Материалы к «Военному лексикону кубанских казаков»

Фролов Б.Е.

В настоящее время автор работает над книгой «Военный лексикон кубанских казаков». В «Лексиконе» в алфавитном порядке будут представлены термины, функционировавшие в военном быту кубанских казаков. Круг их достаточно широк: военно-технические, военно-административные, термины по оружию, форменной и повседневной одежде и т.д. В данной работе читателю предлагается небольшая подборка по одежде кубанских казаков.

Архалук (архалух, архалык), тюркское наименование бешмета, употреблявшееся в Закавказье. Связано с названием спины, спинного хребта – «аркъа». С 1840 г. А. вводится в форменную одежду черноморских казаков. В документах этого периода слово употребляется в написании «ахалук». В конных полках офицерам он полагался красный стамедовый, стеганный на вате, с воротником красного сукна с серебряными петлицами; внизу воротника и по бортам до пояса обложен серебряной узкой тесьмой. Казакам – такой же шафлоновый с суконным воротником без петлиц; у урядников обложен армейским галуном.

У артиллеристов – черный шелковый с золотыми петлицами и тесьмой (офицеры) и черным демикатоновый с красным кантом (казаки). Пешим казакам А. не полагался.

В приказе 18 мая 1859 г., вводившим унифицированное обмундирование для будущего ККВ уже употребляется вместо А. слово «бешмет».

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 1; ПСЗ. Собр. 2. Т. XVI. 1841. СПб, 1842. Ст. 14241.

Башлык, суконный головной убор в виде широкого остроконечного капюшона с длинными концами-лопастями. В русском языке слово известно с первой половины XVIIв. в написании «башлак». В начале XVIII в. встречается уже в современной форме. Заимствовано из тюркских языков (тур. baslik, азерб. башлыг, ногайское баслык). Производится от bas – «верх», «голова» и суффикса luk, обычно употребляемого в названиях одежды.

Шили Б. из сложенного вдвое куска материи. Шов проходил сзади. На Северном Кавказе Б. надевали на шапку, а не прямо на голову, как в Западной Грузии. Концы, обмотав вокруг шеи, спускали назад. Иногда носили на плечах, скрестив лопасти на груди, в холодную ясную погоду обвязывали талию. При хорошей погоде или в торжественных случаях Б. вешали сзади на плечах. Порой только по способу ношения Б. можно было определить национальность горца. По свидетельству Н.Н. Дубровина, абазины, в отличие от черкес, обвивали Б. около шапки в виде чалмы, спуская концы по плечам.

Повседневные Б. шили из узкого домашнего сукна, иногда довольно грубой работы, составляли порой из нескольких кусков. Праздничные изготавливались из белого, черного, серого или окрашенного в красный цвет домашнего сукна тонкой работы. Особенно ценилось мягкое, теплое и красивое по цвету сукно из верблюжьей шерсти. Широко применялось и тонкое фабричное сукно разных цветов. В первой трети XIX в. в документах встречаются и «холщевые» черкесские Б.

Б. украшали галунами, шелковой или шерстяной тесьмой, кистями, золотым шитьем, басонными пуговками.

Б. широко распространился в России. В 1862 г. он введен в отдельные части русской армии, а с 1871 г. – присвоен всем войскам. Изготавливался в основном из верблюжьего сукна и оторачивался нитяной тесьмой. Табельный срок ношения – шесть лет. Б. известен и в армиях других стран (Германия, Франция).

В ЧКВ особого распространения Б. не получил. Входил в число предметов обмундирования кубанских казаков. По приказу 4 августа 1862 г. Б. полагалось «навертывать на передний конец скатанной шинели, не пристегивая ее ремнем, но вкладывая концы Б. в складки шинели, так чтобы он в случае необходимости, мог быть снят, не раскатывая самой шинели».

По приказу 14 декабря 1871 г. офицерам ККВ полагался Б. произвольного цвета из сукна местной выделки с серебряной тесьмой, нижним чинам – такой же, но с черной нитяной тесьмой. Конные казаки складывали его вчетверо и помещали под седельную подушку. Пластуны накатывали на верхний конец бурки. Колпак Б. пластуны, служившие на кордонных линиях, использовали для хранения хлеба.

В начале ХХ в. в ККВ носили Б. произвольного цвета, обшитые черной тесьмой. Рекомендовался и преимущественно употреблялся Б. белого азиатского сукна. Размеры официально не регламентировались, но браковались Б., не закрывающие плечи и спину и с короткими лопастями.

Комиссия, созданная в ККВ для изучения опыта русско-японской войны, признав непригодность большинства предметов казачьего обмундирования в условиях современной войны, высказалась за сохранение Б. При этом было отмечено: «Б. должен быть суконный фабричного или азиатского сукна, но просторный, чтобы закрыть плечи и с концами такой длины, чтобы можно обвязать вокруг шеи, а также завязать на пояснице. Вокруг должен быть обшит шнурком или тесьмой, чтобы не вытягивался. На колпаке тесьма может быть окрест и поперек в виде круга или углами. Можно крепить кисти».

В заключение интересное свидетельство Д.Е. Скобцова о функции и «этикете» Б. «Башлык в кавказской одежде кубанцев имеет назначение, как капюшон в европейской, для укрытия от дождя, от холода. Поэтому при входе в закрытое помещение он снимается вместе с другой верхней одеждой и оставляется в передней, в комнаты, в зал и т.п. кубанцы не входят с башлыком за плечами».

ГАКК. Ф. 396. Оп. 1. Д. 8670, 9226; ПСЗ. Собр. 2. СПб, 1865. Т. 37. Ст. 38540; Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989; Военная энциклопедия. СПб, 1911. Т. 4; Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1993; Гаденко К.П. Описание формы обмундирования и снаряжения казаков Кубанского и Терского казачьих войск. Ст. Уманская, 1913; Скобцов Д.Е. Три года революции и гражданской войны на Кубани. Париж, 1962.

Бекирка, зимняя черкеска с закрытой грудью, высоким меховым воротником и меховой полоской от него до пояса. Впервые Б. появились в сотне юнкеров Николаевского кавалерийского училища, а на Кавказ были завезены бывшим юнкером этого училища терским казаком Бекиром Тургиевым.

Басханов А.К., Басханов М.К., Егоров Н.Д. Линейцы. Очерки по истории станицы Лабинской и Лабинского отдела. Никосия, 1996.

«Бечераховка», новый тип одежды кубанских и терских казаков, получивший распространение в годы первой мировой войны. Представляла собой черкеску с воротником и карманами вместо газырей. название по имени казака Бечерахова из станицы Ново-Осетинской, имевшего свою портновскую мастерскую в Петербурге при Конвое Его Величества.

Калоев Б.А. Осетины. М., 1971.

Бешмет (тат. вismat), верхняя плечевая одежда тюркских, монгольских и кавказских народов, плотно облегающая грудь и талию, доходящая, как правило, до колен, с невысоким воротником-стойкой. В работах русских историков и лексикографов его обычно определяют как "полукафтанье", "кафтан", "поддевка". Б. Надевался на рубаху под халат или черкеску, но нередко (особенно в быту) носился самостоятельно. В зависимости от достатка шился из шелка, хлопка, шерсти и др. Мог быть стеганым, одноцветным или узорчатым. Покрой имел местные варианты, особенно разнообразной была форма рукавов: узкая или широкая, прямая или с отворотом.

А.В. Фролова так описывает Б. ("бахмат", "татарка") уральских казаков: "Его кроили прямым спереди, с отрезной спинкой и пришивными клиньями сзади".

Б. ногайцев: "Богатые у степных ногайцев носили бешмет (къаптал), сшитый из хорошего сукна и служивший летом верхней одеждой. Он шился в талию, а ниже пояса расширялся за счет шести клиньев. По бокам делали разрез длиной 12-14 см. Женские бешметы боковых разрезов не имели. Къаптал имел стоячий воротник и застегивался пуговицами из тесьмы. Мужчины, независимо от возраста, носили длинные бешметы".

Время проникновения Б. в казачью среду установить сложно. В.Н. Королев отмечает, что еще в XVII в. среди донцов бытовали и даже были модными отдельные предметы черкесской одежды. В 1705 г. атаман донской станицы Савва Кочет рассказывал в Москве, что казаки носят платье "по древнему своему обычаю, как кому из них которое понравится: иные... любят носить платье и обувь по-черкесски и по-калмыцки..." Во всяком случае, уже в 1769 г. суконный полукафтан под названием бешмет был введен в число предметов форменной одежды некоторых донских полков. А.И. Ригельман, командовавший в 1774-1782 гг. построенной им же крепостью св. Дмитрия Ростовского, писал, что обмундирование донцов к тому времени представляло собой платье "почти совсем татарское, парчовое, штофное и суконное, кафтан и полукафтанье или бешмет и штаны широкие, сапоги и шапки черкесские, опоясываются кушаками".

Можно твердо говорить о заимствовании линейными казаками Кубани кавказских Б. (в числе прочей черкесской одежды) в первые два-три десятилетия XIX в. В одежде черноморских казаков первой половины XIX в. Б. не встречаются. Очевидно, их роль играли столь часто упоминаемые в документах "каптаны" (кафтаны).

В форменной одежде казаков-линейцев Б. под названием "исподний кафтан" известен с 1817 г. В описаниях формы 1831, 1832 гг. уже употреблено слово "бешмет". В форменную одежду черноморских казаков Б. под названием архалук введен в 1840 г. В 1859 г. для конных полков будущего ККВ установлен Б. красного цвета.

Приведем описание форменного Б. казаков ККВ при парадной форме на 1913 г. для конных полков. "Шерстяной материи, красный, на крючках длиною до колен с закругленным воротником, верхний край воротника и борта с обеих сторон до пояса обшиваются белевою тесьмою шириною 1/4 верш. (высочайший приказ от 6 декабря 1908 г.). У урядников кроме того воротник обшивается серебряным унтер-офицерским галуном кавалерийского образца. Нестроевые старшего разряда имеют воротник также обшитый галуном, пришитым по нижнему краю воротника, углом вверх".

В пластунских батальонах Б. был черного цвета с малиновым кантом вокруг воротника и по борту с обеих сторон до пояса. Галуны, кому присвоены, золоченые, пехотного образца. У артиллеристов Б. черной шерстяной материи с красной выпушкой по верхнему краю и нижнему шву воротника и по борту с обеих сторон до пояса. В местных командах такой же, но с алой выпушкой только по верхнему краю воротника и по борту с обеих сторон до пояса.

Цвет и материал вседневных Б. официально не регламентировался. Рекомендовались неяркие и немаркие ткани.

Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989; Кирсанова Р. На нем чекмень, простой бешмет // Родина. 2000. № 1-2; Сагнаева С.К. Материальная культура уральского казачества конца XIX-начала ХХ века. М., 1993; Королев В.Н. Черкесские элементы в донском казачестве (XVI-XVII вв.) // Россия и Северный Кавказ. Грозный, 1990; Матвеев О.В. Форменная одежда казаков-линейцев Кубани. Краснодар-Армавир, 1995; Гаденко К.П. Описание формы обмундирования и снаряжения казаков Кубанского и Терского казачьих войск. Ст. Уманская, 1913.

Бурка, верхняя одежда в виде плаща – накидки без проемов для рук, валяная из грубой шерсти. Название, вероятно, от русского обозначения цвета – «бурый». На Кавказе Б. изготавливались кустарным способом, а с 1888 г. и на Тифлисской войлочной фабрике.

Прототипом Б. были простейшие накидки из войлока и грубого сукна. На Кавказе употреблялись с бронзового века до начала ХХ в. В XIX в. считались «одеянием бедняков». Б, явилась наиболее целесообразной и характерной формой накидной одежды. Впервые упоминается у Интериано в 1504 г. Она защищала от дождя, снега, холода, жары, ветра. На привале служила подстилкой и одеялом одновременно. Наброшенная на колья, играла роль заслона или палатки. Одетая на плечи, маскировала оружие и спасала его от сырости.

Для XVIII-нач. XIX в. была характерна короткая, колоколообразная Б. с покатыми и узкими плечами. Этот тип сохранялся и в конце XIX в., но Б. постепенно удлинялась. В ХХ в. сложился второй тип – с прямыми, очень широкими (до метра) плечами и почти не расширяющимся книзу силуэтом. Кроилась с двумя швами по бокам, образующими жесткие выступы на плечах (нередко с деревянной подложкой). По устным источникам появление этого типа относится к периоду первой мировой войны, а широкое распространение – к годам гражданской.

На Северном Кавказе особенно ценились легкие и плотные адыгские Б. Карачаевские были теплее, но тяжелее. Красивые и высококачественные Б. изготавливали в Аварии (здесь шили и так называемые дамские Б. из белой шерсти).

Бурочное производство состояло из нескольких трудоемких процессов. Работа начиналась с сортировки шерсти, просушивания, расчесывания на гребне и взбивания. Затем приступали к укладке. Для этого делали разметку на циновке, раскладывали шерсть двумя-тремя слоями разного качества по форме трапеции или полукругом и ровняли низ. Потом шерсть сбрызгивали горячей водой, свертывали вместе с циновкой рулоном и, обвязав веревками в двух-трех местах, начинали катать и мять руками. Уваливали шерсть обычно 6-8 часов. Адыгские мастерицы готовый войлок опускали в котел с горячей водой, золой и мылом и держали там некоторое время. Затем клали его на плетень и для большего уплотнения протирали руками. Наружную часть будущей Б. начесывали специальной щеткой, а внутреннюю – опаливали на легком огне. Потом следовали процессы мытья, просушки, окраски, кройки и шитья. Для Б. среднего размера требовалось примерно 3 кг 600 гр. чистой шерсти. При коллективном производстве на изготовление одной Б. уходило примерно четыре дня.

Черноморским казакам в конце XVIII в. Б. полагались «по козачьему обряду», но фактически их роль походной одежды играли «серяки». Известен один факт массовой выдачи Б. русским командованием: в 1789 г. по просьбе войскового судья А.А. Головатого, для казаков, «не имеющих и самого нужного одеяния» из Кинбурнской крепости отпустили 1000 татарских Б.

В первой трети XIX в. Б. в описях казачьего имущества встречаются очень редко. Вместо них употребляются все те же серяки и кожухи. Подавляющее большинство Б. приобреталось у черкесов. Интересно отметить, что в документах выделяется два вида: «бурки простые» и «бурки с рукавами». Помимо основного материала встречались Б. из «кож еловичных», «из диких козьих кож». Очень редко, но употреблялось польское название Б. – «вильчура». Пример из 1801 г.: «Венчура черных калмыцких смушков, подбита американскими собаками». В этом году стоимость черкесской Б. 5-6 руб., в 1830 г. – 8 руб. (для сравнения в конце XVIII в. топор стоил 2 руб., казан – 60 коп., сапоги – 2 руб. 50 коп., в 1830 г. пика стоила 2,50 руб., сабля – 6 руб., ружье – 18 руб.).

В число обязательных предметов снаряжения кубанских казаков Б. введена приказом военного ведомства 14 декабря 1871 г. с предельно лаконичной характеристикой – «черная бурка». Офицерам дозволялось ее носить в походной форме. Приказ 1910 г. № 191 разрешил им одевать Б. и башлык в строю, «когда нижние чины в таковых».

У конных казаков Б. приторачивалась к задней луке седла поверх переметных сум вьючными торочинами. Пешие казаки, проведя ряд испытаний (в том числе, по армейскому образцу, как шинель через плечо)Ю остановились на способе, разработанном в 1-м Пластунском батальоне – укладка Б. плоско на вещевом мешке. Расчетный вес Б. был определен приблизительно в 8 фунтов.

В 1897 г. в Кубанском войске обсуждался вопрос о замене Б. у пластунов шинелью (возражения против Б. появились гораздо раньше). Большинство строевых начальников высказалось тогда против замены. Однако русско-японская война 1904-1905 гг. ярко высветила все недостатки Б. в условиях современных позиционных войн. Специальная комиссия, созданная в ККВ в 1906 г. для обсуждения и устранения недостатков, обнаруженных войной, признала Б. «не только непригодной, но и обременительной». Она тяжела, громоздка; намокнув – долго парит. Попав мокрой в мороз (а высушить ее очень трудно) – превращается в лубок, который невозможно скатать. Очень трудно в Б. идти против ветра. «В цепи, высоко торчащая, притороченная сверх сидора, она только выдает врагу». Комиссия предложила ввести вместо Б. суконное пальто или пальто из непромокаемой морской парусины. Предложение эти реализованы не были.

В годы первой мировой войны кубанским казакам казна стала отпускать шинели по образцу кавалерийских (приказ по военному ведомству № 561 от 8 октября 1915 г.).

В принятом Радой 19 апреля 1917 г. проекте военной службы казаков говорилось: «Бурку заменить венцерадой, плащом или шинелью». Тем не менее, Б. употреблялись ив последующие годы, но количество их катастрофически сокращалось. На заседании Рады 3 сентября 1919 г. было доложено, что для снаряжения «Кубанской армии» в Краевом интендантстве нет ни одной Б., а на рынке цена на них подскочила до 600 руб.

ГАКК. Ф. 250. Оп. 1. Д. 52; Ф. 249. Оп. 1. Д. 749; Ф. 286. Оп. 1. Д. 4; Ф. 250. Оп. 2. Д. 39; Ф. 396. Оп. 1. Д. 6898; Ф. 396. Оп. 1. Д. 10140; Ф. Р-1542. Оп. 1. Д. 38; Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. М., 1981; Меретуков М.А. кустарные промыслы и ремесла у адыгов // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1981; Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989.

Теплушка, «ватник», теплый ватный бешмет. Согласно приказу Военного ведомства 1885, № 199 Кавказские казаки должны были иметь или ватные бешметы или овчинные полушубки. Последние гораздо теплее и пригоднее и в ККВ до 1901 г. требовали именно их, не запрещая, однако, иметь и ватные бешметы (были почти у всех казаков). Но полушубок не вмещался в подушку седла во вьюке и в 1900 г. атаман ККВ отдал приказ, чтобы, начиная с 1901 года, все казаки на службе имели ватные бешметы. При этом не запрещались полушубки для домашнего обихода. Тем не менее, почти все заводили себе полушубки, ибо теплый бешмет его не мог заменить. У гвардейских казаков вместо Т. – теплая рубаха. Полушубок прочно вошел в число предметов снаряжения пеших казаков Кубанских пластунских батальонов.

ГАКК. Ф. 396. Оп. 1. Д. 8670. Л. 71.

Татарка, шапка в виде тыквы, шилась из цветного сукна и состояла из отдельных долек, швы между которыми обкладывались галунами или шнурками; узкий околыш был меховым или также обшивался галуном. Описания этой шапки в источниках очень лаконичны. К примеру: «Татарка синего сукна обложена красным позументом». Известный историк черноморского казачества называет эти шапки «ркымскими» (нам в документах встречалось лишь «татарка») и дает следующее описание: «Шапка … легкая крымская, с узким мерлушчатым околышем и круглым суконным, кверху расширенным, в виде груши верхом, украшенным по продольным швам шнурком или узким галуном, а в центре маковки шелковой кистью».

Иконографические источники позволяют выделить четыре разновидности шапки-татарки: грушевидной с уплощенным верхом, более вытянутой куполообразной формы (напоминающей митру епископа), почти шаровидной и «приплюснутой» тыквообразной.

Шапки-татарки бытовали у адыгов, ингушей, ногайцев.

У черноморских казаков широкого применения, по-видимому, не получили (сравнительно редко упоминаются в письменных источниках; из четырех известных нам изображений черноморских казаков конца XVIII-начала XIХ вв., сделанных очевидцами, нет ни одного в этом головном уборе).

По мнению Е.Н. Студенецкой шапки подобного рода входили в состав праздничного костюма лиц из знатных горских фамилий. Вероятно, ив среде черноморцев их использовали, в основном, представители старшины и зажиточные казаки.

Время бытования Т. у черноморских казаков – конец XVIII-начало XIX вв.

ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 832; Попко И.Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. СПб, 1858; Безотосный С., Самонин С. Казаки-гвардейцы // Родина. 1998. № 3; Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989; Фролов Б.Е. Головные уборы черноморских казаков конца XVIII-первой трети XIX века // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1995 год. п. Джубга, 1996.

Тутолминка, комбинация бешмета с гимнастеркой. Ввел в 80-х годах XIX в. начальник 1-й Кавказской казачьей дивизии генерал Тутолмин. Он рубашке придал стоячий воротник и застежку на груди как у бешмета. Т. под черкеской заменяла бешмет; без черкески, подпоясанная кавказским поясом, заменяла гимнастерку.

Чекмень почетный, жаловался лицам ККВ, занимающим общественные должности в станицах и хуторах. Выполнялся по образцу мундирной черкески, без погонов, с обшивкой узким серебряным галуном: у урядников и нестроевых старшего разряда – по бортам, краям рукавов и вокруг напатронников; у казаков и нестроевых младшего разряда – по краям рукавов. Алый бешмет к чекменю имел также галунную обшивку.

При Ч. носились: укороченные шаровары, кинжал, шашка и папаха установленного в войске образца.

Ч.п. носился: во время службы в должностях станичного атамана, почетного судьи и хуторского атамана постоянно, а по окончании службы в этих должностях – на станичных и хуторских сборах, в войсковых кругах в торжественные дни и при представлении начальству.

К чекменю представлялись лица, на должностях станичного и хуторского атамана, почетного судьи, и прослужившие на одной из них не менее трех лет и имеющие при этом хотя бы одну медаль для ношения на шее.

Орлов П.П. Справочная книжка для Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 1910. С. 25, 381.

Чусты, облегченные сапоги на теплое время года. Представляли собой чувяки или башмаки с подошвой «наглухо пришитые к кожаным наговицам». Фасон носка на усмотрение казаков. Предполагались к использованию в военное время, исходя из опыта русско-японской войны 1904-1905 гг.

ГАКК. Ф. 396. Оп. 1. Д. 9226.

Где заказать необычные суши и роллы в Краснодаре
Сегодня, 10:19
Где заказать необычные суши и роллы в Краснодаре
Пробуем варианты с сусальным золотом, в форме торта и бургера
Как попасть в Японский сад в Краснодаре без очереди
17 апреля, 12:37
Как попасть в Японский сад в Краснодаре без очереди
Самый простой и недорогой способ
Космические пираты, город тайн, сеанс психоанализа
Вчера, 15:35
Космические пираты, город тайн, сеанс психоанализа
Что посмотреть в кино в Краснодаре с 18 апреля