Паркур по-краснодарски: пыль в глаза, ноги через парапет

Человек-паук нервно курит в сторонке — трейсеры идут. Идут и без страховки залезают на стену, прыгают с крыши одноэтажного дома и перелетают через любые канавы и мусорные баки.
Речь пойдет о краснодарских экстремалах, а точнее - о расплодившихся в обилии трейсерах или, как их еще называют, паркуристах. Сегодняшние краснодарские трейсеры, может, и не самые лучшие в тусовке экстремалов. Зато они молодые и готовые с огнем в глазах прыгать и через любые препятствия, канавы и парапеты.

Кто они, краснодарские трейсеры?
1. Молодые ребята, тренирующиеся у себя в Юбилейном микрорайоне. Половина из них — студенты младшекурсники, другая половина — рабочий класс города, отдельная часть — девушки. Девушек, к слову, всего две — Даша и Аня. Во главе их всех — Артем, или как он себя называет Jock. Просто Jock.
2. Не мажоры, не тыкают пальцами, что учатся в престижных вузах, но приличные дети почтенных родителей, которым захотелось чего-то такого эдакого. Или экстрима, так они "эдакое" называют.

Артема все трейсеры считают крутым и истинным. Это он увидел полтора года назад программу Парфенова "Намедни", где показали сюжет о московских паркуристах "The Tracers" (люди, прокладывающие новые пути). Леонид Парфенов вообще сыграл особую роль в формировании субкультур нашего города — именно из его программы будущие краснодарские флэшмоберы узнали о флэшмобе.
После просмотренного сюжета Артем загорелся идеей создать команду паркуристов в Краснодаре. Долго горел один, поэтому и тренировался в одиночестве. Сейчас горят человек десять - назло мамам и папам (те им, понятно, все на свете запрещают) бегают, прыгают, лазают по стенам. Но подвиги Артема повторить пока не может никто. Это он и только он прыгает с одноэтажки на траву.

Отцом-основателем паркура, как мирового движения и стиля жизни был Давид Белль Он по юности лет развлекал себя, лазая по деревьям. Мечтал заниматься скалолазанием, но отец был против. Упрямый тинейджер продолжил прыгать с дерева на дерево. А потом нашел себе друга Себастьена Фука, такого же страстного ко всему экстремальному. Термин "паркур" они заимствовали из конного спорта - так называются соревнования, на которых лошадь должна преодолеть трассу, усложненную всевозможными препятствиями. И девиз: "Нет границ, есть лишь препятствия".
В 1987 году собрали команду единомышленников и назвали "Ямакаси" (Yamakasi), что в переводе с заирского языка означает "мужчина, сильный телом и духом".
В 1997 году "Ямакаси" учредили во Франции свою ассоциацию, и их с каждым годом становилось все больше, чем помогла мода на экстремальные виды спорта.
Команда распалась в 1998 году. Некоторые источники уверяют, что им предложили участвовать в съемках мюзикла "Notre Dame de Paris" - трюки ставить. Никто не возражал. Но Дэвид и Себастьян не пожелали связывать себя двухлетним контрактом. На этой почве в команде пошел раскол, и история "Ямакаси" закончилась.

Их последователи паркурят теперь по всему миру. Мировой известности они обязаны режиссеру Люку Бессону в 2001 году, который снял о них фильм "Ямакаси, или Новые самураи".

- Не надо путать паркур, что в дословном переводе означает "преодолевающий препятствие", с билдерингом и акростритом, - просит Jock. - Не путайте. Билдеринг - это лазание по зданиям, и акрострит - уличная акробатика. И билдеринг, и акрострит входит в понятие паркура.
Можно мысленно нарисовать круг, а в круге нарисовать еще два круга поменьше. Эти круги назвать бильдеринг и акрострит. Вы все поймете.

Артем долго тренировался один, а потом набрал людей и назвал команду сначала "Krasnodar Parkour Team", потом "Temblores" - это означает "Дрожащие от перенапряжения". Сейчас их команда называется "Южный фронт", или на французский манер "Front de Sud". Ну да, с названием как-то солидней.
С дерева на дерево, как отец-основатель паркура, Артем с товарищами еще не прыгает. Деревьев таких не находят. Зато Дэвид Билль не тренировался у нас на Юбилейном, как они. Чем можно и возгордиться.
У ребят гордыни пока нет. Все успехи, они верят, впереди. Особенно если залезут в долгострой возле 87-ой школы на Юбилейном. Пока это им мешают сделать только псы и сторожа.

На тренировки паркуристы собираются каждый день, одни приходят с перемотанной эластичным бинтом рукой, другие бинт несут с собой. Но серьезных травм пока не было. Все больше ссадины, царапины, вывихи и растяжения. Девочки пока без травм. На тренировку приходят во второй раз.
- Ну, признайтесь! Из-за мальчиков же все? - пытаю вопросами нимф от экстрима.
- Не из-за мальчиков! - пожимают плечами. - Экстрим.

Маршрут пролегает по самым паркурным местам, то есть там, где есть много перил, гаражей, мест для полетов, фасадных зданий.
Начинают со скалодрома. Такое название трейсеры дали двухэтажному долгострою возле жилого дома. Видимо, хозяева задумывали новый магазин, а денег не хватило. Сейчас скалодром стоит с решетками на окнах и дверях, и попасть туда возможно только через окно, высота до которого - полтора метра. Девчонок ребята подсаживают, сами лезут силой рук.
Зато на крыше скалодрома рай для любого трейсера. Трубы, кирпичные "недостройки", осколки стекла и надпись на стене "Жора + Артем = дружба".
Долгострой стоит у девятиэтажного дома, стена которого так выложена кирпичами, что они образуют ступеньки. По этим ступенькам можно залезть на крышу девятиэтажки. Но пока у местных ямакаси хватает сил подниматься только на пять метров. Понятно, что без страховки.
- Руки каменеют, тяжело, - оправдыватся Артем.
На высоте трех метров еще не выгорела надпись "Parkour".

- В Интернете часто пишут, что паркур - это детская игра, переросшая в серьезное увлечение, - рассказывает Jock. - И это действительно так. Мы бегаем, преодолеваем препятствия. Для нас нет препятствий. Единственное препятствие - это страх. Высоты, например. Человек может все, останавливает его только страх. Сейчас я вижу стену - перелезаю ее, вижу канаву - перепрыгиваю. С крыши на крыши я не прыгал только потому, что у нас в городе дома друг от друга далеко стоят.

Паркур, гласит один из сайтов, это "гремучая смесь акробатики, бега, скалолазания, боевых искусств". Трюкачество в неограниченных количествах. Пионерия всего экстремального.
Замороченные дети-цветы трейсеры в асфальте не растут. Они по нему прыгают, и знают - асфальт их бережет: пока он рисовал на их руках и ногах только ссадины и шрамы и даровал вывихи и растяжения.

Узнать пионера-трейсера нетрудно. Поднимите голову на стену ваших домов. Кто-то лезет? Без страховки? Это они. Не хватайте их за лохмы, не узнавайте место жительства, пол, возраст и не стучите на них в психиатрическое отделение. Это такой спорт. А спорт, как известно, это жизнь.
Что посмотреть в Сочи
Сегодня, 10:44
Что посмотреть в Сочи
Музей-бар, водопады, ресторан с видом на горы и еще 3 классных места