Туапсе: портовый симбиоз

В Туапсе за последние месяцы прошли несколько этапов согласования крупнейших инвестиционных проектов — Туапсинского экспортного терминала (ТЭТ) по перевалке сжиженных углеводородных газов и Туапсинского балкерного терминала (ТБТ), предназначенного для перегрузки удобрений. Общественность города настроена по отношению к проектам скорее отрицательно, опасаясь ухудшения экологической обстановки, которая и сейчас сильно тревожит туапсинцев. Представители бизнеса убеждают горожан — порт в любом случае должен работать и развиваться, а экологические проблемы будут решаться по ходу реализации проектов. В ближайшее время администрации города и депутатам горсовета Туапсе предстоит искать непростое решение — как совместить растущие потребности российской экономики в перегрузочных мощностях с интересами горожан, которые хотят жить в чистом городе, дышать чистым воздухом и купаться в чистом море.

Город Туапсе, как ни называй его курортным, своим возникновением все же обязан порту и железной дороге, которая была подведена к побережью еще до революции. Сейчас порт Туапсе является вторым по величине портом российского Черноморского побережья, имеет 13 причалов и 3 специализированные зоны: сухогрузную, наливную и пассажирскую. В туапсинском порту перегружают нефтепродукты, лес, руду и уголь. Именно уголь, который переваливают при помощи экскаватора с открытых железнодорожных платформ в трюмы балкеров, серьезно отравляет жизнь жителям и гостям города — угольная пыль серым облаком висит над портом в любое время года, оседая на асфальте и оконных стеклах. Гуляющие вдоль набережной вздрагивают и оборачиваются на громкий лязг колес: железнодорожная ветка рассекает напополам приморский сквер, а когда по путям проползает очередной состав, людям приходится останавливаться и ждать, когда дорога в город освободится.

Сейчас Туапсе считается одним из неблагополучных в экологическом отношении городов края — общий объем вредных выбросов в атмосферу в год достигает 13,5 тысяч тонн. Правда, экологи считают, что большая часть выбросов приходится на автотранспорт, а выбросы промышленных предприятий составляют всего пятую часть. Крупнейший в регионе нефтеперерабатывающий завод НК "Роснефть — Туапсинский НПЗ" и нефтебаза "Туапсенефтепродукт" наращивают объемы переработки и перевалки нефти и нефтепродуктов, имея в качестве побочного эффекта своей деятельности все те же вредные выбросы в воздух, а также протечки нефти в море и на грунт, из-за чего под землей образовалась нефтяная линза.

С остальными предприятиями ситуация складывается по поговорке — не было бы счастья, да несчастье помогло. В промышленной зоне Туапсе в районе Южного мола в советское время располагалось несколько крупных промышленных предприятий с общей численностью работающих до 3 тысяч человек. Судомеханический и машиностроительный заводы, имевшие среди своих производственных мощностей литейные и гальванические установки, вносили существенный вклад в загрязнение атмосферы, однако банкротство поставило крест и на их деятельности, и на части экологических проблем города.

Но огромные площади в непосредственной близости от порта не могут не вызывать повышенного интереса со стороны производителей экспортных грузов. В 2004 году собственником Туапсинского машиностроительного завода стало ООО "Туапсинский экспортный терминал", образованное московской компанией "ПромТрансЛизинг", которая принадлежит Межгосударственному Банку России и стран СНГ. В долгосрочную аренду компании ТЭТ отошли 9 гектаров земли в городской черте. В том же году компания "ЕвроХим" вложила около 300 млн. рублей в приобретение Туапсинского судомеханического завода, в покупке которого, как и для ООО ТЭТ, самым важным моментом была аренда земли в портовой зоне.
ООО ТЭТ наметило построить экспортный терминал по перевалке сжиженных углеводородных газов мощностью 2 млн. тонн газа в год, а "Еврохим" планирует переваливать через порт Туапсе минеральные удобрения — карбамид, аммофос и нитроаммофоску. Стоимость инвестиционного проекта по перевалке удобрений составляет 60 миллионов долларов, срок строительства — 22 месяца, планируемая годовая прибыль — 11миллионов долларов. Ориентировочная стоимость проекта ТЭТ составит 19,5 млн. долларов, пуск первой очереди терминала запланирован на 2006 года. Сжиженный газ железнодорожным транспортом будет доставляться на терминал, затем перегружаться на танкеры и вывозиться на экспорт.

Обе компании — ТЭТ и ТБТ — как положено по закону, стараются максимально полно проинформировать население о перспективах своей деятельности, убеждая горожан в том, что вреда от новых перегрузочных комплексов не будет, зато польза ожидается весьма ощутимая.
— Если наш проект будет реализован, ежегодно до 100 тысяч тонн газа останется для нужд района и города, что позволит газифицировать котельные местных здравниц, перевести городской автотранспорт с бензина на газ, обеспечить бесперебойное снабжение города Туапсе сжиженным газом, — утверждает Владимир Евсеев, технический директор ООО "Туапсинский экспортный терминал".
Представители ООО ТБТ, в свою очередь, обещают реконструировать городскую канализацию, отселить несколько десятков семей из промзоны, ликвидировать надоевшее всем нефтяное озеро под землей. Ежегодные отчисления в бюджет Туапсе составят 5 миллионов рублей, — такая сумма была озвучена на прошедших недавно общественных слушаниях, посвященных перспективам строительства балкерного терминала в Туапсе. О том, что оба проекта абсолютно безвредны в эксплуатации и совершенно безопасны при возникновении непредвиденных ситуаций, представители компаний ТЭТ и ТБТ без устали повторяют во всех аудиториях.
— Изотермический способ перевалки газа, который будет применяться на терминале, считается самым безопасным в мире, — утверждает В. Евсеев, техдиректор ООО ТЭТ
— Новая технология перевалки, которая еще не применялась в России, соответствует европейским стандартам безопасности. Газ перегружается при минусовой температуре и без давления. Даже если предположить худшее — утечку, то жидкий газ не сможет распространиться за территорию завода.

В компании "Еврохим" всех желающих приглашают разглядеть картинку — море, серебристый корабль, а над всем этим возвышается великолепное сооружение из стекла и бетона — ангар, длинные крытые галереи, уходящая в море стрела причала. Так должен выглядеть терминал, если проект компании воплотится в жизнь. Образцы продукции - баночки с удобрениями - можно потрясти и убедиться, что карбамид и аммофос практически не дают пыли.
— Проект абсолютно безопасен с точки зрения экологии, выбросы вредных веществ исключены, — утверждает главный инженер ООО "Туапсинский балкерный терминал" Леонид Кривопуст. — Минеральные удобрения будут доставляться в порт в закрытых вагонах, подаваться по крытой галерее, а затем с помощью манипулятора перегружаться на суда. Коэффициент очистки воздуха составит 99, 96 % , попадание удобрений в почву и воздух исключены. Но даже если пыль высыпется в море — максимум, что это может вызвать — бурный рост водорослей и планктона, который является кормовой базой для рыбы.

В настоящее время замыслы инвесторов находятся на стадии декларации о намерениях, и одним из обязательных условий положительного решения является позиция городской общественности. Пока инвесторам не удается обратить туапсинцев в свою веру — на общественных слушаниях по вопросам реализации проекта компании "Еврохим" бизнесменам пришлось выслушать резко отрицательные речи горожан и уклончивые — городских властей. Доводы о безопасности и экологической чистоте встречались в штыки.
"В городе и так нечем дышать, кругом угольная пыль, чад, автомобильные выбросы! Нужно развивать Туапсе как курорт, без новых вредных объектов, их у нас и так достаточно", — возмущались туапсинцы.
Депутат горсовета Юрий Яйли призывал горожан к порядку: "Не волнуйтесь, городская власть не даст своего согласия на реализацию проекта без комплексного изучения проблемы и без учета вашего мнения. За каждую подпись под решением по такому вопросу депутат или чиновник будет отвечать своей должностью!".

Возможно, чиновники отнеслись бы к изучению проектов не так трепетно, но против бизнесменов играет еще один фактор — местные выборы. В Туапсе нет ни одного кандидата в депутаты или на должность главы местного самоуправления, который в ходе предвыборной кампании не обещал бы не допустить ухудшения экологической обстановки в городе. И поскольку проблема на слуху, согласование социально значимых проектов перестало быть прерогативой обитателей высоких кабинетов в администрации. "Отстаем от графика реализации проекта почти на год, — тихо жалуются представители компании-инвестора. — У нас это общественное мнение уже в печенках сидит!".
Видно, зря говорят, что общественное мнение в России — фактор, которым можно пренебречь.