"Лежачего" не бьют

О том, что искусственные дорожные неровности (ИДН), которые в народе называют "лежачими полицейскими", доставляют значительные неудобства автолюбителям, ни для кого не секрет. Причины все ищут в несоответствии Госстандарту, а вину сваливают на ГИБДД.
ИДН стали устанавливать, переняв опыт западных коллег, видимо, забыв, что у нас и без них на дорогах полно "естественных" неровностей. Начальству ГАИ радость - зарплату новым сотрудникам платить не надо, а аварий сразу должно стать меньше. Автолюбителям, наоборот, нет никакой радости ни в том, что приходится лишний раз тормозить, ни, тем более, от удара передними колесами в практически невидимого самодельного "полицейского", который может нанести существенный ущерб автомобилю.

- Самое плохое, что "лежачие полицейские" в краевом центре никак не обозначены, - говорит автолюбитель Алексей. - В Горячем Ключе, например, они покрашены сеточкой и перед ними установлены знаки. В Геленджике тоже. А в Краснодаре их налепили просто так. Если дорога незнакомая - еду, матерюсь. В ремонт, правда, после "лежачего полицая" машину не отвозил, но все равно: от каждого принятого на себя удара подвеска постепенно разбивается.

Обиженных, недовольных и удивленных хватает. Возмущаются даже пешеходы.
- Я несколько раз проходил по Красноармейской и видел стершуюся разметку, нанесенную на сами "конструкции". Никаких знаков, предупреждающих водителей нет, - говорит Игорь. - Я пешеход, но меня это возмущает. На тротуаре, я видел, уже установлен декоративный забор, и я не удивлюсь, если вскоре произведут отчуждение и пешеходной части. Улица Красноармейская - одна из десятка магистралей, не справляющаяся с потоком автомобилей из центра города, а "лежачие полицейские" дополнительно тормозят проезд транспорта. Чего стоит только сбавление скорости для пожарных машин, едущих из части на Мира.

- Обижаться нужно только на себя, - считает Борис Сухов, заместитель начальника ОГИБДД УВД города Краснодара. По его словам, "цель искусственно созданных дорожных неровностей - заставить водителя, не подчиняющегося дорожным знакам, двигаться с определенной скоростью".
- Водители же хотят летать на большой скорости. Учитывая их невежество, приняты насильственные методы, с помощью которых водитель - хочет он или не хочет - а будет снижать скорость. Сейчас в Краснодаре все искусственные гасители скорости установлены законно и в тех местах, где они необходимы, - рассказывает Сухов. - ИДН на Красноармейской, например, установлен по причине отсутствия светофора на перекрестке рядом. На ул. 2-й Пятилетки искусственные неровности лежат уже 8 лет. И благодаря этому там ни разу не было ДТП. Ни разу, повторяю! Раньше на том же участке дороги происходили ДТП: страдали дети.
- Однако мы не можем отслеживать "лежачие полицейские", положенные жильцами на дорогах возле своих домов, -
отмечает зам. начальника ОГИБДД УВД Краснодара. - Этим независимо от нас занимаются ЖКХ, РЭО, ЖСК. Они принимают решения собрать деньги и установить ИДН. Наказывать их за это? За что я должен их наказывать? За то, что они беспокоятся за жизнь своих детей? Нет, за это я их наказывать не буду.

По словам Б. Сухова, под руководством ОГИБДД УВД города Краснодара установлены искусственные дорожные неровности всего на трех на улицах: Российская, Красноармейская, 2-я Пятилетка. Таким образом, "лежачие полицейские" на ул. Казачьей (фото), например, следует считать установленными незаконно. На самом деле они там нужны - рядом школа. Но для того, чтобы признать их законными, надо потратиться на демонтаж уродливых асфальтовых надолбов и установку не только стандартных искусственных гасителей скорости с разметкой, но и предупреждающих знаков.

Обоснование установки ИДН на ул. Красноармейской - "отсутствие светофора на перекрестке рядом" - мягко говоря, не такая уж причина. Иначе в Краснодаре следует установить многие сотни ИДН. На сотни, понятное дело, денег нет, но на то, чтобы привести в порядок имеющиеся на трех улицах, требуется не так много средств. По нашим сведениям, установка правильного "лежачего" из цветной технической резины вместе с предупреждающими знаками стоит около 30 тысяч рублей. Стандартные ИДН нынче не дефицит. Их производят и продают, например, московский завод РТИ и предприятия Ярославля

Товарищ Сухов подтвердил, что искусственные дорожные покрытия должны иметь разметку, нанесенную светоотражающей краской, видимую как днем, так и ночью. Но тут же отметил, что именно на ИДН разметка стирается особенно быстро: "Искусственные дорожные неровности по нормам должны изготавливаться либо асфальтобетонных смесей, либо из резино-технических". Один такой резиновый гаситель скорости установлен на ул. 2-я Пятилетки (фото), но он также не имеет разметки и рядом с ним соседствуют два других асфальтовых валика - в полширины дороги каждый. Ночью в темноте несведущие водители налетают на них на полном ходу. Днем, при отсутствии встречных машин, их объезжают по встречной полосе, благо - сплошной полосы, как и другой дорожной разметки, там нет. Как нет и предупреждающих знаков. Зимой резиновый ИДН сохраняет почти тот же коэффициент сцепления, поскольку лед на нем не держится, а обледенелый асфальтовый валик превращается в труднопреодолимое препятствие и создает на дороге пробку.

В Адыгее ИДН хоть и сделаны из асфальта, но раскрашены полосами светоотражающей краской, они невысокие и достаточно широкие (фото) - их переезжаешь спокойно. Краснодарские "лежачие полицейские" невидимы водителю, будто живые штатные гаишники, прячущиеся в кустах. Именно это обстоятельство больше всего не нравится нашим водителям. Они интересуются, можно ли подавать в суд на несоответствие размеров "лежачего полицейского" ГОСТу, или отсутствие разметки и предупреждающих знаков, если наезд на оного повлек повреждение автомобиля. По словам юристов, в суд подавать теоретически можно. А практически придется долго доказывать, что машина была повреждена именно тем "лежачим полицейским", который не соответствует ГОСТу, а скорость автомобиля потерпевшего не превышала допустимую. Скорее всего, это будет безрезультатно. Во всяком случае, судебная практика Краснодара не знает подобных выигранных дел.

А жаль, ведь суммарный ущерб от разрушительного воздействия самодельного "лежачего полицейского" на ходовые части десятков тысяч машин огромен! Он во много раз превышает стоимость стандартно установленного безопасного ИДН. Беда в том, что это деньги разные, и 30 тысяч рублей в своем бюджете (так и хочется сказать - кармане) это намного больше, чем миллион рублей в карманах автовладельцев.

Кстати, просьбу уточнить Госстандарты, которым должен соответствовать "лежачий полицейский", Сухов отказался, сказав, что "нашему автолюбителю необязательно знать все". Мы решили привести выдержки из норм и правил установки ИДН в Москве, полагая, что местные нормы не должны сильно отличаться.

Как положено устанавливать ИДН в Москве

ИДН рекомендуется располагать в местах с максимальной освещенностью (вблизи мачт освещения), на расстоянии не менее 30 метров перед нерегулируемыми пешеходными переходами и на расстоянии 60-1000 метров друг от друга по ходу движения.

При необходимости принудительного ограничения скорости движения на участках улиц и проездов большой протяженности допускается устраивать на проезжей части несколько искусственных неровностей, размещая их примерно на равных расстояниях от пешеходных переходов и изменяя расстояние между осями неровностей в пределах от 60 до 100 метров в зависимости от дорожных условий и максимально допустимой скорости.

Перед искусственными дорожными неровностями на дорогах, улицах и проездах внутри жилых кварталов следует применять знак "Ограничение скорости", величина которой принимается равной максимально допустимой скорости проезда через данную неровность. После окончания участка дороги с несколькими последовательно расположенными неровностями или единичной неровностью следует устанавливать дорожные знак "Конец ограничения максимальной скорости".

Требования к материалам

Для сооружения искусственных дорожных неровностей применяют следующие материалы: высокопрочные резино-полимерные материалы; мелкозернистый и песчаный асфальтобетон (ГОСТ 9128-97), который должен обеспечивать коэффициент сцепления поверхности искусственной дорожной неровности не ниже, чем у покрытия проезжей части, на которой сооружается ИДН.

Требования к разметке

ИДН в течение всего периода эксплуатации в обязательном порядке должны иметь разметку, видимую как днем, так и ночью:

  • на поверхности ИДН из асфальтобетона должна быть нанесена линия разметки 1.25 "Обозначение искусственных неровностей";
  • ИДН, выполненные из готовых секционных элементов (из полимерно-резиновых или других материалов) должны иметь чередующуюся черно-желтую (черно-белую) окраску.
Непосредственно перед ИДН с каждой стороны на расстоянии не менее 0.2 м от кромки ИДН наносится линия "Обозначение искусственных неровностей".

И так далее. Но это в Москве. В Санкт-Петербурге все должно быть гладко. Там запрещено устраивать не только ИДН, но и вообще любые неровности, превышающие 5 см в высоту и 60 см в плоскости. За каждую искусственную неровность обязан кто-то ответить на первый раз - штрафом до 10 минимальных окладов.
У нас, по словам тов. Сухова, можно скинуться с соседями и установить "лежачего" друга себе и "лежачего" врага автомобилям практически в любом месте. За неровности Краснодара по-прежнему никто не отвечает и к просьбам водителей не прислушивается.
Что посмотреть в Сочи
Вчера, 10:44
Что посмотреть в Сочи
Музей-бар, водопады, ресторан с видом на горы и еще 3 классных места