Кубанское студенчество в зеркале национальных традиций

Глобализация давно уже стала одним из основных векторов развития современной цивилизации. Почвенники и патриоты рисуют апокалиптичные прогнозы полной потери уникальной евразийской цивилизации, растворения всех нравственных основ в гедонистическом болоте общества всеобщего потребления, авангардом которого, конечно же, выступает молодежь. И сожалеют, что в непонятно одетом существе с серьгой в ухе (носу, языке, пупке), полностью ушедшем в сети Интернета и предпочитающем борщу и квасу пиццу с колой уж никак не увидишь Василису Прекрасную, Илью Муромца, Ивана-царевича или хотя бы Иванушку-дурачка.

Но национальные ценности так или иначе сохраняются в каждом из нас, вопрос лишь в объеме этнокультурных элементов в сознании и степени их трансформации. Это и посвящено наше исследование, идею которого поддержали Российский гуманитарный научный фонд и Департамент образования и науки Краснодарского края, выделившие соответствующие средства. Исследование последствий глобализации – дело, безусловно, глобальное, но у него уже есть интересные промежуточные результаты.

Для начала мы поинтересовались у студентов, какими качествами, свойствами, по их мнению, обладает типичный русский человек? Конечно, это представление о себе на уровне стереотипа (так называемый этнический автостереотип), то, что возникает в нашем сознании как первая реакция на словосочетание "русский человек". Это представление может в чем-то совпадать, а в чем-то разниться с тем, какими мы видим себя на самом деле.
Всего были упомянуты более сотни качеств. В десятку лидеров вошли следующие: доброта (отметили 32,9% опрошенных), лень (22,3 %), щедрость (22,3 %), гостеприимство (19,4 %), открытость (16,4 %), ум (14,1 %), жизнерадостность (14,1 %), общительность  (12,9%), простота  (12,3 %), искренность (12,3%). При первом взгляде на самих себя вырисовывается позитивно настроенный оптимистичный человек, незлобный, без камней за пазухой, с широкой душой, предпочитающий дружеское общение уединенному самосозерцанию. Вероятно, он готов на многое ради других (он добрый, щедрый, гостеприимный), да и вообще способен на многое (он умен), если это не связано с чрезмерными усилиями (поскольку все-таки ленив). В этом человеке можно заметить следы евангельских добродетелей, хотя он не особо религиозен.

Задачей следующего этапа было выяснить, какой собственный смысл вкладывают респонденты в понятие "русский человек", для чего им был задан вопрос "Что для вас значит быть представителем вашей национальности?". Всего было опрошено около 700 человек, из которых 536 считают себя русскими. Мы получили разнообразные ответы, развернутые и не очень, которые сгруппировали в определенные смысловые блоки. Среди них с большим отрывом доминирует самоопределение "Русский – значит гражданин России" (41,6 %). Такую позицию лаконично выразила будущий инженер-эколог: "русский – это не национальность, это любовь к Родине, к России". При этом российское гражданство оценивают как позитивный фактор своей биографии подавляющее большинство опрошенных (38,9 %).

Судя по результатам данного исследования, нынешние студенты хотят жить в большой и сильной стране, которую уважают и побаиваются соседи (4.7 %), гордиться своей страной, успехами ее представителей в разных областях деятельности: спорте, науке, искусстве, политике, и т д. (7,3 %). А главное, утверждают, что любят свою страну и считают себя патриотами (15,7%) даже вопреки видимым недостаткам. Как отмечает будущий программист из Армавира: "Я русский и я рад этому, хоть и футболисты не могут играть, нет дорог и много дураков". Более того, многие отмечают свою готовность к защите родины, интересов страны, необходимость соблюдать законы страны, демонстрации принадлежности к России, ответственность за свои поступки, формирующие образ страны, а также неравнодушное отношение к проблемам страны, необходимость способствовать лучшему будущему страны, наличие гражданской позиции и даже знание государственной символики и уважение к президенту.

Парадоксально, но поколение, выросшее на обломках советской империи и заставшее в сознательном возрасте только воспоминания о "нашей великой эпохе" (которые, как и любые воспоминания, могут сильно отличаться от реальности у каждого конкретного человека), является носителем имперского сознания и грезит о "великой державе", у которой, как у всякой нормальной империи, должен быть внешний враг. И образ врага тоже растет из советских времен: это не исламистская угроза, и не международный терроризм, а "американцы", покушающиеся на суверенитет самобытной цивилизации. Показательно, что многие опрошенные упоминают о необходимости уважительного отношения к представителям других национальностей, но бессознательно в межэтнических отношениях русским отводят роль "старшего брата".

Те, кто настроен отрицательно по отношению к факту своего российского гражданства (2,7 %), отмечают социальную беззащитность россиян, возникающее у них чувство неполноценности, низкий уровень жизни в стране, стыд за представителей страны, противостояние государственной системе, ("Быть русской – любить свою страну и не терпеть свое государство"), доминирующая эмоция всех этих ответов – "за державу обидно". Тем не менее, даже самые критичные респонденты дают понять, что они неравнодушны к проблемам страны, и настроены не просто "свалить отсюда", а менять что-то в социальной сфере. Желанный образ большой и сильной (а для некоторых и страшной) страны дополняется насущной потребностью в справедливом ее устройстве. Характерно, что как и 1000 лет назад, источником справедливости видится государство, точнее идеальная его модель, на манер Святой Руси. Персонифицируется же идея справедливости в образе "нормального президента" (как тогда в образе "доброго царя"), которому нынешний глава государства вполне соответствует.

Второй по количеству ответов смысловой блок можно условно определить как "культурные традиции русского народа" (23,4 % ответов): "быть русской значит быть вместилищем русской культуры, языка, менталитета", - отмечает одна из респондентов. Русский язык при этом упоминается чаще всего (6,1 %). Вероятно, он определяет пространство российской цивилизации; знание истории и культуры (которая, главным образом, ассоциируется с победами и достижениями) и обязанность беречь и приумножать историческое наследие (8,7 %); на удивление незначительное количество опрошенных (менее 1 %) упоминает православие. Немало вопросов вызывает существенный процент (5,8 %) ответов, сгруппированных как "соблюдение и передача традиций". Основные из них: что такое, в представлении наших респондентов, "народные традиции"; что значит "стараться соблюдать обычаи наших предков"? Какие из этих традиций они сами соблюдают и намерены передавать? Почему они считают их соблюдение и передачу столь важным делом для русского человека?

Третий по объему информационный блок  составляют ответы, представляющие собой положительную реакцию русского человека по поводу того, что он таковым является (10,2 %). Тут и радость, и гордость, и ощущение собственной крутизны – словом, такая полнота чувств, что словами их не выразить. Быть русским, по мнению нынешних студентов, это замечательно и совсем не трудно. Надо просто "любить Россию и быть хорошим человеком".

Уже предварительные результаты исследования показывают, что видимый образ Ивана-не-помнящего-родства обманчив. В его душе живут и здравствуют народные архетипы, корни которых уходят в глубь тысячелетий. А серьгу в ухе носил и князь Святослав, громивший десять веков назад врагов земли русской.

Работа выполнена при финансовой поддержке администрации Краснодарского края и РГНФ, грант № 06-03-38309 а/Ю.