Врачебная VIP-тайна губернатора Кубани

Медицинская карточка, наряду с состоянием личного счета и содержимым бачка для грязного белья, всегда была запретной территорией для чужого любопытного носа. Невозможно представить себе цивилизованного индивида, который бы приставал к знакомому с расспросами:  "Нет, ты мне скажи точно, чем ты болен! А я хочу знать! Имею право!". Для ограничения активности особо любознательных было введено понятие врачебной тайны, которая не позволяет разглашать сведения не только о "сомнительных" в известном смысле заболеваниях, но и о состоянии здоровья вообще, если сам пациент этого не хочет. Не менее бестактно и обсуждать чужие "болячки"…

Однако так сложилось, что здоровье власть имущих выпало из списка запретных тем, его обсуждают со вкусом и не стесняются в выражениях. Недавний пример – внешность новоизбранного украинского президента Виктора Ющенко. Многие газеты печатали списки версий, выдвинутых российскими медиками по результатам заочного – по телевизору то есть – наблюдения за метаморфозами облика известного политика. И каких только ужасов в этих версиях не содержалось! От проказы до рака, от сифилиса до еще каких-то жутких недугов, которым и названия пока не придуманы. Сам высокопоставленный пациент австрийской клиники до сих пор хранит загадочное молчание, изредка намекая на коварство вражеских спецслужб, которые подсыпали в тарелку ядовитую дрянь, в результате чего красавец-мужчина превратился в монстра.

Кубань, конечно, поменьше Украины, и политические страсти здесь не так накалены, но и у нас, оказывается, есть медицинские VIP-тайны. 17 января пресс-служба главы Краснодарского края сообщила, что в конце предыдущей недели Александр Ткачев был госпитализирован в одну из московских клиник, где ему сделали операция по экстренным показаниям. Было сообщено, что Александр Ткачев чувствует себя удовлетворительно, а реабилитационный период может занять до 10 дней. Первая реакция нормального человека – хорошо, что все хорошо кончилось, и пусть Александр Николаевич скорее поправляется. Вторая реакция – а чем, извините за бестактность, болен наш губернатор?

В сообщении пресс-службы – ни слова о том, по каким именно экстренным показателям прооперирован глава края. Официальные лица в администрации упорно молчали, переадресовывая все вопросы лично Галине Золиной – в тот момент она еще отвечала не за социальную политику, а за имидж губернатора и, как выясняется, за информацию о состоянии его здоровья. Галина Дмитриевна  на контакты не шла и дополнительных сведений не давала. Любопытная общественность немедленно восполнила дефицит информации слухами, самыми невероятными и зачастую не менее кошмарными, чем в случае с Виктором Ющенко. Болезнь сустава? Опухоль? Язва желудка? По какой причине мог оказаться на операционном столе молодой мужчина самого цветущего вида?

Источники, близкие к "верхам", по секрету доносили: болезнь главы края – "дипломатическая". Слегка понизив голос, источник сообщал: "Сам не видел, но N– ты его знаешь – клялся, что лично, своими глазами наблюдал!". Далее следовал красочный рассказ о конфузе губернатора пред светлым ликом президента.  Рассказ каждый раз был разный, с вариациями: то не совсем трезвый губернатор некачественно встречал гаранта Конституции в аэропорту, то совсем нетрезвый пытался мешать президентскому отдыху в сочинской резиденции.   Но итог был един: ВВП изволил разгневаться и главу Кубани от президентского ближнего круга отлучить. По этой причине якобы и отлеживается Александр Николаевич в московской клинике, пережидая приступ высочайшей немилости. Статью, впрочем, потом убрали.

Бездарное занятие – пересказывать слухи, но что поделаешь, если общественность, как в добрые застойные времена, пытается прочитать сообщение о состоянии здоровья политика между строк. Рекордсменом по экзотичности версии стало электронное издание "Кубань.Инфо" , которое недавно досталось "медиа-магнату" и депутату ЗСК Измайлову. Там сообщалось, что Александр Николаевич вроде бы стал жертвой неудачной пластической операции c применением доселе неведомых трансгенных препаратов, из-за которых эпидемиологи заперли губернатора от греха подальше.

В принципе, мысль о косметической операции не является совсем уж дикой – многие политики появляются перед народом внезапно помолодевшими, без морщин и мешков под глазами, что сразу наводит на мысль о подтяжке. Правда, ни один из российских государственных мужей не признался в том, что ложился в больницу "шлифовать физиономию". Причина такой скрытности, наверное, заключается в том, что пластическую операцию в России до сих пор принято считать чем-то несерьезным, недостойным мужчины при власти. Понятно, что при таком настоянии в обществе  публичное сообщение о косметической подтяжке равносильно признанию чуть ли не в смене сексуальной ориентации. Но что поделаешь, в мужчине-политике все должно быть прекрасно, и иногда приходится рискнуть здоровьем и репутацией ради симпатий электората, в основном женского. Кстати, внезапные перемены внешности Виктора Ющенко некоторые источники тоже объясняли неудачной работой пластических хирургов.

В конце прошлой недели губернатор Александр Ткачев по телефону ответил на вопросы кубанских журналистов. Сообщил, что чувствует себя неплохо и очень хочет вернуться к работе. Второй раз за неделю жители Кубани сказали – хорошо, что все нормально, дай бог губернатору быстрее поправиться. Правда, и в этом сюжете причина операции не упоминалась – гриф "секретно" с VIP-болезни, оказывается, пока не снят. Лишь давались не слишком прозрачные намеки, что Александр Николаевич надорвался на работе на благо Кубани.

А это значит, что слухи о здоровье губернатора улягутся не скоро, и долго еще в крае будут пересказывать нелепости одна другой ужаснее. Может быть, все же стоило опубликовать информацию о диагнозе с самого начала? Наверное, и в этом случае нашлись бы полоумные злопыхатели, которые бы все равно твердили – не верю, врете, губернатор совсем не тем и не там болен. Но для нормального, вменяемого человека, информация об операции стала бы исчерпывающей, если бы она была изложена в спокойном тоне, без недомолвок и дворцовых тайн.

Помните 1996 год, госпитализацию Бориса Ельцина? Можно представить, как нелегко далось тогда решение объявить во всеуслышании – президент серьезно болен, ложится на операцию шунтирования. Но гораздо хуже была бы полуправда – болен, а чем – не скажем. Кто знает, как отреагировали бы в тот момент на недомолвки власти российские избиратели. Они уже привыкли к тому, что здоровье политика – это не только его личное дело. Так уж сложилось в России…

PS 28 января Александр Ткачев вернулся из Москвы в Краснодар и сразу же приступил к работе. Никаких дополнительных разъяснений о причинах его отсутствия сделано не было.