретение оружия) УК РФ.

Суд признал В. Карпенко виновным и лишил его звания полковника милиции, государственных наград, а также свободы сроком на 22 года.

По этому делу также проходили семь человек, которые признаны виновными по статье "Терроризм". Им были назначены наказания от условных сроков до пяти лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.


Согласно материалам дела, в конце декабря 1999 года Карпенко, будучи начальником криминальной милиции УВД Армавира, организовал преступную группировку из семи человек для подготовки и совершения ряда терактов. Как установило следствие, он намеревался  дестабилизировать обстановку "с целью дискредитации работы органов государственной власти и смещения с должности начальника УВД города". Поменяв жизни людей на продвижение по служебной лестнице.

В ночь на 9 января и в ночь на 16 января 2000 года подсудимые разгерметизировали газоснабжение в подъездах пяти жилых домов Армавира и установили на газовых вентилях самодельные взрывные устройства. Несмотря на то, что устройства сработали, взрыва не произошло – утечка газа была вовремя обнаружена, и жильцы дома успели проветрить подъезд.

Как говорят в суде, в случае теракта могли погибнуть десятки людей, а ущерб исчислялся бы миллионами рублей. Несколько месяцев после этих инцидентов в Армавире спецслужбы проверяли систему газоснабжение в каждом доме.


Примерно в то же время в городе появились листовки с террористическими угрозами от имени несуществующего "Кавказского фронта", в которых требовалось остановить боевые действия в Чечне. В противном случае, воображаемые боевики угрожали устроить в Армавире серию терактов.

Как выяснило следствие, листовки с угрозами также распространяла организованная Карпенко преступная группировка.


Другой эпизод, который рассмотрел суд, связан с инсценировкой бывшим главой Курганинского района неудавшегося покушения на самого себя.

3 апреля 2005 года Виктор Карпенко победил на повторных выборах с незначительным перевесом голосов. В течение двух месяцев он исполнял обязанности руководителя района, но сумел набрать чуть более 50% голосов избирателей. При этом 42,91% пришедших на выборы проголосовали против всех кандидатов. На первом же этапе "против всех" проголосовало более 70 % избирателей.

Прокуратура района начала проверку по факту якобы имевшей место подтасовке результатов голосования.

Вскоре средства массовой информации сообщили, что рано утром 19 апреля в окно квартиры нового руководителя Курганинского района брошено взрывное устройство. По счастливой случайности, жена и сын Карпенко, находившиеся в другой комнате, не пострадали. От пожара, вспыхнувшего после взрыва, выгорели две квартиры. Самого главу района госпитализировали в местную районную больницу с диагнозом "посттравматический шок" и "ожог верхних дыхательных путей".


Следствие установило, что в окно квартиры Карпенко была брошена граната Ф-1.

Правоохранительные органы выдвигали несколько версий причин преступления – от политических до связанных с прежней работой Карпенко в должности начальника милиции города Армавира.

Уже в больнице Карпенко давал показания, утверждая, что преступление носит политический характер. Помимо этого, чиновник указывал возможных подозреваемых, в их числе был и начальник ОВД Курганинского района Е. Жиженко.

Жиженко, в свою очередь, утверждал: "Предположения Карпенко о моей причастности к взрыву являются поводом, чтобы избавиться от меня как от начальника ОВД. Ранее глава района выказывал недовольство и предлагал мне уйти с должности".

Прокуратурой Курганинского района было возбуждено уголовное дело о покушении на убийство. Стражи порядка не исключали, что преступники попытаются довершить задуманное, поэтому у палаты Карпенко в Курганинске была выставлена охрана.

Страсти накалялись. Ход расследования уголовного дела лично контролировал губернатор Кубани Александр Ткачев.

- Покушение на Карпенко – это прямой вызов власти, это явная попытка устранить физически всенародно избранного главу района, – говорил тогда А. Ткачев.

А его пресс-служба распространила заявление, в котором говорилось, что "попытку силового устранения лидера района губернатор считает прямым вызовом исполнительной власти".

На совещании с силовиками глава региона поставил задачу в кратчайшие сроки провести расследование и выявить преступников. Для этого в Курганинский район были направлены лучшие следственные группы прокуратуры и милиции.

- Никому не должно быть повадно поднимать руку на власть, которую избрали люди, – особо подчеркивал губернатор.


Однако уже в конце июня 2005 года дело закрыли за отсутствием состава преступления. Прокуратура Краснодарского края распространила сообщение, что покушение на главу Курганинского района признано инсценировкой. Данные выводы объективно подтвердились проведенным следственным экспериментом.


Узнав об этом, группа жителей Курганинска собрала подписи горожан под требованием отстранить Карпенко от должности главы Курганинского района и просьбой к Генеральной прокуратуре взять под контроль ход этого расследования. Организаторы акции также требовали привлечь Карпенко к ответственности за лжесвидетельство.

– Если не вышли протестовать тысячи людей – это не значит, что они всем довольны, просто разуверились в том, что можно изменить ситуацию, – заявлял один из организаторов акции протеста,  депутат Курганинского районного Совета Дмитрий Евневич.

Противники главы утверждали, что покушение было инсценировано для того, чтобы отвлечь внимание общественности от скандальной предвыборной кампании с обилием "грязных технологий".

Виктор Карпенко ушел в отставку в начале августа 2005 года. "Состояние моего здоровья резко ухудшилось после покушения в апреле месяце", – объяснил он Совету депутатов муниципального образования Курганинский район. После этого информация о его судьбе появлялась только из неофициальных источников в правоохранительных органах, которые сообщали, что Карпенко заключен под стражу и обвиняется в подготовке и совершении терактов.

В итоге краевой суд на заседании счел доказанным, что Карпенко инсценировал покушение с целью недопущения пересмотра результата выборов. Ложь в обмен на власть.

Карпенко признан вменяемым, его соучастники тоже… А жители Армавира и Курганинского района, вероятно, будут долго еще сомневаться в реальности мира, в котором чиновники не останавливаются ни перед чем ради достижения собственных интересов.



Справка ЮГА.ру: Покушения на кубанских чиновников

1998 год. Злоумышленники расстреляли из гранатомета служебную машину Галины Джигун, мэра Туапсе.

Тогда же подвергся нападению и бывший глава Кореновского района Николай Хворостин.

Весна 2000 года. При взрыве начиненной гексогеном "Вольво" погиб глава Курганинского района Александр Васильев. Заказчики и исполнители преступления вычислены в течение полутора лет.

Зима 2002 года. На пороге администрации застрелен глава Кущевского района Борис Москвич.

Осень 2003 года. У ворот своего дома из автомата Калашникова был обстрелян глава Павловского района Краснодарского края Николай Дьяченко. Чиновник получил шесть осколочных ранений и чудом остался жив.

«Заставлять любить Родину бессмысленно»
16 апреля, 10:00
«Заставлять любить Родину бессмысленно»
Интервью со Стефанией Даниловой — о патриотической поэзии, детстве в Керчи, котах Махачкалы и русской Индии
ФК «Краснодар» немного перегорел психологически
15 апреля, 12:35
ФК «Краснодар» немного перегорел психологически
Разбор матча с «Зенитом»