ТЕЛЕВИнаедине или ТЕЛЕВИединение?

В заголовок вынесен вопрос замечательного сатирика и бывшего телевизионщика Андрея Кнышева. В нем эхо известного феномена ТВ, так называемого "эффекта присутствия". Это когда смотришь новости в прямом эфире и переживаешь со всей страной. Негодуешь, радуешься. Наедине со всеми. Некоторые, правда, считают, что мы таким образом превращаемся в зомби: информация с мерцающего экрана, дескать, воздействует на подкорку и т.п. Я не психолог, но замечала, нам проще быть солидарным со всем человечеством, чем помочь нуждающемуся соседу.

В начале буйных 90-х кто-то заметил, что телевидение – единственная данность, объединяющая страну. Сегодня властная вертикаль вроде бы построена, но "прорабы" по-прежнему видят в сетке вещания федеральных новостей  каркас огромного здания (литер "РФ"). "Вести" заменяют партком, а собкоры программы воспринимаются как ревизоры треста "Кремль". Региональные "доклады"-вставки  лаконичны. Лишнего болтать не дадут, есть жесткий график сообщений. Местные новости на РТР  – винтик большого механизма управления.

Собственным телевидением пытаются обзавестись власти разного уровня. При этом умиляет непосредственность некоторых боссов: госчиновник дает деньги на производство регулярной передачи "про вверенный ему участок работ" и сам же выступает руководителем программы. Взгляните на финальные титры "Новостей Западного округа". "Свет мой, зеркальце, скажи…". В основном, конечно, присутствует более изощренное кураторство СМИ. Бывает, журналистской рукой водят буквально, а то и режиссерами становятся за кадром, без упоминания в списке авторов. И когда мы видим начальство в репортажах с совещаний, то понимаем, что их монологи адресованы не участникам  разговора, а телезрителям. Даже если поверить, что "так надо", возникает вопрос, а какова роль тех, кому это адресовано?

Сергей Довлатов для себя определял демократию как диалог государства с человеком. Телевидение, по идее,  неотъемлемый  институт общественный, а не государственный,  и без представительства граждан существовать не должен. А много вы видели на экране выражения чьих-то мнений, кроме одного и всегда правильного? Раньше на местном ТВ мне сильно не нравилось обилие "говорящих голов". Это когда сидят в студии и разговаривают по сорок минут об известных вещах. И заранее знаешь не только вопрос, но и ответ. Правда, были и такие встречи в студии, когда ведущий  говорил больше приглашенного. Но сегодня  диалоговый формат на кубанском экране – редкость, про дискуссии и ток-шоу вообще помолчим.

Истины ради надо признать, что встречаются в программе нескольких каналов названия, указывающие на жанр интервью. "Диалог" на ГТРК "Кубань" идет как приложение к "Вестям" раз в неделю в 16:40, с повтором днем в субботу. Была бы возможность эфира в прайм-тайм, зрители увидели бы, что недавнее "лицо кубанского телевидения" Сергей Кожанов неплохой собеседник, он слушает и, главное, слышит гостя. Другое дело, что в студии, в основном, гости статусные.
У "Серьезного разговора" на НТК  тоже всего15 минут  в неделю. Интересная ведущая Дина Риман готова неформально обсуждать непростые темы, но ее собеседники сами вызывают вопросы. То изобретатель непонятного устройства с сомнительным применением, с трудом объясняющийся на публике. То рафинированный правовед, не по разу пиарящий свое учебное заведение. Можно догадываться, что интервью оплачивается. Из того, что я видела, самой интересной была беседа с чиновницей. Но разговор с руководителем Департамента культуры получился бы более ярким, будь передача чуть длиннее. На том же НТК иногда гостей приглашают в новости. Правда, часто остается непонятным, зачем. Зададут два-три  вопроса дежурных, а иногда просто смешных, вроде "Чем грозит преступление" или "Есть ли шансы у Кубани получить шестого космонавта", и потом дольше объясняют, кто был собеседником.

На муниципальной компании "Краснодар"  больше года существовали новости в почти часовом формате. Треть программы занимала беседа в студии. Ежедневно приходили гости (не всегда интересные), было интерактивное голосование по теме разговора (иногда с весьма странными вопросами), но в целом проект был очень удачным, на мой взгляд. Была атмосфера настоящего общения, которой отлично владели ведущие.
А когда еще гости яркие, обаятельные, деятельные, такие, как Маргарита Амбарцумян (в этот вторник), просто радостно  становится.

Я пишу в прошедшем времени, потому что с июня МТРК опять меняет сетевого партнера (кажется, уже в пятый раз за пять лет). Будет канал- "кинобудка" ТВ-3, на котором региональные "окна"  короче, и соответственно, почти все местные проекты скукожатся до уже общепринятого у нас 15-минутного эфирного шага. Правда, новый главный редактор компании Елена Отараева говорит, что интервью с "человеком дня"  останется.
Наверняка не уйдут из эфира и "Вопросы к власти". Наличие такой программы, особенно в живом  эфире, просто необходимо. Иногда это единственная возможность для жителей быть услышанным. (Жаль, что ТРК "Город" не смогла развить проект "Без цензуры". Хотя сегодня "будки гласности" уже анахронизм.)
И непонятно, почему краевая администрация не пользуется такой возможностью. Монологи первых лиц края (и то не всех)  не только не помогают людям понять  действия власти, они не дают возможности  сделать земляков соратниками. Вот и выходит народ с плакатами на улицы, потому что знает,  – нашему ТВ мнение граждан, по большому счету, не очень-то интересно.

Хорошая возможность выслушать краснодарцев есть у канала "Синтез-ТВ". Программа с замечательным названием "Люди для людей", да еще  в прямом эфире, могла бы стать лидером местного экрана. Помните, как раскалялся телефон на незатейливом "Человеческом факторе" на "Фотоне" года три назад?   Бывают иногда в программе "люди", но так редко! В основном  сидят в студии коммерсанты-целители всех мастей  и нам с придыханием  рассказывают то о волшебных иглах, то о чудесных грязях.

В общем, как сказал губернатор в Староминской, "лавочку на форточку множим". Кстати,  краевые каналы (уже не в сюжетах-близнецах!) мельком показали, что аграрии на совещании вступали-таки  в диалог. Но вот, кто  задал дельный вопрос про кредиты, зритель не понял. Потому что наши журналисты не знают Героев Труда Кубани, даже таких известных, как Наталья Боева, директор фирмы "Калория". А поинтересоваться, видать, недосуг.

Как-то неловко напоминать о Послании президента, в котором он укорял СМИ, за то, что на экране нет разных мнений и оппозиции. "Свободу слова" и "Намедни" на НТВ не восстановили, но на РТР Зюганов уже выступает часто. У нас же политических телепрограмм нет вообще, про коммунистов говорят с иронией. Даже "Единая Россия" как партия  на краснодарском экране не фигурирует. Избави Бог, конечно, от самоотчетов! Их мы наслушались накануне Дня Победы: кто кому помощь оказал, кто сколько столов накрыл "с фронтовыми 100 грамм".

Все большее распространение в мире получает интерактивное телевидение. Это вчера оно воспринималось как инструмент демократии – народ голосовал в прямом эфире во время общезначимых дискуссий. Сегодня ТВ уходит в Интернет, завтра каждый сам будет формировать персональную программу телесмотрения. Это диалог с машиной.
Наедине с компьютером. "Единочество".

Может, пока  в роботов-андроидов не превратились, поговорим?

С ваших слов записано верно:
"Кроме преданной любви к Отечеству, есть еще одна слабинка – любовь к родной земле" ("Краснодар сегодня" – "Рамблер")
"Помните, Маленький Принц  сказал, если на небе зажигают звезды, значит, это кому-нибудь нужно" (Территория закона – "Синтез-ТВ")
"Сегодняшний уровень жизни в Адыгее, как небо и земля", "волеизлияние", "в город приехал N – житель этого города" ("День Кубани" – "НТК")

Что посмотреть в Сочи
Вчера, 10:44
Что посмотреть в Сочи
Музей-бар, водопады, ресторан с видом на горы и еще 3 классных места