Сумрачный позор или "звездные" войны на Кубани

31 августа. Самое долгожданное событие лета. Смотрите финальную часть главного блокбастера жаркого Юга. Верность и предательство, коварство и глупость, преступление и наказание, погони и драки –  в новейшем политическом боевике "Убрать мэра"!

Не смешно… С самого начала этой истории не покидало стойкое ощущение того, что нас последовательно, акт за актом, заставляют лицезреть тщательно срежиссированную драму, финал которой был предрешен задолго до первого поднятия занавеса. Еще первые звуки увертюры говорили очень и очень много о том, кто же будет главным злодеем в разворачивающейся драме. Потом последовало "дело вице-мэров"  и  "дело спикера", но все понимали – итогом станет только отставка Николая Приза. И вот наконец-то подкрался финал: в последний день лета против мэра Краснодара было возбуждено уголовное дело, а губернатор призвал его уйти в отставку. Finita la…

Еще совсем недавно публичные отношения городской и краевой власти были совсем другими. За дверями мэрии и администрации Кубани мог раздаваться любой зубовный скрежет, но на людях все было крайне мило. Сперва товарищи Приз и Ткачев были верными соратниками по КПРФ, почти в унисон рассуждая о поддержке заветов батьки Кондрата. Потом молодой прагматичный губернатор вскочил на отправляющийся в светлое завтра поезд "Единой России", а мэр остался себе стоять на народно-патриотической платформе. Но и тогда ничего страшного не случилось. Александр Николаевич благосклонно выражал свою поддержку переизбирающемуся на второй срок Николаю Васильевичу. Администрация Краснодарского края объявляла краевой центр самым благоустроенным городом Кубани, оба  руководителя вместе путешествовали по городским новостройкам и радовались под запись достижениям друг друга, а верные подданные т.н. медиа-империи Ахеджака непременно выделяли толику елея и городскому руководству. Жизнь была прекрасна. Судя по докладам.

Но вот "треснул мир напополам, бурлит разлом…". Крепкий, советского разлива, производственный роман обернулся адреналиновым боевиком со сногсшибательными спецэффектами. Силы добра и зла сбросили маски и сошлись в Великой Битве за Справедливость.
Журналисты вдруг строем вошли в Сумрак, где открыли для себя существование параллельного Краснодара – серого, невзрачного и страшненького, совсем не похожего на описываемый ими ранее, чем и поспешили поделиться с городом и миром. Медноголосый хор краевых СМИ, модулируя от ужаса до трепетного негодования, принялся повествовать о краснодарских помойках, колдобинах, текущих трубах и заваленных мусором парках.
Два вице-мэра на поверку оказались оборотнями в пиджаках, врагами трудового народа и предателями светлой идеи муниципального самоуправления. 62-летний председатель городской Думы принялся расталкивать милиционеров, лихо скакать через барьеры, устраивать побеги из прокуратуры и гонки на служебной машине, а потом вообще объявил голодовку. Чтобы усмирить этого графа Монте-Кристо и доктора Хайдера в одном человеке пришлось вызывать в мэрию полсотни милиционеров. 
А глава города вдруг стал не только главным оборотнем, но и человеком-невидимкой: вроде бы и в отпуске, но грозные обращения-постановления от его имени летели в сторону противника весьма интенсивно. Это если смотреть и читать новости "губернаторских СМИ" и слушать только вице-губернатора Ремезкова.

По иной версии – инквизиторы, сатрапы, палачи, варвары и эсэсовцы издевались над больным пожилым человеком, не давая ему даже стакана воды, хитрые алчные типы отбирали деньги у пенсионеров, учителей и врачей, акулы капитализма пытались отгрызть кусок муниципальной собственности, а руководила всем этим таинственная и страшная закулиса. При этом и мэр Краснодара, и проснувшееся "Отечество" (Кондратенко) призывали А. Ткачева "разобраться", "навести порядок", " остановить беспредел" и  "показать мудрость". Не подавал голоса сам броненосец кубанской политики Николай Кондратенко, так и не сделавший официального заявления по конфликту любимого преемника и старого соратника по партии. Видимо, он так до конца и не смог разобраться – с какой же стороны на этот раз притаились жидомасоны.

Обе стороны конфликта истово убеждали окружающих, что именно они и есть те самые Светлые, а напротив находятся такие Темные, что дальше просто некуда. В одном и том же злодеянии оказывались поочередно виноваты то городские, то краевые власти. Временами словесные баталии выбивались из культовой стилистики борьбы добра и зла и больше напоминали перебранку Остапа с отцом Федором плюс паниковское пришептывание "Дай миллион, дай миллион". Победила, как и у Ильфа с Петровым, молодость и энергичность.

Александр Ткачев молчал долго. И вот вчера, наконец, выступил с заявлением, в котором поведал кубанцам о своем истощившемся терпении. Оказалось, что уже давно губернатор "терпел авантюризм и поверхностный подход, отсутствие системности в решении сложных вопросов городского хозяйства и личные амбиции, терпел ради большего дела, понимая, что худой мир лучше любой ссоры". Терпел, хотя почти ничего не знал о творящемся в городской администрации беззаконии. "И тем большим потрясением стали для меня результаты проверок: злоупотребления в распоряжении муниципальной собственностью, нарушения при использовании городских земель, вольное распоряжение бюджетными деньгами", – признался Александр Николаевич, потребовав от краснодарского градоначальника немедленно уйти в отставку и не путать "уголовщину" с политикой.
Последний аккорд... Кампания в прессе, проверка в мэрии, уголовные дела против заместителей, арест спикера Гордумы, митинги протеста, возбуждение дела против мэра, выступление губернатора. Простенькая, классическая, но действенная схема

От всей этой бескомпромиссной борьбы с бюрократией, хищениями, взяточничеством и т.д. почему-то не остается хорошего и спокойного ощущения торжества закона. Проблем в столице Кубани действительно хватает, да и руководство города не похоже ни на кристально честных работников, ни на хотя бы по-настоящему эффективных управленцев. Многое говорит о властях Краснодара скандал вокруг Второй городской больницей.
Все так… Но в любой ситуации устраивать некрасивые сцены с силовым задержанием главы законодательной власти города, его обмороком и падением на пол, криками о сердечном приступе и коварной симуляции – стыдно… Что той, что другой стороне. Должно быть. Но не становится и никогда не станет.
Как стыдно и собирать перед камерой "митинги поддержки Приза" с ряженым гомосексуалистом или акции его противников с заботливо привезенными на автобусах профсоюза "Единство" пенсионерами, которые вообще слабо понимали цель приезда. Стыдно от того, что загоняют бабушек на митинг, говоря, что будут выступать "за достойную жизнь" и повышение пенсии, а потом гордо показывают многотысячность антипризовской оппозиции. По слухам, за политическую активность "Единство" раздает им продуктовые наборы. Пожилые люди, стоящие в жаркий краснодарский полдень на площади за пару кило гречки – такие успехи у знаменитой социальной программы губернатора Кубани?
Грустно наблюдать, как советник губернатора по контактам с прессой ввязывается в драку, чтобы отобрать плакат с лозунгом против своего патрона. И застывшие в гражданской позиции "сальто прогнувшись" СМИ, как краевые, так и городские – это тоже прискорбно, какие бы дипломы и награды не вручались им на фестивале "Вся Россия - 2004".

Впрочем, много еще впереди, ведь последние сцены пока не сыграны. Мэр Краснодара, который по неофициальной информации сейчас находится в Москве, пообещал по возвращении созвать пресс-конференцию, на которой и рассказать "всю правду". Из обращение главы края: "…мэр заявляет: "Буду стоять до конца". До какого конца, хочется спросить вас, уважаемый Николай Васильевич?". Вот и увидим.

PS Как сообщали ЮГА.ру, в Краснодарском крае долг по зарплате составляет 851 млн. рублей. Это самая высокая цифра в Южном федеральном округе.