Отставка губернатора Кубани: слухи крепчают

В рейтинге слухов на прошедшей неделе доминировала тема отставки главы края Александра Ткачева. Во время сочинского саммита глав государств Евросоюза в Краснодаре активно обсуждали сенсационную "утечку информации": президент Путин, встретившись в своей резиденции Бочаров Ручей с губернатором Кубани Ткачевым удовлетворил его прошение об отставке "по состоянию здоровья". Официальные источники в администрации эту информацию опровергают. В очередной раз и с возмущением. Тем не менее, слухи крепчают и множатся.

Сенсационные новости о якобы готовящейся отставке главы края возникают регулярно, но еще пару лет назад они появлялись гораздо реже и имели определенный повод. Зимой 2005 года краевые СМИ внезапно сообщили, что губернатору Кубани сделана операция, а состояние его здоровья "уже лучше". Что именно произошло с губернатора Ткачевым и насколько опасной была ситуация, пока было не лучше, а хуже — сообщено не было, откуда возникли слухи и предположения одно другого страшнее.
Год назад, в июне 2005-го, во время визита на Кубань патриарха Алексия глава региона появился на публике с небольшим костылем, что дало повод к очередному всплеску разговоров о здоровье Александра Николаевича. Слухи подогрело то обстоятельство, что на парадном фоторепортаже в краевых СМИ изображение костыля было удалено, и Александр Ткачев предстал перед читателями газет без всяких признаков нездоровья. Чудеса фотомонтажа были тем загадочнее, что телевизионная картинка все равно выдала губернаторский секрет. Чем именно болен губернатор — обсуждали тогда все, кому не лень, при этом особого сочувствия высказано не было, а иногда в разговорах проскальзывало злорадство — пусть уйдет с должности и поживет, как все, да еще с болезнью! Самые взвешенные разговоры сводились к повторению всем известной истины — пусть губернатор живет и работает дольше, так нам всем будет гораздо дешевле. Не дай бог перемены, придут новые люди, неизвестно что будет, а этим мы вроде как уже привыкли, так что пусть все идет как идет.

С середины весны этого года слухи о возможном уходе главы Краснодарского края со своего поста по состоянию здоровья внезапно вспыхнули с новой силой. Иногда даже приходилось слышать от вполне серьезных деловых людей: давайте поспешим решить тот или иной вопрос, а то завтра может быть поздно: сами понимаете, власть сменится максимум через неделю, а что там будет — никому неведомо.
При этом наблюдался интересный феномен: совершенно разные люди — по возрасту, статусу и степени осведомленности, явно незнакомые друг с другом, пересказывали с небольшими вариациями одну и ту же историю. Вроде бы встретились Александр Ткачев с президентом Владимиром Путиным, и глава государства прочувствованно произнес что-то вроде: "Вы столько сделали для России и Кубани, что имеет полное право на полноценный отдых и лечение. Спасибо за службу, и я вас больше не задерживаю".
В некоторых вариациях рассказа по степени эмоциональности так и напрашивается ремарка: президент прослезился (оба прослезились?), обнял губернатора, пожал руку, грустно вздохнул, переживая потерю для России ценного перспективного молодого политика. И ушел, оставив уже экс-главу региона с невеселыми думами о дальнейшей своей судьбе и пошатнувшемся здоровье.

В качестве возможных преемников Александра Ткачева называли обычно нескольких претендентов: Владимир Бекетов (вполне логично, второе лицо, опытный политик, хотя скорее — промежуточный вариант), Константин Пуликовский (земляк, боевой генерал, не совсем удачливый полпред на Дальнем Востоке, но вдруг на новом посту дела пойдут успешнее?). В качестве сюрприза называлась еще одна фамилия — Галина Золина. Президент якобы высказал сожаление — а вот почему-то мало женщин у нас на губернаторских постах. И Александр Ткачев вроде как тут же отозвался — а вот у нас есть вице-губернатор по социальной политике Галина Дмитриевна, очень достойный претендент, не хуже Валентины Матвиенко.

Слухи плодятся и множатся, не получая официального подтверждения, а единственным хилым аргументом, который имеет хоть какое-то отношение к озвучиваемым версиям — внешний вид главы региона. Тот, кто регулярно видит Александра Ткачева даже на телеэкране, не может не заметить — глава края заметно похудел и постарел. Впрочем, похудание не обязательно может свидетельствовать о проблемах со здоровьем: первый заместитель главы Александр Ремезков, например, некоторое время назад тоже прилично сбросил вес, о чем местные СМИ сообщили как о личном достижении известного политика в качестве показателя его отличной спортивной формы.
После саммита в Сочи, где губернатор Ткачев встречался с президентом, разговоры о смене власти на Кубани закипели с новой силой. Из Москвы стали названивать знакомые и спрашивать — а что, правда у вас регионом уже руководит Александр Починок? Почему именно Починок — объяснить не мог никто, но версию повторяли упорно.

В пресс-службе администрации говорят — устали опровергать глупости. Начальник отдела оперативной информации (пресс-службы) департамента по делам СМИ Краснодарского края Владимир Касютин сообщил, что на ближайшее время у главы края Александра Ткачева запланирован ряд важных мероприятий, подготовка к которым идет в обычном режиме. "Слухи о смене первого лица в крае возникают периодически, но они ни на чем не основаны, — подчеркнул В. Касютин. — Никаких официальных распоряжений на этот счет нет".
Приблизительно то же говорят и другие советники главы края, высказываясь смутно: если слухи распускают, значит, это кому-нибудь нужно? Удивительное совпадение фактуры слухов действительно наводит на мысль о каком-то едином их источнике. Возможно, некий персонаж (или группа заинтересованных лиц) настолько активно высказывают в узком кругу пожелания смены руководства края, что желаемое, выдаваемое за действительное, активно выплескивается за пределы узкого круга недоброжелателей и моментально подхватывается сочувствующими.

Вероятен и другой вариант: дезинформация просачивается из близкого окружения самого губернатора для загадочных целей — напустить тумана вокруг состояния здоровья первого лица региона, а затем выдать нечто ну совсем уж неожиданное. Как Ельцин в 1999 году: все гадали, что предпримет первый президент России, чтобы пойти на третий срок. А Борис Николаевич взял и ушел со своего поста, да еще до окончания срока полномочий, да еще под Новый год, да еще оставив тогда никому неизвестного преемника. Возможно, какой-то подобный по сложности трюк и готовят сейчас стратеги со Старой площади. Или не готовят, и тогда наш губернатор благополучно доработает до последнего дня своих полномочий, чтобы потом с чистой совестью и сознанием выполненного перед Россией долга заняться своим здоровьем.