А за Азов ответишь!

Азово-Черноморская государственная морская инспекция Северо-Кавказского пограничного управления ФСБ России - новая структура, отвечающая за биоресурсы Азовского и Черного морей, - недавно отчиталась о своих первых успехах. На пресс-конференции, состоявшейся в Управлении пограничных войск по Краснодарскому краю, руководитель морской инспекции, капитан первого ранга Сергей Нестеров доложил общественности об итогах инспекторской проверки, проведенной совместно с другими природоохранными структурами.
Отметив несомненные успехи охранных ведомств в деле защиты биоресурсов, Сергей Нестеров умолчал о том, что среди разных ведомств до сих пор нет единой позиции о том, кому же именно доверена охрана рыбных запасов Азовского и Черного морей. Каждая из заинтересованных структур упорно доказывает, что только она способна защитить и приумножить рыбные ресурсы, страдающие от хищнического лова и ухудшения экологической обстановки. Конкуренты объявляются самозванцами и пятым колесом в громоздком экипаже государственного экологического контроля.

За полтора месяца комплексных проверок азовского побережья комиссией, в состав которой вошли пограничники, сотрудники милиции и представители Департамента по биологическим ресурсам Краснодарского края, наложено штрафов на общую сумму 200 тыс. рублей, предъявлены иски по возмещению ущерба на сумму 882 тысяч рублей, представлены документы для возбуждения 32 уголовных дел. Под справкой об итогах проверки, направленной лично на имя главы края Александра Ткачева, в трогательном единстве начальника стоят подписи начальника Черноморско-Азовского пограничного управления береговой охраны Игоря Мучлера, начальника ФГУ "Азчеррбыбвод" Михаила Волкова, заместителя начальника ГУВД края Бориса Глебова и руководителя департамента по биоресурсам Александра Болотенко. Все признают, что рыбу охранять надо. И с браконьерами бороться - тоже. Но не только.

Во время одной из недавних проверок сотрудники морской инспекции посетили более десятка предприятий в Темрюкском районе и выявили объекты в прибрежной полосе, наносящие ущерб морским биоресурсам и среде их обитания. Проверка показала, что наиболее распространенное нарушение норм экологического законодательства - отсутствие контроля над стоком вредных веществ в море. Агрофирмы, нефтебазы, склады, причалы, расположенные на береговой полосе, не оборудованы современной системой очистки, в результате сточные воды попадают море и впитываются в почву.
Особенно много претензий проверяющих было к ОАО "Порт Кавказ". Это предприятие занимается перегрузкой генеральных и навалочных грузов, в том числе зерна, сульфата аммония и серы, общий объем грузооборота составляет 200 тысяч тонн в год. В акте проверки отмечено, что сыпучие химические вещества доставляются на причал навалом в вагонах, хранятся под открытым небом, грузятся ковшом без всяких мер предосторожности.
- Идет погоня за рублем, никакие нормы безопасности не соблюдаются, - утверждает Сергей Нестеров. - Тысячи тонн удобрений лежат под открытым небом, размывается дождями. Минеральные удобрения - это вредные вещества, которые могут быть смертельно опасны для ихтиофауны. Уже сейчас местные жители жалуются в наши зональные инспекции, что рыбы стало меньше, что нереста нет. И купаться в этих местах нежелательно.
Материалы проверки морской инспекции переданы в прокуратуру края.

Между прочим, ОАО "Порт Кавказ" уже попадало в поле зрения природоохранных структур: в 2004 году решением управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю предприятие уже оштрафовано на 30 тысяч рублей за складирование в прибрежной полосе минеральных удобрений и других химических веществ. В конце мая в темрюкском суде будет рассматриваться уголовное дело против предприятия по обвинению в нарушении правил лицензирования при работе с опасными грузами. Однако руководство компании не считает, что деятельность фирмы наносит кому-то вред - человеку или природе: по заказу ОАО "Порт Кавказ" регулярно проводятся мониторинги состояния морской воды, и содержание вредных веществ, по утверждению специалистов, остается в пределах допустимой концентрации.

- Согласно классификации экспертов ООН сульфат аммония, с которым мы работаем, относится к третьей категории опасности и может представлять угрозу для человека только в случае попадания в организм в очень большой концентрации, - утверждает советник генерального директора ОАО "Порт Кавказ" Виктор Зеленский. - Для рыбы это вещество не опасно. В реках и водохранилищах оно вызывает усиленный рост планктона, что, в принципе, может иметь негативные последствия для рыбных ресурсов. В море концентрация сульфата аммония настолько незначительна, что не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на состояние экологической системы.
Что касается перегрузки серы, то руководство предприятия признает, что такой процесс в принципе может быть опасен - при контакте с водой образуется серная кислота. Однако Виктор Зеленский считает, что для экосистемы Азовского моря гораздо опаснее перегрузка порошковой серы, которую производят на суда в открытом море. "Там не установишь полог, сера летит и попадает в воду, - сообщил В. Зеленский, - у нас погрузка идет на берегу, и мы используем серу в гранулах, что гораздо менее опасно".

Вот такие сюрпризы, оказывается, таятся за перспективными планами развития портов на Азовском море. Сотрудники морской инспекции, выявившие эти нарушения, - и это только малая часть, первые итоги проверки! - настроены решительно бороться за сохранение биоресурсов уникального явления природы - Азовского моря.
- Экосистема Азова очень уязвима по причине его небольшой глубины, - утверждает Сергей Нестеров, начальник морской инспекции ФСБ РФ. - Любое вмешательство человека - будь то строительство причала, как в порту Железный Рог, или разлив нефти в Ейске, - все это ведет к нарушению экологического баланса и несет угрозу гибели морской фауне. В Черном море есть надежда, что природа сгладит вредные последствия вмешательства человека. У Азова такого шанса нет - он может стать мертвым морем в течение буквально нескольких лет.

Итак, пограничники бьют тревогу, а что же остальные ведомства, ответственные за состояние моря? Руководитель департамента по биоресурсам, экологии и рыбохозяйственой деятельности Краснодарского края Александр Болотенко выразил недоумение по поводу итогов инспекторской проверки, проведенной Азово-Черноморской морской инспекцией ФСБ РФ.
- Морская инспекция пограничного управления ФСБ - новая структура, которая только определяет свои функции, - утверждает А. Болотенко. - Охрана рыбы в прибрежной полосе - это не их обязанность. Что касается жалоб местного населения на уменьшение рыбных ресурсов в этом районе - в нашем департаменте ни одного сигнала об этом нет.

Получается, что пограничники вмешиваются не в свое дело? В конце 2004 года, когда создавалась морская инспекция, было принято постановление главы края "О пограничном режиме территории Краснодарского края", которое исключило побережье Черного и Азовского морей из пограничной зоны в пределах края. Контроль за биоресурсами в пределах пяти километров от береговой линии был отдан в компетенцию ФГУ "Азчеррыбвод", хотя это противоречит федеральному законодательству. Рыбинспекторы продолжают контролировать ситуацию в промысловой зоне и отказываются согласовывать свои действия с пограничниками. А ведь сам Александр Ткачев, устраивая подчиненным разнос за катастрофическое положение с рыбными ресурсами, в качестве главной причины назвал межведомственные амбиции контролирующих органов.

Это было в конце прошлого года. Перемен к лучшему пока не видно - от "рыбных мест" добровольно уходить никто не хочет. И пока ведомства выясняют, кто из них больше предан азовской рыбе (в высоком смысле, разумеется), нет надежды на то, что хотя бы вопиющие случаи нанесения вреда окружающей среде станут немного реже.

Что посмотреть в Сочи
Вчера, 10:44
Что посмотреть в Сочи
Музей-бар, водопады, ресторан с видом на горы и еще 3 классных места