Семантика эмблем, символов и изображений на гербе г. Екатеринодара

Герб г. Екатеринодара был высочайше утвержден 3 сентября 1849 г. Автор – инженер-майор И.Д. Черник. Описание герба: «Щит разделен крестообразно на четыре равные части, в первой и четвертой, в золотом поле, крепость червленного цвета, над оной черный двуглавый орел, имеющий на груди Московский герб, во второй и третьей частях, в серебряном поле по два на крест положенные знамени лазуревого цвета с вензелями Императрицы Екатерины II,  Императоров:  Павла I  Александра Благословенного и императора Николая I. Между знамен Атаманская булава, а по сторонам ее два бунчуга, по средине помещен малый червленный щит, на котором вензель императрицы Екатерины II и 1794 год.   Над щитом золотая городская корона: щит поддерживают два черноморских казака – с правой стороны – одетый в прежнюю форму, а с левой стороны – в настоящей форме; герб окружен зеленою каймою, на коей 59 золотых звезд, показывающих число казачьих станиц в Черноморском войске» (1).

Современное, составленное по геральдическим правилам, описание (блазонирование) выглядит так: «Щит четверочастный со щитком. В червленом щитке вензель Екатерины II, сопровождаемый золотыми цифрами 17-94. В первой и четвертой частях в золотом поле над червленой крепостной стеной коронованный черный двуглавый орел, на груди которого в червленом щитке всадник на серебреном коне в серебреном же одеянии и лазуревой мантии, поражающий копьем черного дракона. Во второй и третьей частях в серебреном поле атаманская булава, сопровождаемая по сторонам бунчуками. Поверх всего два перекрещенные лазуревые знамена с вензелями Екатерины II и Павла I,  Александра I и Николая I. Щит увенчан золотой башенной короной (2) (в этом описании герба Краснодара опущена зеленая кайма со звездами и щитодержателями – Б.Ф.).

Разберем содержание компонентов герба.

1.     Главнейшую и обязательную часть герба составляет щит. Фактически он носитель гербовых фигур. В гербе г. Екатеринодара использован наиболее популярный в России французский геральдический щит – в виде прямоугольника с килевидным основанием. В центре большого щита находится щиток («сердце») с вензелем Екатерины II и датой основания города – 1794 (по представлениям историков той поры). Вензель Е II  в щитке не случаен, это дань ее заслугам. При ней было образовано Черноморское казачье войско (1787), она пожаловала казакам земли на Кубани, при ней был основан «войсковой град» Екатеринодар. В современной историографии датой основания города считается 1793 год (3).

2.     Орел издавна символизировал власть, господство, величие, бессмертие, божественность (4). Двуглавый орел был хорошо известен народам древних цивилизаций – шумерийцам, хеттам. Его изображения обнаружены на рельефах в Малой Азии. По мнению государственного герольдмейстера Г.В. Вилинбахова, знак двуглавого орла являлся «отражением характерной симметричной структуры многих архаических мотивов… и представлял символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия» (5). Европейцы познакомились с двуглавым орлом во времена крестовых походов. Постепенно из мифологического существа и элемента декора он превращается в политическую эмблему. С XV в. он символизирует императорскую власть, в то время как одноглавый орел – королевскую (6).

В России двуглавый орел впервые появился на печати Ивана III 1497 г. В настоящее время большинство исследователей признают факт заимствования этого символа императорской власти от Священной Римской империи Габсбургов (7).

Орел, изображенный в первой и четвертой частях герба Екатеринодара – Российский державный орел. На груди его герб Москвы – Св. Георгий, поражающий копьем змея. Государственный орел в гербе Екатеринодара подчеркивал, что перед нами российский город; возможно, он еще символизировал покровительство империи казачьему граду.

Архитектурные фигуры воспринимаются в геральдике прежде всего как атрибут города или замка. В нашем конкретном случае автор герба подразумевает Екатеринодарскую крепость, возможно, подчеркивая тем самым пограничное расположение города.

Булава кошевого атамана, «означающая пребывание главного начальника войска» была пожалована князем Г.А. Потемкиным первому атаману Черноморского казачьего войска С.И. Белому при ордер от 27 февраля 1788 г. (8).

Бунчук – знак власти, сана, достоинства – представлял собой конский хвост, прикрепленный к древку длиной 2-2,5 м. Навершие чаще всего грушевидной или шаровидной формы, нередко с полумесяцем сверху. По мысли И.Д. Черника, бунчуки означали заслуги войска в турецких войнах. Любопытно отметить, что реальных бунчуков в Черноморском войске не существовало; во всяком случае, их нет ни в одном из описаний регалий кубанских казаков (9).

Знамен войску пожаловано значительное количество, но на гербе изображены не какие-то конкретные, а стилизованные, что соответствует геральдическим нормам.

4.     Шестиконечные звезды на зеленой кайме (бордюре), показывающие число станиц в Черномории – наиболее часто встречавшаяся в дореволюционной геральдике всех европейских стран эмблема с религиозным значением. Наряду с пятиконечной звездой использовалась всегда и всюду, когда надо было изобразить звезду вообще. Плоскостная шестиконечная звезда, помещенная на кайму екатеринодарского герба, называется «библейской», или «вифлеемской звездой» (10).

Гексаграмма в виде двух взаимопереплетенных треугольников (маген-Давид – щит Давида) стала приобретать в среде евреев-ашкенази значение религиозного символа в конце XIX в. и тогда сионисты приняли ее в качестве еврейской национальной эмблемы (11). Будучи атрибутом государственного флага Израиля, именуется «звездой Давида» или «звездой Сиона».

5.     Щитодержатели являются украшением герба, а не обязательной его частью. Казак с правой стороны (левая от зрителя), «одетый в прежнюю форму», - казак Черноморского гвардейского эскадрона в форменной одежде, высочайше утвержденной 11 февраля 1816 года (12). Казак одет в зимнюю куртку темно-синего сукна с передними рукавами красного сукна; выкидные за спину рукава темно-синего цвета (на рисунке не видны). Шаровары темно-синего сукна. Шапка с околышем черного смушка и верхом красного сукна; этишкет  кисти оранжевого цвета. Портупея и подсумок красной юфтовой кожи. Пистолет кремневый образца 1809 г., сабля легкокавалерийская - также образца 1809 г.

Следует отметить: в геральдике используется строго ограниченное количество цветов, поэтому художник изобразил отнюдь не реалии.

Слева (справа от зрителя) стоит казак лейб-гвардии Черноморского казачьего дивизиона (с 1842 г.) в форменной одежде образца 1845 г. Шапка – околыш из черного косматого курпея, верх круглый из красного сукна, обложен гвардейским оранжевым басоном. Мундир – из алого сукна кафтан без воротника с откидными рукавами. Нагрудный патронник – черный плисовый на 12 патронов. Нижний кафтан – архалук – из синего сукна.

Вооружение – кинжал черкесский с белой костяной рукояткой, ножны черные юфтовые. шашка – общеказачья образца 1838 г. (весь прибор ножен и рукояти латунный).

 

Б.Е. Фролов, зав. отделом истории КГИАМЗ                                                  

 

 
 
Примечания

 

1.     ГАКК (Государственный архив Краснодарского края). Ф. 318. Оп. 1. Д. 276. Л. 47.

2.     Соболева Н.А. и др. Гербы городов России. М., 1998. С. 240.

3.     Когда же был основан Екатеринодар (материалы «круглого стола»)// Голос минувшего. Краснодар, 1997. № 2; Бондарь В.В., Фролов Б.Е. К проблеме датировки основания Екатеринодара // Голос минувшего. Краснодар, 2001. № 3-4.

4.     Лакиер А.Б. Русская геральдика. М., 1990. С. 41; Ражнев Г.В. государственный герб России – история и современность // Военно-исторический журнал. № 4/2001. С. 37.

5.     Цит. по: 500 лет под защитой орлиных крыльев // Русский ювелир. № 1/1998. С. 5.

6.     Лавренов В.И. Российский государственный орел // Гербовед. 1992. № 2. С. 13;

7.     Соболева Н.Н., Артамонов В.А. Символы россии. М., 1993; кучкин В.А. Палеологи или Габсбурги // Родина. 7/2002.

8.     Науменко В.Е., Фролов Б.Е. Регалии кубанского казачества. Краснодар, 2001. С. 24.

9.     Фролов Б.Е. Бунчук // Энциклопедический словарь по истории Кубани. Краснодар, 1997.

10. Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика. М., 1989. С. 78.

11. Голан А. Миф и символ. М., 1993.

12. Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков. Краснодар, 2000.