Власть и пресса на Кубани: непраздничные мысли

"Нет на свете людей более несносных, чем провинциальные знаменитости", — заметил когда-то Антон Павлович Чехов. Применительно к провинциальному журналистскому сообществу эта идея срабатывает на двести процентов: любой разговор о ситуации в краевых СМИ — даже в день профессионального праздника — неизбежно перерастает в долгоиграющую склоку с неизменным обращением к оппоненту: а сам-то ты кто таков? Почем продал талант, честь и совесть? И кто из нас, золотых перьев Кубани, более матери — истории ценен? Любое критическое высказывание принимается на свой счет с обязательной клятвой отмстить скоро и страшно.

Тем не менее, рискуя навлечь на себя праведный гнев коллег, мы все же отважимся заявить — кубанскую прессу, как и другую провинциальную, массовый читатель не то чтобы совсем не любит и не уважает, скорее — игнорирует или терпит, сцепив зубы. При этом все же читает — а как же иначе, нужно быть в курсе, что происходит в городе и крае? — но не упустит случая сказать каждому встретившемуся на жизненном пути журналисту — газеты у нас тоскливые, везде подхалимаж перед начальством, противно смотреть. И если журналист — честный человек, не отягощенный представлениями о цеховой солидарности — он не может не признать, что среднестатистический читатель — неразвитый, непрофессиональный, тупой и вообще во всех отношениях недостойный — в общем и целом прав.

Даже в праздник, поздравляя коллег с днем российской печати, глава департамента по делам СМИ и печати Краснодарского края Вячеслав Смеюха почему-то упомянул всего одну характеристику местных газет и телепрограмм: однообразные. Правда, Вячеслав Сергеевич тут же и опроверг это утверждение, сформулировав безличное предложение: "Говорят, что все газеты у нас похожи, но это не так. Сравните наши ведущие краевые издания — все они разные. У кого-то сильнее социальная тематика, у кого-то информационный блок или обратная связь с читателем. Каждая газета имеет свое лицо".

Трудно возражать профессионалу такого уровня, как Вячеслав Смеюха, да и спорить, наверное, не имеет смысла — каждая краевая газета действительно имеет свои особенности, хорошо заметные специалисту. Для неспециалиста в области СМИ, то есть для читателя — голоса региональной прессы сливаются в уникально дружный хор, главную партию в котором ведет краевая администрация.
Количество чиновников на единицу газетной площади просто зашкаливает, но при этом происходит парадоксальная вещь — говоря много, представители власти не сообщают читателям ровным счетом ничего. Переварить полученную из газет информацию, сделать выводы и определиться со своим отношением к прочитанному невозможно, и дело даже не в том, что приоритеты в текстах зачастую меняются на противоположные в течение очень короткого времени.

Говорят, у деспотичных людей есть два мнения — свое и неправильное. Региональные СМИ каким-то загадочным образом внушают читателю мысль о том, что мнение вообще-то есть одно, а другого не существует в природе. Все, что инициируется сверху — правильно, своевременно, мудро и абсолютно необходимо, ни малейших сомнений в этом нет и быть не может. Повышаем наполняемость бюджета — очень нужно, обязательно, непременно! Объявляем войну самострою, незаконной миграции, теневой экономике, фальсифицированному вину, игровым автоматам? Само собой разумеется, давно пора! Развиваем ипотеку, личные подсобные хозяйства, выходим на фондовый рынок, формируем привлекательный имидж края? Вне всяких сомнений! Привлекаем в край инвесторов — да как без этого вообще можно жить?
Набор самоочевидностей, ежедневно выдаваемый на-гора краевой прессой, не только не способствует формированию у читателя правильного представления о происходящих событиях, а напротив — скорее вызывает внутреннее отторжение и нежелание вникать в суть проблем. А вникать как раз следует, во многих случаях — не по причине банальной любознательности, а ради собственных интересов самых широких масс читателей.

Примеры? Сколько угодно. Несколько месяцев назад паника охватила клиентов краснодарской фирмы ДСК, слухи о банкротстве которой упорно циркулировали среди горожан. Внезапно все как один краевые СМИ отчитались: кризис миновал, новый инвестор взял на себя все обязательства предприятия. Информация исходила из двух супернадежных источников — от самого инвестора и от администрации края. Увы, подтвердить бодрые прогнозы было некому — ни в одной газете мнение независимых экспертов не появилось. А зря, потому что риэлтеры, строители и юристы могли бы рассказать много интересного о сложившейся ситуации, выдать относительно независимый прогноз развития событий, дать совет. Только тогда вкладчик с большей или меньшей долей уверенности мог бы решить, что ему делать — бежать расторгать договор или спокойно ждать обещанной квартиры.

Еще более загадочно выглядит в краевой прессе ситуация вокруг реформирования ОАО "Кубаньэнерго" и смены руководства компании. До недавнего времени все СМИ сообщали об выдающихся успехах управленческой команды Юрия Хардикова, затем лауреат званий "Человек года" и "Лучший менеджер России" ушел со своего поста, а источники в администрации края как-то нехотя, сквозь зубы упомянули об ошибках прежней команды в управлении предприятием и о нецелевых расходах.
В итоге без ответа остался главный вопрос — как все-таки на самом деле идут дела в компании, которая сейчас снабжает электричеством практически весь край? Вопрос тоже не риторический — реформа электроэнергетики идет, конкуренция в этой сфере развивается, и в очень скором будущем многим потребителям придется самими сделать выбор — с какой компанией заключить договор на энергоснабжение. Выбор коснется не только руководителей различных уровней власти и бизнесменов — в каждом населенном пункте выбор компании — поставщика будет зависеть от мнения жителей. Но смогут ли они сделать правильный выбор без объективной информации?

Конечно, было бы нелепо требовать от кубанских СМИ ежедневного глубокого, высокопрофессионального анализа ситуации в экономике и политике с прогнозами и комментариями… Хотя почему нелепо? Нормальные профессиональные требования к журналистике именно таковы, и никаких скидок на провинциальность в принципе не должно быть.
Увы, на деле получить информацию от эксперта достаточно сложно — хотя бы по причине отсутствия в городе большого количества независимых высококлассных специалистов, готовых по первому обращению ответить на вопросы журналиста. Но все же нельзя не обратить внимание коллег на очевидный факт — практически любой бизнесмен имеет свою собственную, уникальную точку зрения на ситуацию в экономике, владеет определенной суммой знаний, а значит, вполне может выступать в качестве эксперта. Стоит задать вопрос — и большинство предпринимателей очень охотно на него ответят, а после этого журналист сделает для себя удивительное открытие — самоочевидных вещей, оказывается, не бывает! На абсолютно любой вопрос есть как минимум два ответа, причем они не обязательно противоречат друг другу, а чаще всего дополняют картину. Точка зрения бизнеса — не поперек генеральной линии власти, а слегка в стороне, но она не менее аргументирована, разумна и полезна, чем инициатива чиновника. Самое интересное то, что многие из представителей бизнес-сообщества совершенно не боятся высказывать свое мнение на страницах газет. Среднестатистический бизнесмен не против инициатив руководства края — просто у него есть собственная позиция, и принять ее к сведению может и должен любой читатель и зритель.

Еще несколько самых простых примеров. Власти края в разгар уборки зерновых чуть ли не каждый день обещали крестьянам, что вот-вот начнется зерновая интервенция, и цены на сельхозпродукцию вырастут. Производители и переработчики в это же самое время, правда, гораздо тише, не в газетах, а между собой, говорили, что толку от интервенции будет на три копейки по ряду причин, которые известны им как специалистам. Как и следовало ожидать, из двух прогнозов сбылся тот, который не попал в СМИ.
Депутаты и главы администраций потребовали закрыть игровые клубы — а их владельцы выдвинули контрагрумент — в случае запрета игорный бизнес сместиться в теневую экономику со всеми вытекающими отсюда последствиями. Увы, как раз эта точка зрения в газетах и не появляется, а основная масса читателей недоумевает — почему же абсолютно правильные и полезные инициативы краевых властей до сих пор не реализованы? И некому им сообщить, что очень многие замечательные идеи, озвученные в региональной прессе, совершенно невыполнимы, невозможны, да и незаконны, рассчитаны лишь на шумовой эффект.

Разумеется, бизнесмен на газетной полосе или в кадре — это не панацея от скуки и унылости провинциальной прессы. Состояние СМИ в провинции зависит от огромного количества причин, охватить и предусмотреть большую часть из которых не сможет, наверное, даже такой мощный управленец, как вице-губернатор Мурат Ахеджак — дай бог ему здоровья и скорого возвращения на работу.
Но в день профессионального праздника хочется обратиться к коллегам с добрым пожеланием — спрашивайте не только у чиновников, но и у предпринимателей! Власти нужно знать, что кто-то думает и действует не по команде. В противном случае чиновники и вправду поверят в свою непогрешимость.