Екатеринодар-Краснодар: как нас теперь называть?

Есть темы разговора из разряда вечнозеленых. Когда нет новостей, и кубанским ньюсмейкерам совсем не о чем говорить, на передовую позицию выкатывается тяжелая артиллерия: реформа местного самоуправления или переименование столицы края. 15 октября дискуссия вокруг возвращения городу исторического названия в очередной раз попала на ленты новостей в разделе "Главное": губернатор Кубани Александр Ткачев на торжественном сходе Кубанского казачьего войска, посвященном 15-й годовщине возрождения казачества, высказался за переименование Краснодара в Екатеринодар. "Надеюсь, мы убедим народ Краснодара и вернем городу его историческое название", – заявил глава края. Мэр Краснодара Владимир Евланов с удовольствием поддержал мнение губернатора о переименовании краевого центра. "Мы на пути решения этого вопроса, и возвращение имени городу – дело реального будущего", – сообщил градоначальник.

Впрочем, в городе давно заметили, что, говоря о переименовании, глава края обычно не слишком настаивает на его немедленной необходимости, легко меняя позицию на противоположную. В июле этого года на торжественной церемонии освящения войскового храма Благоверного князя Александра Невского в Краснодаре, которую проводил патриарх Московский и всея Руси Алексий II губернатор Кубани выступал за возвращение Краснодару его исторического имени: "Через год, я думаю, это свершится, и Краснодар вернет себе свое историческое наименование".
Прошел месяц, и глава края, выступая на встрече с общественностью города, заявил, что не намерен настаивать на переименовании, отложив решение вопроса на более далекую перспективу. Что интересно, в тот момент и Владимир Евланов высказывался против превращения Краснодара в Екатеринодар.
– Еще недавно я выступал за возвращение городу его исторического имени, однако сейчас пришел к выводу, что делать это нецелесообразно, – заявил тогда В. Евланов. – Опросы показывают, что большинство краснодарцев говорят переименованию "нет", и я не могу это не учитывать. Кроме того, процесс обойдется дорого, и эти средства нужно использовать на решение наиболее актуальных проблем города.

Позиции руководства города и края меняются, и каждую из них можно подкрепить целым набором аргументов, которые в изобилии имеются как "за", так и "против". Главный аргумент сторонников Екатеринодара – историческая справедливость: если основатели города решили дать ему именно такое имя, то потомкам негоже идти против их воли. Если же потомки назвались большевиками, ниспровергателями старого порядка, которые самовольно отменили решение основателей города – ну что же, их заблуждения и ошибки надо исправлять.
– Исходя из исторической справедливости, корней, истоков, мы будем пытаться вернуть имя городу, – так сформулировал эту позицию глава края Александр Ткачев. – То, что придумано не нами – не надо менять, постройте новое и называйте.

Трудно не согласиться с тем, что между двумя названиями – дистанция огромного размера. Краснодар – безликий советский топоним, затерявшийся среди десятков и сотен названий, в которых фигурирует цвет пролетарской революции, Екатеринодар – живая историческая реликвия, в которой сразу угадывается и имя основательницы столицы края, и события, связанные с основанием города. Недаром кубанские казаки, покинувшие Россию после революции, в качестве одного из главных условий возвращения регалий войска называют именно возвращение городу исторического имени. Это условие стояло рядом с таким глобальным вопросом, как ликвидация большевистской власти – хотя такая возможность в течение многих десятилетний представлялась зарубежным казакам совершенно фантастической, но они продолжали настаивать на восстановлении исторической справедливости по обоим пунктам.

Наверное, лидеры белой эмиграции, вывезшие регалии за рубеж, сильно удивились бы, если бы узнали, что ликвидировать Советскую власть будет проще, чем вернуть городу историческое имя. Главным аргументом нынешних противников переименования является, как не удивительно звучит, та же историческая справедливость и традиция: сто двадцать лет Екатеринодара – срок в истории города, а восемьдесят пять лет Краснодара – разве не срок?
– Мы – против переименования города, – заявил секретарь городского отделения народно-патриотическое движение "Отечество" (Кондратенко) Михаил Чудный. – Мы родились и выросли в городе с одним именем, а теперь вернуться к царизму? К Екатерине и потемкинским деревням? Пусть город останется Краснодаром. Красную армию все забыли, и имя города воспринимается от другого значения слова "красный" – "красивый".

Интересно, что лет десять – пятнадцать назад, когда в городе заговорили о возможности переименования Краснодар, одной из причин неприятия исторического названия была личность Екатерины: во-первых, упомянутая дама была императрицей, следовательно, классово чуждым элементом, во-вторых, женщиной небезупречной морали. К тому же роль царицы в разрушении казачьей вольницы в Запорожской Сечи воспринималась как-то неоднозначно.
С годами отношение к царизму изменилось, двуглавые орлы и короны никого не шокируют, и главное, на что сейчас делают акцент противники переименования – это цена вопроса. "Чем глупостями заниматься – лучше бы помогли старикам (талантливым детям, инвалидам, бюджетникам, вынужденным переселенцам, жертвам репрессий – ненужное зачеркнуть, список продолжить)", – приблизительно так отвечают на вопрос о переименовании очень многие краснодарцы.
Кстати, цена вопроса до сих пор неизвестна – даже приблизительная сумма, необходимая на внесение изменений в документы и географические карты, пока не была названа. Во всяком случае, в краевом бюджете этого года такая статья расходов не предусмотрена.

Если сумму расходов на грядущее переименование власти еще не прикинули, то мнение горожан, выраженное в цифрах опросов, собрать успели.
"Мы проводили социологию, и люди разделились – 50 на 50", – поделился губернатор Кубани Александр Ткачев. И откровенно сообщил, что, используя различные технологии, мог бы настоять на переименовании, но не стал, уважая волю горожан. "Прислушиваясь к жителям города, я принял решение в этот процесс не вмешиваться. Решение о переименовании – решение жителей города, городского руководства. Я всецело подчинюсь вашему решению", – сказал губернатор на встрече с общественность города в июле этого года. Впрочем, это заявление относится к более раннему периоду работы над вопросом, за те несколько месяцев, которые прошли с момента заявления, позиция могла измениться на противоположную. Более того, у главы края могла окрепнуть уверенность, что те самые технологии, о которых он говорил, применить все же надо: цель-то благая – восстановление справедливости. В этом случае краснодарцев в ближайшее время может ожидать референдум по вопросу переименования, и если речь зашла о губернаторских технологиях, то результаты волеизъявления можно считать совершенно определенными.

Похоже, горожанам придется принять как факт то, что они теперь – екатеринодарцы, и ожидать, что новое старое имя города мистическим образом изменит его судьбу. А может быть, переименовать город никак не получается именно потому, что старый город умер? Жители Санкт-Петербурга, бывшие ленинградцы, заметили интересную закономерность – был Ленинград, столица, которая всеми силами старались сохранить славу и традиции предков. Стоило вернуть старое название – город стремительно стал ветшать и разрушаться. Может быть, предки хотят сказать нам, что прошлое не возвращается?