"Злоба дня"

На планерках в Успенской районной администрации главы сельских округов сдают отчет о проделанной работе в форме … видеоматериалов. Глава, наверное, думает, что таким образом будет в курсе того, что на самом деле происходит в станицах и на хуторах. Кто выступает в роли операторов и редакторов, авторы сюжета в программе "Красная, 3" умолчали. Начинание, конечно, любопытное, нестандартное. В Успенке нет своего телевидения. Ни муниципального, ни частного. А будь оно, отражало бы реальную картину происходящего, интересовались бы сельские журналисты большими и маленькими проблемами своих земляков? Или же с экрана не сходило бы мудрое лицо районного руководителя?

На самом деле в программе рассказывалось о том, как в муниципальных образованиях края готовятся к скорой реформе местного самоуправления, как собираются своими силами зарабатывать на общие нужды, помогать тем, кто не гнушается любой работой на личном подворье. Что думают об этом бабушка, впервые в жизни решившаяся взять банковский кредит, чтобы купить коров, или молодая женщина, возглавившая отдаленный сельский округ? Через конкретный пример, через частное разбирается сложная проблема.
Другой вариант "отработки" соцзаказа. Репортаж с сессии ЗСК, где основной вопрос - реформирование местного самоуправления. Горячий монолог губернатора, упоминание вскользь о мордовском опыте, и - все. На "НТК" это называлось "власть народу!".

Тут же случается масштабное событие. Конференция по проблемам малого и среднего бизнеса. Подробные материалы в пятничном вечернем эфире. В итоговой программе в субботу - тишина. Зато в понедельник новостью номер один нам вновь преподносят репортажи об "очной ставке" бизнесменов средней руки и высоких начальников. Интервью уже берут и у предпринимателей (которые всем довольны), к некоторым даже съездили на производство. Но фирму пельменного короля назвать нельзя, это же реклама! Антитеза "малый бизнес" и все "большое" вокруг - проблемы, политика - не сходит с уст журналистов. Даже запечатлен "исторический момент": в "кузнице сердец" - центре грудной хирургии - "впервые берут кровь у министра"! (эритроциты Грефа, должно быть, законсервируют для музея?)
Скоро про этот "актуальный" вопрос забудут. Пока он вновь не появится в повестке дня губернатора.

Кто-то скажет, но это же новости! Действительно, освещать событие в день его свершения необходимо. Очень важную тему для края, для страны поднимает власть. Но она не решается за одно совещание, какие бы яркие речи там не произносились. И если телевизионщики в одной упряжке с обществом, они просто обязаны регулярно освещать проблемы из повестки дня региона. "Информационное обеспечение" деятельности власти осуществляется ведь не только в информационных программах. У нас же, наоборот, там, где нужны сообщения без комментариев, идет пропаганда, там же, где нужно пропагандировать… Мало длиннющих сюжетов про заседания, покажите, чем люди живы, как они в это "одно окно" продираются, помогите реальному предпринимателю, расскажите, за счет чего получилось у лучших. Кстати, очень интересный репортаж об аукционе торговых точек на набережной Геленджика был у Анны Филипповой в "Дне Кубани". Но таких специальных программ на краевом ТВ нет. Нет экономики на экране, нет даже благодатной темы про развитие курортной отрасли (разве что качественные, но все-таки коммерческие, презентации санаториев Еленой Сыпченко на городском "Домашнем"?). Серьезный, но односторонний материал Андрея Иванова в "7 днях Кубани" о больших проблемах Красной Поляны воспринимается с некоторым внутренним недоверием: а где ж вы были раньше? Экологи возражали с самого начала, но с экрана слышны были только восторги.

Хоть про аграриев не забыли! На ГТРК "Кубань" в своей замечательной программе "Сельская сторона" Татьяна Жукова недавно рассказала про Александра Неженца. Бывший учитель иностранного языка из Лабинского района за несколько лет создал самую успешную и производительную агрофирму на юге России. Вот такие "частники" - знамя кубанской экономики, на таких людях держится современное село. И между реформой местного самоуправления и ростом экономического потенциала региона - связь очевидная.

На городском телевидении программы, где говорится об экономике, есть. Но это либо специализированный "деловой канал" "РБК" с утренней региональной врезкой для тематических передач (кто их видит?), либо еженедельные "Деньги" и "Деловой Краснодар" на "Екатеринодаре", в которых превалирует коммерческий интерес, либо "Персональный счет" на МТРК "Краснодар". Судьба последнего проекта, где про серьезные вещи говорили "человеческим языком" вместе с мультяшными Хрюном и Степаном, не вполне ясна. Алексей Кащенко, ведущий и соавтор совместной с "Интерньюсом" программы, уволился с канала.

В последнее время стало модным говорить про социальную ответственность любого бизнеса. А вот телевидение - это что? Если посмотреть интервью новых начальников МТРК "Краснодар", то они озабочены, прежде всего, получением прибыли. И ТВ-3 считают более рейтинговым, чем "Рамблер" (хоть бы раз, кто-нибудь опубликовал достоверные данные медиаизмерений по городу), и "грубо говоря, хотят на этом заработать". Пользовавшийся популярностью у краснодарцев оригинальный продукт в виде просветительского канала с хорошим местным наполнением заменили третьесортным кинопоказом. "Новое" пока - как "дежа вю". Где-то это все уже видено. В студии новостей теперь один ведущий (куда делась улыбка Клещевой?). Каждый выпуск начинается с криминала или происшествий. Для диалогов с властью "одолжили" на "НТК" интервьюера.

Неспешный "Екатеринодар" фактически слили с динамичным "РБК-Кубань". Первая частная городская телекомпания никогда не вписывалась в концепцию сетевых партнеров, но, тем не менее, имела свое лицо и своего зрителя. Может быть, это были пожилые люди. Но теперь у нас везде одинаковое телевидение - "для молодых и амбициозных"… Посмотрим, как у обновленных городских каналов получится совмещать "прогрессивное" клиповое видение мира с решением задач мэрии (с одновременным выбиванием из нее же денег по счетам).

Главный социолог края Николай Петропавловский на "РБК" заявил, что в Краснодаре между каналами большая конкуренция, эфир отличается "избыточной информационной насыщенностью". Позволю себе не согласиться. Ежедневных новостных программ в городе теперь всего четыре (сравните с Екатеринбургом, Самарой, Ставрополем). Они все больше похожи друг на друга, даже когда не говорят про власть. Дело не в оформлении студий - в отборе тем, в подаче информации, в манере поведения ведущих, во внимании к нуждам "простого человека". Конкуренции никакой, да и зачем, карман-то один. Может, лучше уже не распылять деньги налогоплательщиков да создать одного большого телемонстра, пусть делает видеоотчеты для начальства? Дешево и сердито.

А пока все, посмотрев в календарь, углядели новую "злобу дня" и увлеклись процессом отдания долгов "цветам жизни". Организуют марафоны по сбору средств (спринт звучало бы правдивее), в которых спонсоры "по достоинству оценят инициативу телекомпаний", снимут душещипательные сюжеты, и - до следующего Дня защиты детей… Кстати, каждое предприятие получило от горадминистрации письмо с рекомендацией принять участие в телемарафоне муниципальной телерадиокомпании и отчитаться. Героями дня опять стали не "детишки", а звезды "Первого канала", спустившиеся с небес мощным десантом. О том, каким "сексуально-оглушающим" действом с участием попсовых полуфабрикатов радовали детдомовцев, честно поведал Евгений Титов в Новостях ТВ-3. К сожалению, ни на одном из каналов мы не увидели Уполномоченного по правам ребенка, чиновницу, знающую лучше других положение кубанских детей.

Стыд испытываешь, глядя в сетку вещания местных компаний. Та же заунывная песня. Одна-единственная в Краснодаре передача для младших школьников - "Детская площадка" - выходит на ГТРК "Кубань" реже, чем два раза в месяц. Остальные отрабатывают лицензии показом мультфильмов. Ведь свой продукт создавать дорого, нерентабельно, никакой прибыли. Был и другой ракурс "детской" темы. На НТК - "Где ты, мама?" про детдомовцев и "Взрослым о детях". Несколько лет назад педагог Ирина Дыбова выступила в роли продюсера. Придумала проект, находила деньги и выпускала на канале "АВС" интересную и полезную передачу для мам и пап. Зрители активно общались в Интернете, на кубанском форуме "Родительство". Оттуда Ирина узнала про брошенных детей в краевой инфекционной больнице. Сняла несколько сюжетов, организовала сбор средств и необходимых вещей - без всякой поддержки сверху. Зрители были потрясены ужасными условиями содержания малышей и решили не ограничиться разовой помощью. Наняли нянечек, детей стали выносить на прогулки и т.д. В общем, сами того не желая, организовали социальную акцию…
А канал, который Ира считала своим и которому принесла немало финансовой выгоды, посчитал иначе. Коммерческий отдел решил, что ему репутация благотворителей ни к чему, да и вообще, ходят тут всякие с детскими вещами, мешают деньги зарабатывать. Дыбовой пришлось уволиться, срочно регистрировать фонд, свою продюсерскую фирму. На другом канале обновленная передача "Взрослым о детях", в которой появилась рубрика "Разыскиваются родители", вышла три раза и прервалась. Денег, чтобы платить сотрудникам и за аренду эфира, нет.


Такой вот телебизнес…
Что посмотреть в Сочи
Вчера, 10:44
Что посмотреть в Сочи
Музей-бар, водопады, ресторан с видом на горы и еще 3 классных места