Кубанские выборы как зеркало чего угодно

23 октября в 23 регионе голосовали за народную власть - во всех муниципальных образованиях Краснодарского края прошли выборы депутатов органов местного самоуправления и глав поселений, а жители Горячего Ключа, Белоглинского и Темрюкского районов выбирали глав местного самоуправления.

Губернатор Кубани Александр Ткачев, подводя итоги выборов на заседании консультативного совета общественных объединений, в целом оценили их положительно, подчеркнув, что опасения относительно низкой активности избирателей в основном не оправдались - народ все же пришел к избирательным урнам. В среднем по краю в голосовании приняли участие 38 % избирателей, а в некоторых сельских округах жители поставили рекорды активности - в Ачуевском поселении (Славянский район) проголосовало 84 %, в поселении Железном (Усть-Лабинский) - почти 95 %.

Против всех кандидатов в крае проголосовало около 9% избирателей. Из 378 глав городских и сельских поселений было избрано 330, еще в 47 поселениях победитель будет выявлен во втором туре, а в Пушкинском сельском поселении Гулькевичского района будут повторные выборы из-за того, что ни один из кандидатов не набрал большинства голосов.
По причине высокого процента протестного голосования четыре депутатских места в представительных органах городских и сельских поселений остались вакантными, но абсолютное большинство депутатских мандатов - 6249 - благополучно разобраны. В трех муниципальных образованиях, где одновременно проходили и выборы глав местного самоуправления, выборы также прошли успешно, и победу одержали действующие главы: Сергей Тулинов (Белоглинский район), Николай Шварцман (Горячий Ключ) и Александр Ермоленко (Темрюкский район).

Сомнения в том, что выборы состоятся, были вполне обоснованы. В политическом раскладе накануне выборов сошлись два серьезнейших фактора, которые ставили под угрозу возможность формирования власти на местном уровне.
Во-первых, на Кубани, как и в других регионах России, за последнее время усиливается так называемая электоральная апатия: люди не хотят ходить на выборы, потому что не видят в этом смысла.
Во-вторых, выборы глав поселений является одним из этапов реформы местного самоуправления, в которой пока уверенно ориентируется один человек - автор ее концепции Дмитрий Козак. Все остальные руководители регионального и местного уровня блуждают в дебрях законодательства и управленческой практики, стараясь хотя бы не напороть косяков в больших количествах.

Пугает все, даже немыслимое количество депутатов, которые должны приступить к работе - в крае их должно быть избрано аж 6253 человека, а в ходе выборной кампании выдвинули свои кандидатуры более 11 тысяч претендентов. И избиратели, и сами народные избранники пока с трудом представляют, как именно будет строиться работа представительного органа, за что конкретно будет отвечать депутат или глава поселения, и какие возможности будут у власти на местах для осуществления управленческих функций.

Теоретически система выглядит безупречно. "Народ Кубани избрал власть, которая будет на передовой, ближе всего к народу, - подчеркнул глава края Александр Ткачев, подводя предварительные итоги выборов. - Эта власть будет отвечать за благоустройство улиц, формировать местный бюджет".
На самом деле у избирателей пока прочно сформировалось иное мнение - на местах ничего не решается, "народная власть" в сельских поселениях хоть и близко, но толку от нее мало.

Известный в крае политолог, директор ГУП "Социологический центр" Николай Петропавловский считает, что этот стереотип необходимо преодолевать.
- С местного управленца проще спросить - почему не решаются жизненно важные для людей вопросы? - утверждает Н. Петропавловский. - Если с тем же вопросом идти к главе края или района - попробуй еще до него доберись. А в поселке, где все знают всех, можно задать вопрос напрямую.
Правда, на прямой вопрос жителя от местной власти, скорее всего, будет получен такой же прямой ответ - нет денег. Но вопрос формирования местного бюджета - это уже другая тема, которая не менее подробно рассматривается в концепции реформы местного самоуправления.

Как считает Николай Петропавловский, власти края пошли на определенный риск, назначив выборы глав поселений и местных депутатов до того, как начнется реализация федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления".
- Мы могли бы подождать еще какое-то время, пока реформа заработает, и станет ясно, что к чему, - утверждает главный политтехнолог Кубани. - Но губернатор настоял, чтобы выборы на местах все же состоялись. Пусть уже сейчас начинают работать - набьют шишки, зато дальше будет легче.

Несколько особняком в кампании 23 октября стоят выборы в городскую Думу Краснодара. Депутатский корпус в городе должен был быть сформирован срочно, обязательно и любой ценой. Если бы не состоялись выборы, допустим, по причине низкой явки или голосования "против всех" - возникла бы беспрецедентная в российской практике правовая коллизия, когда город остался бы без законодательной власти. Продлить полномочия депутатов было невозможно, потому что это было сделано уже один раз, а ряд важных финансовых вопросов находится в исключительной компетенции Думы. Если бы 23 октября краснодарцы проигнорировали выборы, уже на следующий день администрации города не с кем было бы согласовать вопросы, например, выплат зарплат бюджетникам или закупки топлива, а все, что решалось бы без одобрения законодательной власти, считалось бы самоуправством.
К тому же Дума не была бы легитимной, если не было бы выбрано более 28 депутатов. А опасения относительно явки у городской избирательной комиссии были небезосновательными - чуть больше месяца назад при выборах мэра города до последнего часа не было ясно, придет ли народ голосовать в таком количестве, чтобы достичь минимального порога активности.

Накануне дня голосования 23 октября участковые комиссии и администрации округов предприняли небывалые усилия для обеспечения явки. Представители комиссий обходили квартиры, студенческие и рабочие общежития, призывая и уговаривая. Директора школ и главврачи больниц получили от своего руководства инструкции обеспечить стопроцентную явку сотрудников. В одном из супермаркетов города в день голосования посетители наблюдали изумительную картину: директор магазина закрывала кассы, даже не извинившись перед застывшими в очереди покупателями. "Девушки - кассиры, немедленно голосовать! - разносилось по торговому залу. - Ах, далеко живете? Ничего, можете ехать, покупатели подождут".
Объединенные усилия руководства всех уровней дали результаты: на избирательные участки пришло почти 30 % жителей Краснодара, имеющих право голоса. Из 42 одномандатных округов выборы состоялись в 41, и только в Первомайском округе явка не дотянула до 20 %, там будут назначены повторные выборы.

Какой же будет новая Дума Краснодара, которой предстоит работать с командой нового мэра Владимира Евланова? Наблюдатели отмечают количественные и качественные перемены. Депутатов стало больше - 42 места вместо прежних 28. Из старого состава переизбрано 12 депутатов, в том числе спикер городского собрания Николай Котляров. Однако критерии выбора жителей города принципиально отличались от тех, по которым был избран прежний состав. Если предыдущий депутатский корпус в основном формировался по признаку принадлежности к движению "Отечество" Кондратенко, то сейчас этот брэнд не сыграл почти никакой роли.
Правда, политические партии все же отчитались об успехах на выборах: от "Единой России" в Думу прошло 8 депутатов, от КПРФ - 2, еще один кандидат шел от партии "Родина", остальные позиционировали себя как независимые кандидаты. Все наблюдатели отмечают, что главным критерием выбора была не партийная принадлежность и не программа, а личность или то, что называется трудовой биографией - насколько человек состоятелен по жизни, какую репутацию он имеет.

- Выборы были честными - иначе бы зачистили округа до основного кандидата и дублера, - считает Николай Петропавловский. - В законодательную власть пришли представители бизнес-сообщества, которые определят состав Думы. В этом тоже есть опасность - они могут решать свои проблемы, а не выражать интересы горожан. Но важно то, что во власть пришла "свежая кровь" - те, кто никогда не был во власти, у кого есть желание работать. Новый депутатский корпус самодостаточен, его не получится, если можно так выразиться, "загнать в стойло". Раньше могло быть так - из мэрии скомандовали: упал - отжался. Сейчас в Краснодаре появилась городская Дума со своими ценностями. Мэрия не будет командовать, ей придется договариваться с депутатским корпусом.

Главный вопрос, который сейчас обсуждается в связи с выборами городской законодательной власти - сможет ли новая Дума эффективно сотрудничать с исполнительной властью при решении различных вопросов, в том числе и такого сложного, как приватизация муниципальной собственности? Депутатскому корпусу еще предстоит высказать свою позицию, а о Владимире Евланове говорят - хороший переговорщик. Это качество должно сильно пригодиться мэру Краснодара при начале очередного этапа передела собственности.
Что посмотреть в Сочи
Вчера, 10:44
Что посмотреть в Сочи
Музей-бар, водопады, ресторан с видом на горы и еще 3 классных места