Переключая каналы

Все портится, включая телевизор...
Андрей Кнышев

Домашние называют меня телеголиком. Всякую свободную минуту я включаю телевизор и смотрю все подряд. Не думайте, что это какое-то странное хобби. Отчасти это моя профессия (преподавание на журфаке). А тут вот предложили выступить в роли телеобозревателя.  Легко,  решила я самонадеянно, имея ввиду прежний опыт создания программы-обозрения "Абзац".
Не тут-то было. Газета, хоть и говорят, живет один день, но всегда под рукой, в киоске, в подшивке, или даже в  Интернете. Цитируй на здоровье. Поскольку аппаратуры для мониторинга всех местных телекомпаний у меня нет, пришлось пока довольствоваться ПДУ – пультом дистанционного управления и ручкой с блокнотом.

… В  тишине полумрака мы видим молодого солидного мужчину, который перебирает на столе белые листы бумаги. На нас – зрителей – он не обращает никакого  внимания. Вдруг появляются кадры с фрагментами сюжетов и строгий голос знакомит нас с основными темами программы. Яркая  заставка извещает – это "День Кубани". Слава Богу, это, оказывается, информационная программа "Нового Телевидения Кубани". Потому что, включи я телевизор чуть позже, решила бы, что вижу "Краевые Криминальные Вести". В четырех случаях из пяти передача  начинается сюжетом об ограблениях, пожарах, убийствах и т.п. (причем, вовсе не факт, что событие произошло только что). И таких  материалов  в выпуске может быть четыре из тринадцати.

Я даже решила, что ведущий нас не приветствует именно потому,  что  знает, как насыщенна наша жизнь мерзкими страстями и преступлениями, и "здравствовать" просто не стоит…  Где-то между наркоторговцами и мошенниками появляется репортаж о мероприятиях краевых властей. И вместо того, чтобы интересно и по делу рассказывать о том, что эти люди делают для того, чтобы другим людям жилось лучше, нам вновь показывают начальников, которые тушат социальные пожары, организуют спасение утопающих предприятий, казнят нерадивых исполнителей. Ощущению нарастающей  тревоги "помогает" и оформление студии, и суровая манера симпатичных, но преисполненных пафоса  ведущих произносить текст.

В роли то ли брандмейстеров, то ли прокуроров часто выступают и корреспонденты. Вот молодая и весьма шустрая журналистка  Соня Бубарь ("НТК") лихо – за 2 минуты экранного времени – разбирается в конфликте среди членов выставкома художников (выслушивая только одну сторону!), вот она же клеймит позором черствых сотрудниц апшеронского  управления социальной защиты, прямо намекая на то, что они сидят здесь только для того, чтобы брать взятки( "поделиться благами"). Лексика сюжета – "вести дознание, признать улики", поведение в кадре – обвинительный текст на  фоне работающих в кабинете сотрудниц, недвусмысленно намекают зрителю: вот высший судия… 

Щелкаю пультом, стараюсь не упустить важные новости, уловить индивидуальный стиль репортеров. ...И повсюду натыкаюсь на одни и те же материалы. "Хамить или не хамить – вопрос решенный", – слышу я на "НТК" и на "Рамблере", "сегодня снимали барьеры" , –  говорят мне на ГТРК и "Екатеринодаре". Иногда один и тот же текст может звучать разными голосами, но "близнецы" узнаются сразу.  Дарью Кумунджиеву, передающую горячие новости из Ганновера, почему-то называют "своим корреспондентом" сразу несколько каналов.

Может быть поэтому, журналистов, обладающих своим голосом (во всех смыслах), запоминаешь довольно легко. Оксана Кочура с "НТК", Татьяна Панасюк и Евгения Ефимова с ГТРК "Кубань", Евгений Титов с "Рамблера-Краснодар", Анна Дроботенко с "РБК-Кубань".

Скудный  язык, незадачи с  логикой и стилем, плохая образованность, неумение раскрыть тему, драматизация пустяков – основные проблемы наших журналистов.
Притчей во языцех долгое время был материал журналистки ГТРК, несколько лет назад поведавшей нам у памятника Тарасу Шевченко, что он автор бессмертного "Тараса Бульбы". Нередко продираешься к смыслу сквозь вычурные фразы, канцелярит: "вышеупомянутые театралы", "срывать цветы удовольствия под грамотным руководством" – "НТК", "состояние картодрома не в лучшем состоянии" – "Рамблер-Краснодар".
Сегодня складывается впечатление, что телерепортеры и  газет не читают, и свои же новости не смотрят. В материале о прощании в Москве с замечательной актрисой Кларой Лучко нам сообщают, что она любима по сериалу "Цыгане"(подразумевается "Цыган"),  и не успела сняться в продолжении  "Кубанских казаков" режиссера Ю.Гусмана (сами же рассказывали про  М.Рудинштейна)… Это, наверное, мелочи, гораздо печальнее, что уж на нашем-то телевидении проститься в эфире с Кларой Степановной могли и более тепло: архивы должны хранить множество съемок Лучко на Кубани, есть у нас люди, хорошо знавшие "визитную карточку советского кино". Обидно, нам опять выдали "протокольную" съемку.

"В кино люди разговаривают между собой, а по телевидению — с нами". Эти слова, произнесенные "устами младенца", приводит в одной из своих книжек мэтр отечественного ТВ профессор С.Муратов. Нередко при просмотре "ящика", в котором вещают местные телекомпании, создаются впечатление, что мы всего лишь "человеко-зрители", нужные для отчета  о выполнении важного государственного задания.
Люди, которых мы видим с экрана, по идее должны быть нашими добрыми друзьями, желающими поделиться важной и интересной информацией, сориентировать нас в непростой ситуации. Увы, но "послевкусием"  многих материалов остается вопрос: о чем это? Зачем этот материал был нужен? Не информирует, не просвещает, ни развлекает. Исключение – коммерческие сюжеты, так называемая "джинса", которую многие зрители уже научились различать сами, хотя извещение об этом в новостях обязаны делать (из-за этого, кстати, страдают "Новости со знаком плюс" – попробуйте без денег рассказать о положительном опыте хозяйствования).

Есть  в западном телебизнесе такое понятие –  "дуополия". Когда у одного владельца в собственности оказываются две телеканала. И вроде бы для экономии средств он должен объединить службы новостей. Этого не делают, потому что медиамагнат понимает – от этого проиграют зрители, а значит и он. И остаются журналисты при своем лице, со своим голосом.

В общем, нелегкая это работа – переключать каналы. Я, конечно, буду записывать программы на видеомагнитофон, но без вашей помощи, уважаемые  потребители телевизионного продукта, явно не обойтись. Поделитесь своими впечатлениями. И, как любят говорить на нашем ТВ, "приятного просмотра"!
                                                                                            
P.S.  Кадры  решают все ?

Этот материал также выходит в пятничном выпуске газеты "Краснодарские известия". Статья, естественно, готовится заранее. Как раз в этот промежуток произошло достаточно знаковое событие. С МТРК "Краснодар" (Рамблер) "ушли" Вадима Массальского.                               

Формулировка "по собственному желанию" никого не обманывает. После отстранения от должности главы города Гендиректор не стал участвовать в общем хоре "сортирного мочилова" и начал выдавать в эфир сугубо констатирующую информацию, в том числе показал в режиме "no comment" задержание спикера гордумы на рабочем месте.
 
Почему Массальского не убрали сразу?  Потому что он бесспорный профессионал? Увы, эта-то причина для сидящих "наверху" никогда не была определяющей. Потому что его боялись? Да нет. Бывший кадровый офицер, выпускник журфака Львовского высшего военного политического училища всегда был и остался лоялен власти. И, как сам любил говорить, не рвался "быть святее Папы Римского". Это не означает, что Вадим уж совсем безпринципен (ряд фактов его биографии об этом свидетельствует, хотя бы уход с ГТРК лет шесть назад. Не очень верю и в схему ротации на место директора филиала госкомпании в Сочи. Это ведь тоже Кубань.

Просто выборы в городе скоро. Кадры в  "ящике" считаются главным оружием. И, похоже, от вполне вменяемого и.о. мэра тоже немного зависит. Он сейчас "в разработке". Объект политтехнологов из государственных кабинетов. "Муниципалам" не доверяют даже освещать его повседневную деятельность. Сначала откомандировали журналистку с "НТК". Теперь оттуда прислали и гендиректора.
Надолго?

Что посмотреть в Сочи
Вчера, 10:44
Что посмотреть в Сочи
Музей-бар, водопады, ресторан с видом на горы и еще 3 классных места