Должностное затмение, или За бедный кикбоксинг замолвите слово

Дело было так: на благое дело помощи юным спортсменам понадобились деньги – 2 миллиона рублей. Различные должностные лица прониклись высокой идеей и денег дали, только почему-то не 2 миллиона, а 30. Думаете, это добрая рождественская сказка о щедрых благотворителях и счастливых детишках? Ничего подобного, и даже совсем наоборот – благие порывы  и общественно-полезные цели фигурируют в материалах уголовного дела, одного из самых громких в крае за последнее время.

В ближайшие дни в Первомайском суде Краснодара должно начаться рассмотрение уголовного дела бывшего председателя Городской Думы Краснодара Александра Кирюшина, обвиняемого в превышении должностных полномочий, повлекшем нанесение городскому бюджету ущерба в сумме 7 миллионов рублей.
Собственно говоря, о начале процесса объявлялось неоднократно, но каждый раз слушания по существу предъявленных обвинений откладывались по разным причинам. Процесс не обещает быть богатым на сенсации – фамилии большинства должностных лиц, причастных к преступлению, очевидно, будут упомянуты вскользь, так что "широкозахватного" антикоррупционного дела ожидать не стоит.
Тем не менее, фабула процесса достаточно занимательна и интересна, особенно для краснодарца, который иногда предается отвлеченным размышлениям на тему – куда же деваются бюджетные деньги?

История началась в январе 2001 года, когда Николай Приз и его соратники только начинали осваиваться в своих кабинетах. В Городскую Думу Краснодара пришло письмо за подписью президента краснодарского клуба кикбоксинга "Юнекс" А. Петросяна. Президент клуба обращался к председателю городского собрания с просьбой об оказании финансовой помощи спортсменам, перечислив звания, титулы, кубки и медали. Особо была упомянута президентская программа "Дети России": помогать детям – дело святое, тем более что президент программу подписал, а денег для ее реализации не дал, призвав местные власти изыскивать средства из внебюджетных фондов. Спортивный календарь клуба с общей сметой расходов на 2001 год прилагался – спортсмены просили 2 миллиона рублей. 

Ничего необычного и тем более криминального письмо не содержит – в приемной любого депутата, мэра или директора предприятия подобные послания лежат ворохами. Лежат, прошу заметить, без движения. Тот, кто хоть раз пытался изыскать спонсорские средства на какой-нибудь общественный проект вроде праздника для сирот или фестиваля творчества инвалидов, может подтвердить – деньги пробиваются неимоверными, просто титаническими усилиями. А зачастую бывает, что добрый дядя так и не находится, и замечательный проект погибает в безвестности.

Однако письмо А. Петросяна ожидала счастливая судьба – недавно избранный спикер Городской Думы Александр Кирюшин как-то сразу проникся чаяниями и надеждами кикбоксеров...  Александр Иванович решил выделить отдельную строку в городском бюджете 2001 года и профинансировать клуб "Юнекс" ввиду достигнутых им – клубом, то есть – больших успехов на международных спортивных соревнованиях. Опять же – никакого криминала, исключительно благие намерения, а депутаты для того и избраны, чтобы читать письма граждан и по возможности выполнять их просьбы и пожелания. Если народные избранники считают, что кикбоксинг – это то, без чего молодежь и дети Краснодара прожить не смогут – кто с депутатами поспорит? Никто. Мы за них голосовали, следовательно, доверяем целиком и полностью.

Дальше в нашей истории начинается скучнейший процесс служебной переписки, смысл которой для непосвященного человека понятен не больше, чем откровения бога Шивы. Однако я все же рискну процитировать эти тоскливые "бумаженции" – среди их конторского шуршания отчетливо слышится веселый звон монет.

Итак, председатель Городской Думы Александр Кирюшин 7 февраля 2001 года письмом № 20-01 просит главу Карасунского округа Владимира Цуканова изыскать возможность "принятия к исполнению руководителем территориальной инспекции МНС РФ № 5 г. Краснодара части сумм налога с продаж в городской бюджет на 2001 год от АООТ "Авиалинии Кубани" для финансовой поддержки спортивного клуба кикбоксинга "Юнекс".
Одновременно Кирюшин пишет письмо генеральному директору "Авиалиний Кубани" И. Бабичеву с просьбой рассмотреть вопрос о перечислении части сумм налога с продаж в городской бюджет  "ввиду достигнутых больших успехов на российских и международных турнирах спортсменами клуба "Юнекс".

Вы что-нибудь поняли? Я тоже думаю, что изложено весьма туманно. Ясно одно – нужны деньги ввиду достигнутых успехов. По поводу того, что именно хотел сказать Александр Иванович своими письмами, обвинение и защита сейчас выдвигают различные версии. Адвокат Василий Шрмаченко утверждает, что речь в письме шла всего лишь об очередности зачисления денег в бюджет – по его мнению, Кирюшин просил как можно быстрее перечислить средства от налога с продаж в городскую казну, дабы затем соответствующей строкой в расходной части подтвердить финансовую поддержку клуба кикбоксинга.
Обвинение считает, что данным письмом спикер вышел за пределы своих полномочий и нанес ущерб городской казне, так как толкование бюрократической головоломки может быть и таким: "принять к исполнению части сумм налога с продаж для поддержки" означает – засчитать "Авиалиниям Кубани" перечисленные для поддержки клуба средства как уплаченный налог. Что и было сделано.

Глава Карасунского округа Владимир Цуканов, сославшись на письмо Кирюшина, обратился к руководителю инспекции № 5 Петру Брилеву. Правда, в его письме речь шла уже не о зачислении денег в городской бюджет, а о переводе их непосредственно на счет клуба. Брилев подумал – и согласился. Правда, перед этим бдительный налоговик написал в районную прокуратуру – законно ли письмо главы округа? Отклик почему-то пришел двусмысленный – прокуратура напомнила Петру Брилеву, что в ее компетенцию не входит правовая оценка служебной переписки на уровне главы округа. Но глава налоговой инспекции не стал гадать, что на самом деле имелось в виду – "спасибо, да" или "спасибо, нет". Ответ был расценен как разрешение, и деньги от налога с продаж "Авиалиний Кубани" потекли в клуб "Юнекс". Позже выяснилось, что сумма, полученная клубом в результате регулярных платежей, намного превысила изначальную смету и достигла 30 миллионов рублей, то есть 1 миллиона долларов.

Сейчас, когда все эти документы приобщены к материалам уголовного дела, причастные к этим событиям люди восклицают – надо же, словно затмение на всех должностных лиц нашло! Не имел права Владимир Цуканов подписывать такое письмо – глава округа не уполномочен менять порядок уплаты налогов и вообще не имеет отношения к формированию городского бюджета. Не имел права и Петр Брилев разрешить перечислять средства налога с продаж на счет клуба, даже если его об этом попросил глава округа.
А главное – и на это сейчас делает основной упор защита Александра Кирюшина – письмо председателя Городской Думы вовсе не является документом, обязательным к исполнению для главы округа. Тем более что Кирюшин Цуканову не приказывал, а просил изыскать возможность.

Формально – по крайней мере, так заявляют адвокаты – письмо Кирюшина не могло находиться в причинно-следственной связи с наступившими последствиями – нанесенным городскому бюджету ущербом.
- Обвинительное заключение построено на неправильных предположениях и на неадекватной оценке письма Кирюшина. Смысл его искажен и гипертрофирован, – считает адвокат Василий Шрамченко.

Согласится ли с этим утверждением суд – об этом мы узнаем в ближайшее время. Однако уже сейчас можно предположить, что всепоглощающая, невозможная, сметающая все преграды любовь некоторых должностных лиц Краснодара к кикбоксингу останется за рамками уголовного дела. Фемида почему-то не верит в то, что такие светлые чувства  могут быть корыстными.

P.S. Краснодарский клуб кикбоксинга "Юнекс" – организация сама по себе интересная. Причем не только городским властям, но и чиновникам краевого уровня.
Как писала в свое время "Новая спортивная газета", при "Юнексе" действует спортивный клуб налоговых служб, в котором проходят подготовку "ребята, в дальнейшем собирающиеся работать в силовых структурах". То ли по этому поводу, то ли тоже по причине бескорыстного чувства, но активную помощь в развитии клуба оказывали бывший начальник Управления налоговой полиции по Краснодарскому краю Михаил Крапивный (ныне – глава краевого управления Госнаркоконтроля) и собирающийся в отставку начальник Государственной налоговой службы по Краснодарскому краю Иван Перонко.
Душевное, видимо, это дело – кикбоксинг...