Ситцевая революция: теперь и в Краснодаре

18 января в Краснодар заглянула так называемая "ситцевая революция". С начала года шумные акции протеста пенсионеров и ветеранов с блокированием дорог и последующим разгоном прошли во многих городах России, однако бывшая столица "красного пояса", уставшая ругаться с краевой властью по поводу смены власти городской, сохраняла спокойствие. Вся пена от волны "народного гнева" доставалась лишь кондукторам в трамваях-троллейбусах, которые активно думали по поводу новой работы и пытались защищаться от возмущенных льготников с помощью мобильных бригад по борьбе с хамством, прозванных в народе "дневным дозором".

Кристаллизовать недовольство краснодарцев по поводу монетизации попытались "левые", уставшие отстаивать свободу товарищей Приза и Кирюшина. Однако до крайностей обещали не доходить – глава крайкома КПРФ Николай Осадчий еще 12 января заявлял, что "народно-патриотические силы" не планируют перекрывать автодороги, т.к. это может спровоцировать запрет на проведение публичных мероприятий. Вместо этого был подготовлен целый ряд мероприятий: пикет у здания Городской Думы 18 января, акция памяти В.И. Ленина 21 января и митинг протеста у стен краевой администрации два дня спустя. Правда, уже тогда в рядах товарищей согласия не наблюдалось – председатель Краснодарского краевого комитета ветеранов войны и труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Анатолий Максимов неоднократно заявлял, что администрация Кубани и лично губернатор не несут никакой ответственности за проведение социальных реформ, потому что пойти против народа их принуждает федеральный центр.

Утром 19 января несколько сотен человек собрались возле мэрии Краснодара. Если верить "левым", то было их около полутора тысяч, краевые же СМИ озвучивали цифру в 150 человек. Основные требования участников пикета касались отмены Федерального закона № 122 о замене натуральных льгот денежными выплатами.  Кроме того, пикетчики собирались передать депутатам городской Думы ряд вопросов, касающихся нового городского бюджета. А именно – поинтересоваться причиной сокращения бюджета почти на четверть и судьбой нерасшифрованных расходов на сумму 1,5 млрд. рублей.
Как потом заявляли собравшиеся, вина за перерастания пикета в громкую акцию протеста лежит на и.о. мэра Краснодара Владимире Евланове. Дескать, участники пикета постояли бы немного почти молча и разошлись, а руководству города захотелось поговорить, для чего на крыльцо и был вынесен микрофон. У властей города, разумеется, на этот счет другое мнение.

Как бы то ни было, но пенсионеры недолго, но бурно пообщались с властью, закидав ее представителей мелочью. Затем наиболее организованная часть протестующих отправилась вручать и.о. городской головы письменные требования. А остальные, недовольные полученными кивками в сторону нехорошей федеральной власти и отсутствием конкретных решений, собрались идти к зданию администрации края и перекрывать движение по ул. Красной. Остановились протестующие на углу Красной и Горького, заблокировав таким образом движение и автомобилей, и трамваев.

Идея перекрыть центральную улицу города была стихийной и вряд ли порадовала дисциплинированное руководство краснодарских коммунистов. К этому времени едва ли не большая часть участников акции не имела никакого отношения к партячейкам и прочим подпольным обкомам. Это были просто очень уставшие и озлобленные люди, которые устали от невнятных разъяснений, очередей за талонами на проезд, ругани с кондукторами и рассказов о том, что все это делается исключительно в их интересах.
О том, что рельсовая мини-война не была  спланирована заранее, говорили и плакаты, мелькавшие в толпе. Обычно это написанные красивыми красными буквами на хорошем ватмане политически грамотные лозунги, а здесь на кусках картона ручками и маркерами писалось то, что действительно хотели сказать сами люди, а не их партийное руководство.
Лозунги у митингующих были самые разные: от "Верните льготы" до "Верните СССР". Звучали призывы к отставке всех, кого льготники могли вспомнить, раздавались и откровенно антисемитские высказывания. В проблемах социальной реформы обвиняли Путина, Ткачева, Чубайса, Госдуму и лично Грызлова, сионистов и мировую закулису.

Позже, в официально одобренном телесюжете, собравшиеся предстанут сборищем недалеких и чем-то даже забавных старичков – нечто среднее между пикейными жилетами и клубов любителей кактусов в период полнолуния. Зрителям краевых каналов ГТРК "Кубань" и "НТК" расскажут, что перекрывшие Красную довольно скоро распались на кучки по интересам, обсуждая погоду, цены на рынке и поездку Путина в Братиславу и пописывая то стихи о монетизации, то письма президенту. А к обсуждению проблем льготников их смог повернуть только приезд сразу двух вице-губернаторов, которые самоотверженно пообщались с народом и поведали ему весь сокровенный смысл отмены натуральных льгот. Получив все разъяснения от краевого руководства, успокоенные пенсионеры разошлись по домам. Сюжет так понравился его создателям, что был показан сразу по двум телеканалам, дабы избежать малейшего искажения нюансов, хотя на митинге присутствовали съемочные группы и ГТРК, и "НТК".

За кадром осталось многое. Среди недовольных были самые разные люди – и идейные коммунисты от 70 и старше, и харизматичные комсомольцы с лимоновцами, и чудаковатые "типы", и порядком нетрезвые персонажи. Но больше было тех, кого называют простыми людьми. Старики с проездными талонами в руках, кричавшие, что 20 поездок в месяц – это подачка и оскорбление. Бабушки, спрашивающие у каждого, кто готов был слушать, как можно прожить на 2 тысячи в месяц. Те, кто потерял после дефолта лежавшие на сберкнижках деньги. Те, кому мы с вами оказались не в силах обеспечить достойную старость (понятие заезженное, но насколько же точное). Растерянные, озлобленные, нищие.

Когда на перекресток прибыли вице-губернаторы Мурат Ахеджак и Евгений Муравьев, их долго не хотели слушать. Первым делом Мурат Казбекович сразу совершил серьезную ошибку, не разобравшись, видимо, как стоило бы говорить с собравшимися. Он всего лишь попросил митингующих отойти метров на десять и освободить трамвайные пути, пообещав за это рассказать что-то интересное. За ним последовали несколько десятков пенсионеров, остальные расценили предложение как провокацию. Ситуация накалялась, тех, кто присоединялся к отошедшим, начали хватать за одежду, требуя вернуться на рельсы. Лишь 15 спустя, после уговоров самых спокойных манифестантов, вице-губернаторы сами подошли к основной группе.
Первые минуты ни Ахеджака, ни Муравьева не было слышно даже через мегафон. Все слова о возвращении части льгот тонули в криках "Позор", "Долой", призывах к отставкам и революционных песнях. В один из моментов в руководство края полетела мелочь. Попали, впрочем, в председателя краевого совета ветеранов Максимова. Некоторые из пенсионеров пытались потребовать тишины. Таких советник губернатора по СМИ Галина Золина, по традиции лично руководившая действия журналистов, просила повторить тоже самое в камеру.

Те, кто захотел и смог услышать, узнали о проходящем в администрации края совещании по проблемам монетизации с участием руководителей департаментов и глав городов и районов. О том, что в Краснодаре вернуть льготы на проезд для всех категорий льготников, а вопросы льготной оплаты услуг связи и ЖКХ тоже попытаются урегулировать. Но даже среди тех, кто услышал, поверить захотели немногие.
Затем, устав от мегафона, оба заместителя Ткачева перешли к более тесному и личному общению с протестующими. Они отвечали на вопросы, сообщали, что виноваты во всем транспортники и связисты, записывали фамилии тех, кто обращался с просьбами. Мурату Казбековичу досталась более спокойная публика, которая все же согласилась отойти от трамвайных рельс, а Евгению Ивановичу пришлось разговаривать с самыми недовольными.
Здесь тоже многое осталось за глянцевыми кадрами телесюжета. Вот вице-губернатор Ахеждак на вопрос "Не стыдно ли ему?" со спокойной улыбкой отвечает "Нет". Вот охрипший сорвавшийся на крик вице-губернатор Муравьев доказывает, что у него тоже есть отец и мать. "Приводи их сюда!", – отвечают ему.

В половину второго уехал М. Ахеджак, к двум сумел освободиться от наседающих и Е. Муравьев. К трем часам дня перекресток возле торгового центра "Арбат", который, по слухам принадлежит бывшему полпреду Казанцеву, опустел.

Да, социальная реформа была нужна. Наверное, от монетизации льгот  будет большая польза российскому бюджету и, хочется верить, хоть какая-то – для самих льготников. И краевым властям, на которых федеральный центр переложил многие из своих забот, приходится нелегко. И не хотят они на самом деле доводить стариков до подобных акций.
Но признать стоит одно: власть провалила кампанию по освещению своих действий. Потому что людям нужно объяснять и объяснять снова, встречаться, разговаривать и уговаривать. А не отгораживаться телесюжетами и газетными статьями, в которых пенсионеры сами просят отменить все льготы и ввести 100-процентную оплату ЖКХ.

P.S. 19 января стало известно, что Галина Золина, о которой любят тепло вспоминать все работавшие с ней журналисты, назначена вице-губернатором Кубани по социальным вопросам. И правильно… Кто контролирует сознание, контролирует реальность.