Освобождение новороссийских моряков: подробности из первых рук

В ночь на 29 декабря в Новороссийск вернулись 8 моряков. Они были в числе 12 россиян, арестованных нигерийцами. С цветами и подарками, а также со слезами на глазах встречали своих мужей и сыновей жительницы Новороссийска. По словам жен экс-пленников, заточение мужей зачеркнуло 3 года их жизней. Героев, за злоключениями которых следила в последнее время вся страна, встречал у трапа самолета в аэропорту Краснодара и наш корреспондент.

"Еду готовили на кострах, вместо кастрюль — банки от кофе…"

- В Нигерии воровство и контрабанда нефти — основной промысел. Там такой бардак, — все продается и покупается. Любой может купить по-дешевке пароход и нанять таких идиотов, как я, — сожалеет моторист-сварщик греческого танкера "Африкан прайд" Александр Жернаков. — По условиям контракта я мог заработать 1 062 доллара. Но уже при его оформлении я почувствовал неладное. Меня испугало, что крюинговая компания греческая, да и район работ они обозначили сетко — Гвинейский залив. Обычно морякам на такой вопрос отвечают: "Куда пошлют…". Но я уже отдал 170 долларов на визу, потратился на оформление паспорта, — было поздно отказываться. И что я получил? Сидели мы там в обычной тюрьме и тюрьме строгого режима Кири-Кири, — страшнее тюрьмы в Нигерии нет! Света в тюрьме могло не быть по 2-3 недели, еду готовили прямо там на кострах, вместо кастрюль — банки от кофе. Готовить было больше негде и не на чем. Когда начали голодать, успели подружиться с сокамерниками, делились — кто-то рисом, кто-то давал касалы или амалы. Делился и сосед, когда ему приносили алюминиевую тюремную миску с чем-то вонючим, ужасно приготовленным, он делился. Мы понимали друг друга, — ведь и многие нигерийцы сидели там ни за что. Как и мы.

В камере Александра другой моряк с судна Андрей и румын. Последний отсидел 11 лет. За это время он ни разу не был на суде, — потому что и самого суда не было. История ареста сокамерника проста и типична для Нигерии. Когда он возвращался домой с дискотеки, к нему подошли полицейские. Спросили: кого ограбил? Он объяснил, что никого не грабил и не собирался. Страж порядка направил на ногу парня дуло пистолета и повторил вопрос. После продолжения "допроса" в том же духе полицейский прострелил ему одну, а затем и вторую ногу: "Ну так что, грабил или нет? Кого, когда? Пойдешь на срок? Ну и отлично".

Год назад Александру Жернакову было не до праздника — 1 января его свалила малярия: "Я думал, что коньки отброшу. Заболел я еще в день рождения моего сына, — 24 декабря, меня колотило, а обостряется эта напасть через день. К вечеру первого дня 2005 года мне было так плохо, — я попрощался со всеми. Ребята поддерживали меня, кричали из других камер: "Александр, с Новым годом!". 2-го пришел африканский офицер, вколол мне в ногу какую-то жидкость, наутро я встал как огурчик".

- Малярией переболели у нас все. Переносили по-разному, некоторые — очень тяжело. Я только за последние полгода переболел 3 раза, — говорит матрос Андрей Красицкий. - Это чудо, что мы выжили и вернулись домой. Они поставили нас перед выбором, — либо мы признаем себя виновными и уедем, либо будем судиться и 5, и 10 лет или даже всю жизнь, что вполне допускают их "законы". Мы не могли откупиться, нам никто не помог. Там все продается и покупается. Ни один вопрос от уровня солдата до уровня генерала не решается без взятки. Что не продается за деньги, то в Нигерии можно купить за очень большие деньги. Нас тоже выкупили. Но только сейчас, когда мы прошли круги ада. Моряки считают, что их здорово подставил капитан корабля. Когда его экипаж трудился, он ни в какую не соглашался даже с намеком о возможном криминале: просил "закрыть рот, работать и не поднимать панику".
В тюрьме с ним никто не общался.
- Даже когда он потерял сознание, его подняли не мы, а негры, — рассказал Александр Жернаков. - Когда-то у него уже были проблемы с африканскими властями. Его пароход арестовали в одной из рек и тоже, как и сейчас, за воровство нефти. Мы знаем, какие бумаги и кому он давал уже сейчас для уничтожения. Зато в суде или перед телекамерами он строит из себя героя.

"Муж ни разу не видел сына…"

Все это время мужчин ожидали их семьи. Так, муж Стеллы Колесниковой оставил дома беременную жену и дочку двух с половиной лет. Сейчас столько же исполнилось их сыну: "Да, сын вообще не видел своего отца, но разговаривал по телефону. Попросил, чтобы на Новый год он купил ему бибику". Некоторые новости из жизни пленников родственники узнавали из теленовостей.
- Когда нам рассказали, что наши мужья и дети голодают и нуждаются в медицинском обследовании, мы сами объявили голодовку. Если бы не этот отчаянный шаг, на нас бы не обратили внимание СМИ и органы власти, — рассказала мать 3-го помощника капитана Андрея Кравцова Людмила Кравцова по пути в Краснодар, когда до встречи бывших пленников оставались считанные часы. — Чего мы только не натерпелись за это время. Нам очень помог профсоюз моряков, — он был всегда с нами. Собранные на спецсчет деньги так и не дошли до ребят, — пролежали в посольстве. Когда я была в Нигерии летом, спросила, почему же деньги не отдадут нашим мальчикам? Сказали, что сумма предназначена "на черный день". Я удивилась: разве черный день уже не наступил? Они же лежали при смерти, им было нечего есть, лечили их только парацетамолом.

Помимо родственников с хлебом-солью и цветами, всенародных любимцев встреча огромная журналистская братия, — в том числе более 8 телекамер, среди них были и иностранные журналисты. В аэропорту Краснодара некоторые женщины от долгого ожидания и повышенного внимания прессы почувствовали себя плохо и обратились к врачу, который следовал с группой из самого Новороссийска. "Чувствуют внутреннюю дрожь, волнение. У одной было повышенное давление, — это реакция организма на стресс, — рассказала фельдшер "скорой помощи" Новороссийска Ирина Емелина. — В принципе, они держатся хорошо, — молодцы.

Однако без эксцессов во время встречи наших моряков все-таки не обошлось. У Светланы Селиверстовой прямо из машины неизвестные вытащили пакет с подарками, которые предназначались для ребенка ее зятя. Когда наши ребята сошли с трапа самолета, все проблемы словно исчезли.
- Первыми словами моего сыночка были "Мамочка, я вернулся!", — я сразу расплакалась, рассказала мать Валерия Ткачева Зинаида Александровна. - Первое время он вообще ничего не рассказывал, — мы даже толком не знали, что случилось. Не говорил о плохом он и потом, по телефону, чтобы мы с мужем не волновались. А как же не волноваться, — я же мать, сердце за него болело постоянно. Я 3 года мучалась, ждала, когда же он вернется. Наконец-то настал этот радостный миг, не могу поверить в это! Сколько унижений мы испытали, сколько людей от нас отмахнулись… Сейчас сыну, конечно, нужна будет психологическая помощь. У него хорошая жена, я уверена, что все будет хорошо.

После объятий и слез встречающие кое-как вместились в один из залов аэропорта. Там с возвращением на родную землю их поздравил человек, которого считают освободителем бывших пленников, — это посол Доброй воли, руководитель Союза армян России Ара Абрамян:
- Когда меня спросили, почему такое серьезное участие в освобождении моряков принял Союз армян в лице ее президента, ведь среди членов экипажа не было ни одного армянина, я ответил, что мы организация — российская, а незаконно арестованные ребята — наши граждане, поэтому мы вмешались.

"Если ребята не найдут работу, стресс будет возрастать"

Когда моряки смогли в более спокойной обстановке без телекамер пообщаться с родственниками, те обнимались, распивали шампанское и рассказывали друг другу новости за последние 3 года разлуки и планы на будущее: "Никаких рейсов! Таких переживаний, какие испытала я, никому не пожелаю", — со слезами на глазах говорила сыну Людмила Кравцова. Самый знаменитый пленник Андрей Кравцов, который охотно шел на контакт со СМИ в тюрьме, рассказал, что в его планах — отдых и общение с семьей: "А там посмотрим. Но зарабатывать теперь хочу на суше".
В Новороссийске морякам обещали оказать помощь медики. По словам матерей моряков, главное — чтобы ребята адаптировались, нашли нормальную работу. Иначе стресс от неудач будет только возрастать: "Они должны чувствовать себя нужными своим семьям, а не быть на иждивении жен, поэтому власти должны помочь им в трудойстройстве".
- Я лично завтра займусь хозяйством. За почти 3 года проблем там много накопилось, — тут течет, там капает… Жена говорит, что мужика у нее за это время не было. Вот и проверим, — поделился планами сварщик-моторист Александр Жернаков.

Журналист Первого канала рассказал, что матери моряков смогут увидеть себя в Новогоднюю ночь на Первом канале (поздравление на главной кнопке страны, по словам того же журналиста, стоит 50 тысяч долларов, но для наших землячек трансляция будет абсолютно бесплатной). Этим не преминула воспользоваться неформальный руководитель матерей и жен моряков Людмила Кравцова:
- Спасибо всем, кто нам помогал. Спасибо профсоюзу моряков — он откликался на наши слезы и просьбы. Спасибо Антону Самойленко — редактору журнала "Человек и закон". Он очень нам помог, вселил нас веру в победу и в то, что мы должны ехать в Нигерию, что кроме нас никто не спасет наших ребят. Огромное спасибо хочу сказать нашему новороссийскому мэру, — сказала на всю страну Людмила Григорьевна. — Если бы не его материальная помощь, мы бы не смогли поехать в Нигерию. А сегодня администрация Новороссийска помогла нам с транспортом, обеспечила питание и медобслуживание. Мы смогли нормально встретить родных. Спасибо обществу армян и лично Ара Абрамяну, желаем всем им крепкого здоровья. Спасибо корреспондентам, которые нам помогали. Они всегда связывались с нами и в трудные, и в редкие радостные минуты. В Новый год хочу всем жителям страны пожелать здоровья и никогда не попадать в такие ситуации!