Программа «Анти ВИЧ/СПИД»: итоги I-II кварталов 2006 года

Оценка информационных материалов
программы "Анти ВИЧ/СПИД" целевой аудиторией программы
и
результаты до — и после-тренингового анкетирования целевой аудитории
(
I—II кварталы 2006 года)

I квартал 2006

Из числа респондентов знающих баннеры и плакаты Программы побально охарактеризовали их следующим образом: 46,4% на "4—5", 19,6% на "3", 5,8% на "1—2", 28,2% не дали своей оценки.

Из числа респондентов знающих социальные ролики Программы побально охарактеризовали их следующим образом: 54% на "4—5", 9% на "3", 7% на "1—2", 30% не дали своей оценки.

II квартал 2006

Из числа респондентов знающих баннеры и плакаты Программы побально охарактеризовали их следующим образом: 43,2% на "4—5", 25,4% на "3", 8,6% на "1—2", 22,8% не дали своей оценки.

Из числа респондентов знающих социальные ролики Программы побально охарактеризовали их следующим образом: 49% на "4—5", 19% на "3", 7.6% на "1—2", 24,4% не дали своей оценки.

Итого: 1 полугодие 2006 

Из числа респондентов знающих баннеры и плакаты Программы побально охарактеризовали их следующим образом: 44,8% на "4—5", 22,5% на "3", 7,2% на "1—2", 25,5% не дали своей оценки.

Из числа респондентов знающих социальные ролики Программы побально охарактеризовали их следующим образом: 51,5% на "4—5", 14% на "3", 7,3% на "1—2", 27,2% не дали своей оценки.

Общий итог реализации Программы

I квартал 2006 года

5 пилотных территорий

Количество семинаров-тренингов и место их проведения в рамках Программы

Пилотн. территория

Образовательные учреждения

Количество проведенных информационных

семинаров-тренингов

Ср шк

Веч. шк

ССУЗ

ВУЗ

Дет. дом

Шк интерн

7—8 кл

9—11 кл

9—11 кл веч шк

1—3 курсы ССУЗ и ВУЗ

Дет. дом

Шк интерн

Роди-т комитет

Итого

6

3

2

2

1

2

8

13

4

6

1

4

4

Общее количество человек участвовавших в рамках Программы

Пилотн территория

Учащиеся

7—8 классов

12—14 лет

Учащиеся

9—11 классов

14—16 лет

Учащиеся

вечерних школ

14—17 лет

Воспитанники

детских домов

12—15 лет

Воспитанники

школ-интернатов

12—15 лет

Студенты ВУЗов и ССУЗов

17—20 лет

Родительский комитет

Соц. Работники, педагоги, психологи

Представители СМИ

Абинск, Геленджик, Новороссийск, Тихорецк, Северская

184

295

85

25

42

129

60

48

19

Итого: всего 887 человек (760 детей, 127 взрослых). Семинаров-тренингов —  40.

Количество респондентов: всего 568 человек (М — 305, Ж —  263). Образовательных учреждений —  16.

Основным источником информации по проблеме ВИЧ/СПИД является безусловно телевидение — 80,5%. В результате обработки анкет и ранжировании показателей, были выявлены следующие приоритеты в отношении источников информации:

  • Телевидение — 80,5%
  • Школа — 39%
  • Газеты, журналы и др. — 37%
  • Наружная реклама — 27%
  • Радио — 25,7%
  • Лечебные учреждения — 24,5%
  • Родственники — 23,8%
  • Интернет −23,4%
  • Друзья — 23%
  • Не слышали об этом — 0,98%
  • Притоны — 0,17%
  • Морвокзалы — 0,17%
  • Брошюры — 0,1%
  • Степень актуальности — 68,7 %
  • Уровень беспечности (нет) — 21,24%
  • Уровень толерантности (есть) — 45,2%
  • Уровень информированности составлял — 63%
  • Степень наличия мифов — 20,82%
  • Степень отсутствия мифов — 79,18%

Показатели актуальности проблемы ВИЧ/СПИД совпадают с желанием респондентов получить какую-либо информацию по данной теме (Заинтересованы — 74,6%, Не заинтересованы — 10,2%, Затрудняются ответить — 15,2%, не ответили — 0,005%).

В результате анкетирования респондентов для определения субъективной оценки ими семинаров-тренингов как процесса в целом:

  • новую информацию по теме ВИЧ/СПИД на тренинге узнали — 84,7% респондентов ("полностью согласен" — 76,5%, "частично согласен" — 8,2%, "частично не согласен" — 7,96%, "полностью не согласен" — 5,5%). Не ответили — 1,8%.
  • состояние дискомфорта во время участия в семинарах-тренингах испытали 11,8% ("Я чувствовал себя комфортно" — "полностью согласен" — 55,3%, "частично согласен" — 30,97%, "частично не согласен" — 8%, "полностью не согласен" — 3,9%). Не ответили 1,8%.
  • Поделиться полученной информацией на тренинге согласны 79,7% респондентов ("Я обязательно поделюсь полученной информацией с моими близкими людьми" — "полностью согласен" — 55,4%, "частично согласен" — 24,3%, "частично не согласен" — 11,2%, "полностью не согласен" — 7,3%, не ответили — 1,8%).
  • Не было ни одного участника, который бы счел полученную информацию в рамках Программы "Анти ВИЧ/СПИД" бесполезной ("Какой процент информации тренинга был полезен именно для Вас" — "0%" — 0,45%, "10%" — 3%, "20%" — 1,8%, "30%" −7%, "40%" — 3,5%, "50%" — 12,1%, "60%" −5,6%, "70%" — 6,6%, "80%" — 8,3%, "90%" — 14,6%, "100%" — 30,9%, не ответили на вопрос — 6,2%).
  • 85,1% респондентов оценили семинары-тренинги на 4—5 баллов по 5-ти бальной шкале ("Как Вы оцениваете семинар-тренинг в целом" — "1 балл" — 1,8%, "2 балла" — 2,8%, "3 балла" — 8%, "4 балла" — 13,2%, "5 баллов" — 71,9%, не ответили на вопрос — 2,3%)
  • Больше всего участникам понравилась информационная часть тренингов — 60,6% ("Какая часть семинара-тренинга Вам понравилась больше всего" — информационный блок в виде слайдов — 60,6%, игры — 44,1%, ничего не понравилось — 4,7%).
  • 63,5% учащихся видели наружную рекламу Программы, из них 30% оценили плакаты на 4—5 балла ("Видели ли Вы на улицах своего города /станицы/ плакаты Программы "Анти ВИЧ/СПИД" — "Да" — 63,5% (из них побально дали оценку 45,2%: "1 балл" — 1,4%, "2 балла" — 2,4%, "3 балла" — 12%, "4 балла" — 11,2%, "5 балла" — 18,9%. Побально оценку не дали 18%). "Нет" — 30,5%, не отмечали вообще — 6%.). (Из числа респондентов знающих баннеры и плакаты Программы побально охарактеризовали их следующим образом: 46,4% на "4—5", 19,6% на "3", 5,8% на "1—2", 28,2% не дали своей оценки)
  • 81,8% учащихся видели ролики Программы, из них 43,6% оценили плакаты на 4—5 балла ("Видели ли Вы по телевидению видеоролики Программы "Анти ВИЧ/СПИД" — "Да" — 81,8% (из них побально дали оценку 57%: "1 балл" — 1,7%, "2 балла" — 3,7%, "3 балла" — 7,5%, "4 балла" — 15%, "5 балла" — 28,5%. Побально оценку не дали 24,8%). "Нет" — 15,9%. Не ответили вообще — 2,3%) (Из числа респондентов знающих социальные ролики Программы побально охарактеризовали их следующим образом: 54% на "4—5", 9% на "3", 7% на "1—2", 30% не дали своей оценки)

В заключении, анкетирование проведенное с целью оценки эффективности семинаров-тренингов среди респондентов показало следующие результаты:

  1. Уровень беспечности снизился на 71,84% (составляет 7%).
  2. Уровень толерантности повысился на 35,8% (составляет 80,89%)
  3. Уровень информированности повысился на 8,8%
  4. Уровень наличия мифов уменьшился на 16,8% (порядка 4% вероятность наличия мифов у респондентов).

Были проведены следующие массовые мероприятия:

  • "Люби на здоровье" — 14 февраля. Принимало участие более 300 человек.
  • Церемония награждения победителей творческого конкурса среди молодежи. Принимало участие около 200 человек.
  • Вечеринка в г. Туапсе в клубе "Три кита". Принимало участие около 300 человек.

Были выпущены следующие материалы:

  • брошюра для детей (12—14 лет) — 1 000 штук, информационная брошюра "История презерватива" — 1 000 шт. (Общий тираж — 2 000 шт.)
  • Выход двух социальных роликов Программы на телеканалах Краснодарского края с января составляет 452 раза в неделю.

Израсходовано информационных материалов на 31. 03. 06 следующее количество:

Кол-во(шт.)

Конверты с марками

Брошюра "Необязательно платить жизнью"

Брошюра "История презерватива"

Стикер

Листовка "Необязательно платить жизнью"

Брошюра "Поговорим?"

Плакаты

Формат А3

Формат А4

Расход

30

846

350

75

280

251

16

325

Остаток

970

544

1240

135

1010

360

266

1156

В рамках Программы "Анти ВИЧ/СПИД" за период I квартала участвовало около 1 687 человек (семинары-тренинги, 14 февраля — вечерника для молодежи, Конкурс для подростков и молодежи, вечеринка "Три кита").

Общий итог реализации Программы

II квартал 2006 года

5 пилотных территорий

Количество семинаров-тренингов и место их проведения в рамках Программы

Пилотн. территория

Образовательные учреждения

Количество проведенных информационных

семинаров-тренингов

Ср шк

Веч. шк

ССУЗ

ВУЗ

Дет. дом

Шк интерн

7—8 кл

9—11 кл

9—11 кл веч шк

1—3 курсы ССУЗ и ВУЗ

Дет. дом

Шк интерн

Роди-т комитет

Итого

8

2

1

2

2

8

24

2

4

2

3

Общее количество человек участвовавших в рамках Программы

Пилотн территории

Учащиеся

7—8 классов

12—14 лет

Учащиеся

9—11 классов

14—16 лет

Учащиеся

вечерних школ

14—17 лет

Воспитанники

детских домов

12—15 лет

Воспитанники

школ-интернатов

12—15 лет

Студенты ВУЗов и ССУЗов

17—20 лет

Родительский комитет

Соц. Работники, педагоги, психологи

Представители СМИ

Усть-Лабинск, Сочи, Краснодар, Армавир, Туапсе

198

555

48

41

85

67

17

4

Итого: всего 1015 человек (927 детей, 88 взрослых). Семинаров-тренингов —  46.

Количество респондентов: всего 927 человек (М — 430, Ж —  497). Образовательных учреждений —  15.

Выводы:

  1. О проблеме ВИЧ/СПИДа до проведения информационного семинара-тренинга слышали 95,22% респондентов.
  2. Самым достоверным источником информации по проблеме ВИЧ/СПИД являются лечебные учреждения — 36,32%. В результате обработки анкет и ранжировании показателей, были выявлены следующие приоритеты в отношении достоверных источников информации:
  • Лечебные учреждения — 36,32%
  • Телевидение — 26,67%
  • Родственники — 13,75%
  • Интернет — 6,09%
  • Информационные занятия (тренинги) — 4,77%
  • Школа — 4,11%
  • Друзья — 2,26%
  • Газеты — журналы и др. — 2,11%
  • Наружная реклама — 1,78%
  • Радио — 0,77%
  • Не слышали об этом — 1,45%
На начало проведения семинара-тренинга были определены следующие показатели:

Уровень информированности:

Человек может болеть ВИЧ и не знать об этом?

  • "Да" — 80,13%,
  • "Нет" — 8,64%,
  • "Не знаю" — 9,23 %.

Заразиться ВИЧ можно:

  • при использовании общих игл — 67,06%
  • при не безопасном сексуальном контакте — 85,72%
  • от матери к ребенку — 41,13%

Защитить себя от ВИЧ можно:

  • если не вступать в половые контакты — 41,43%
  • использовать только стерильные мед. инструменты — 59,21%
  • избегать общения с людьми, больными ВИЧ — 25,51%
  • избегать грязных мест общественного пользования — 14,81%
  • затруднились ответить — 4,74%

Можно ли вылечить ВИЧ?:

  • "Да" — 30,95%
  • "Нет" — 40,46%
  • "Не знаю" — 28,59%.

Только взрослые люди болеют ВИЧ?:

  • "Да" — 8,06%
  • "Нет" — 86,69%
  • "Не знаю" — 5,26%

Чтобы узнать о заражении ВИЧ, необходимо сдать анализ крови:

  • "Да" — 86,92%
  • "Нет" — 5,75%
  • "Не знаю" — 7,33%

Степень наличия мифов — считают, что заразиться ВИЧ можно:

  • 13,24% — через укусы насекомых
  • 11,06% — при объятиях с человеком больным ВИЧ.
  • 7,74% — при использовании общей посуды и постельного белья.
  • 6,68% — через дружеский поцелуй.
  • 5,73% — в любом водоеме, где купаются люди.
  • 3,02% — через сидение унитаза.
  • 1,72% — затруднились ответить.
  • Уровень наличия толерантности — 66,59%.
  • Степень наличия беспечности — 61,55%.
  • Заинтересованность в получении новой информации проявили — 90,41%, не проявили заинтересованность — 9,59%.

Узнаваемость Программы и ее оценка

66,75% учащихся видели наружную рекламу Программы, из них 26,89% оценили плакаты на 4—5 балла ("Видел ли Ты на улицах своего города /станицы/ плакаты Программы "Анти ВИЧ/СПИД?" — "Да" — 66,75% (из них побально дали оценку 53,12%: "1 балл" — 1,82%, "2 балла" — 3,54%, "3 балла" — 16,27%, "4 балла" — 17,04%, "5 баллов" — 9,85%. Побально оценку не дали 15,03%). "Нет" — 31,04%, не отмечали вообще — 2,22%.). Из числа респондентов знающих баннеры и плакаты Программы побально охарактеризовали их следующим образом: 43,2% на "4—5", 25,4% на "3", 8,6% на "1—2", 22,8% не дали своей оценки.

86,36% учащихся видели социальный ролики Программы, из них 42,45% оценили ролики на 4—5 балла ("Видел ли Ты по телевидению видеоролики Программы "Анти ВИЧ/СПИД?" — "Да" — 86,36% (из них побально дали оценку 65,03%: "1 балл" — 2,86%, "2 балла" — 3,47%, "3 балла" — 16,35%, "4 балла" — 20,73%, "5 баллов" — 21,73%. Побально оценку не дали 21,14%). "Нет" — 12,82%, не отмечали вообще — 0,81%.). Из числа респондентов знающих социальные ролики Программы побально охарактеризовали их следующим образом: 49% на "4—5", 19% на "3", 7.6% на "1—2", 24,4% не дали своей оценки.

По окончании семинара-тренинга были выявлены следующие показатели:

Уровень информированности по проблеме

"Чем отличается ВИЧ от СПИД?"

  • Это одно и тоже 2,77%
  • СПИД является последней стадией ВИЧ 80,62%
  • ВИЧ является последней стадией СПИД 11,45%
  • Затрудняюсь ответить 5,45%

88,11% — считают, что ВИЧ передается половым путем, 84,55% — через кровь, 44,42% — от матери к ребенку. Встречались и такие варианты ответов, как "через половое соприкосновение", "слюнообменный и кровообменный", "теоретически любая жидкость, содержащая вирус", "предохраняться презервативом от наркотиков".

Основными способами защиты от ВИЧ для респондентов являются:

  • 62,23% — презерватив,
  • 52,92% — применение стерильных мед. инструментов,
  • 12,44% — отказ от грудного кормления.

Встречались и такие варианты ответов, как "не целоваться глубоко", "не пользоваться не пастеризованными приборами", "думать, а потом действовать", "не целоваться с курильщиками", "владеть информацией", "избегать бурной половой жизни с малознакомыми", "слушать родителей", "уйти в монастырь", "соблюдать чистоту своего тела".

52,75% — считают, что ВИЧ разрушает иммунитет человека.

Встречали и такие варианты ответов, как "разрушает внутренние органы", "приводит к странным заболеваниям", "разрушает нервные клетки", "выявляются все болезни", "да, человек худеет, желтеет, становиться слабым", "вирус не лечиться, человек может опухнуть", "человек становиться не уверенным в себе, появляется усталость".

На вопрос "Когда с момента предполагаемого инфицирования необходимо провести тест на антитела к ВИЧ?" ответили:

  • 14,08% — на следующий день
  • 7,35% — каждую неделю в течение года
  • 77,47% — через 3—6 месяцев
  • 1,52% — через 3 года

На вопрос "Период ‘окна’ — это состояние, когда" ответили:

  • Организм еще не успел выработать антитела к вирусу,
  • но уже является источником ВИЧ 33,93%
  • Вирус уже в крови,
  • но человек не может передать заболевание другому 34,34%
  • У человека еще не появились симптомы заболевания 32,02%

"С какого момента после инфицирования человек может стать источником ВИЧ — инфекции?"

  • После окончания периода "окна" 26,92%
  • С момента инфицирования 47,28%
  • Одновременно с развитием СПИД 9,72%
  • С момента появления симптомов ВИЧ/СПИД 16,09%

Уровень актуальности проблемы после тренинга

  • 56,2% — считают, что проблема ВИЧ/СПИД гораздо серьезнее, чем они предполагали.
  • 35,85% — полностью представляли серьезность проблемы до тренинга.
  • 1,71% — проблема ВИЧ/СПИД оказалась совсем не актуальной.
  • Общий уровень актуальности — 92,26%.
  • Степень беспечного отношения — 5,28%.
  • Уровень наличия толерантности — 87,41%.

Субъективная оценка уровня информированности по проблеме

93,43% — получили новую информацию, 7,17% — не получили новую информацию.

Оценка уровня психологического комфорта на тренинге

69,41% — чувствовали себя на тренинге комфортно, 26,39% — некомфортно.

Желание поделиться полученной информацией

После семинара-тренинга новой информацией с другими поделятся — 90,84%

Не поделятся — 15,16%

Сравнительный анализ полученных результатов по итогам предварительного и заключительного анкетирования респондентов показал следующее:

  • Уровень наличия толерантности повысился на 20,82% (составляет 87,41%)
  • Уровень наличия беспечности понизился на 56,28% (составляет 5,28%)

Были проведены следующие массовые мероприятия:

  • 19 мая 2006г. г. Сочи. Городская акция "Здоровье — выбор молодых!" при поддержке учебно-методического центра отдела культуры и СПИД-центра г. Сочи, посвященная Международному Дню памяти умерших от СПИДа. Всего в акции приняло участие около 300 человек.
  • 31 мая 2006г. г. Краснодар. Пресс-конференция, в рамках которой были освещены результаты деятельности и планы на будущее Программы "Анти ВИЧ/СПИД" в Краснодарском крае. Присутствовали: руководство БФ "Открытое Сердце", представитель департамента образования и науки края, представитель ГУЗ "Клинического центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", представитель АТК и СМИ Краснодарского края, волонтеры Программы.

Были выпущены следующие материалы:

  • брошюра "История презерватива" — 2 000 шт.,
  • листовки "Необязательно платить жизнью" — 2 000 шт.,
  • брошюра для детей (12—14 лет) — 2 000 шт.,
  • брошюра "Не обязательно платить жизнью" — 2 000 шт.,
  • предварительные анкеты — 1 000 шт.,
  • заключительные анкеты (от 14 лет) — 1 000 шт.,
  • заключительные анкеты (12—14 лет) — 1 000 шт.
  • (Общий тираж −11 000 шт.)
  • постер для тематических конференций — 3 шт.,
  • мобильный стенд Программы "Анти ВИЧ/СПИД" — 1 шт.,

Израсходовано информационных материалов на 31. 05. 06 следующее количество:

Количество

(шт.)

Брошюра

"Необязательно платить жизнью"

Брошюра "История презерватива"

Стикер

Листовка "Необязательно платить жизнью"

Брошюра

"Поговорим?"

Плакаты

Формат А3

Формат А4

Расход

539

40

90

661

280

16

336

Остаток

5

1 200

45

349

80

250

820

В рамках Программы "Анти ВИЧ/СПИД" за период II квартала участвовало около 1 340 человек (семинары-тренинги, молодежная дискотека —  19. 05.. Сочи, пресс-конференция по Конкурсу СМИ и результатам деятельности Программы 2005—06 гг., г. Краснодар 31. 05. 06).