Диплом раздора: грозит ли нам "вузовский дефолт"?

Нынешнее абитуриентское лето похоже на все предыдущие - взволнованный шепот в толпе на ступеньках института, конспекты, судорожно прижатые к груди, и нервные возгласы при виде заветных листочков со списками. Конкурс, как и в прошлые годы, достаточно велик - до 11,7 человек на место.
О том, что в стране грядет вузовская "зачистка", и многие институты, возможно, просто перестанут существовать, кубанские абитуриенты или не знают, или предпочитают отмахиваться - авось ничего не случится! Преподаватели осведомлены лучше, но тоже надеются на сохранение статус-кво - решение о новом порядке лицензирования вузов отложено до осени, когда новый министр образования Андрей Фурсенко окончательно войдет в курс дела и определит, в каком направлении должна идти реформа высшего образования. Тем не менее, тенденция просматривается определенно: государство решило всерьез взяться за высшее образование.

Похоже, рынок услуг в сфере высшего образования, пройдя пик в середине девяностых, вступил в фазу спада. Прошли времена, когда в массовом порядке открывали новые институты и филиалы, вводили в курс обучения новые специальности, переоборудуя под аудитории детские сады, общежития и прачечные. Спрос рождал предложение, а коммерческий принцип "желание клиента - закон" доходил до самых крайних проявлений. Не хочешь учиться в Москве или Краснодаре - пожалуйста, вот филиал в Тихорецке или Усть-Лабинске. Желаешь называться студентом академии - повысим статус вуза. Хочешь иметь престижную специальность - в дипломе напишем "менеджер", "финансист", "специалист по связям с общественностью". О том, что многие филиалы вузов - это пункты торговли дипломами, специалисты в области образования говорили давно. Как и о том, что качество знаний в таких вузах зачастую крайне низкое, а рынок трудовых ресурсов не в состоянии обеспечить работой всех специалистов с высшим образованием, которые имеют высокие запросы по качеству и уровню оплаты труда. А недавно критика сложившейся ситуации прозвучала с самой высокой трибуны - Владимир Путин в своем обращении к Федеральному Собранию недвусмысленно заявил, что России не нужны дипломированные специалисты в таких количествах и такого качества, как сейчас.

О том, что "зачистка" вузов должна начаться в ближайшее время, сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов. Первыми в "черном списке" оказались филиалы вузов, а также непрофильные факультеты и специальности. Именно они могут лишиться лицензий при введении нового порядка лицензирования деятельности вузов. Для Краснодарского края эта тема более чем актуальна - из 139 высших учебных заведений (13 из них - государственные) Кубани филиалов насчитывается две трети, и огромное количество из них - "инорегиональные", представляющие не только столицы, но и другие города России - Белгород, Курск, Томск.

Сколько факультетов сочтут непрофильными, предугадать невозможно - в принципе, придраться можно к любой специализации. Если медицинский вуз готовит экономистов, а педагогический - менеджеров, это профильное обучение или нет? Ясно одно - ни один, даже самый уважаемый институт не может быть застрахован от оргвыводов в случае изменений условия лицензирования. "Прихлопнуть какой-нибудь филиал или факультет можно будет элементарно просто, - делится своими соображениями доцент одного из кубанских вузов, просивший не называть его фамилию. - Допустим, завтра выходит министерский циркуляр о количестве остепененных преподавателей в штате вуза. Сейчас эта норма определена в 60 процентов. Достаточно немного повысить процент - и все, вуз можно закрывать. Где ректор в срочном порядке найдет кандидатов и докторов наук? То же самое - с учебными и жилыми площадями. Вполне возможно, что скоро введут экспертизу "остаточных знаний" студентов, технологически построенную по подобию ЕГЭ. По результатам - опять же выводы. По неофициальной информации, 95 процентов вузовских филиалов могут быть закрыты. Но закрывать, запрещать, увольнять - для этого много ума не надо. А вот как комплексно решить проблему падения уровня российского высшего образования, пока никто не предложил".

О том, чего ожидают ректоры кубанских негосударственных вузов и руководители филиалов от предстоящей "зачистки", догадаться нетрудно. Но панических настроений не выражает никто. Виктор Нарский, ректор Института экономики, права и естественных специальностей, утверждает, что его институту опасаться нечего - ИНЭП располагает достаточной материальной базой и кадровым потенциалом, чтобы выдержать возможное ужесточение требований к условиям работы. Приблизительно так же реагируют на вопрос о лицензировании и в других учебных заведениях - и в базовых, и в филиалах: "У нас большой запас прочности. Студентам нечего опасаться. Никаких нештатных ситуаций быть не может".

Что делать в "нештатной ситуации", то есть в случае лишения вуза лицензии, пока не знает никто. Тем более, если деньги за обучение уплачены вперед. Возможно, по итогам лицензирования министерство предложит делить вузы по категориям. Но едва ли кто-нибудь захочет получать образование в институте "второго сорта", да и сам вуз не захочет делать себе такую рекламу.

"Проблема качества образования в филиалах нам известна, - говорит исполняющий обязанности руководителя департамента образования и науки администрации края Михаил Астапов. - В прошлом году мы сами обращались в министерство образования с просьбой рассмотреть целесообразность продолжения работы двух вузов в Сочи. Конечно, это касается не всех. Когда говорят о "зачистке" - я против таких терминов. Любая компанейшина только вредит, вузы должны проходить лицензирование спокойно, в установленном порядке. Но то, что требования к вузам ужесточатся - это несомненно. И сам факт предстоящей проверки мобилизует вузы. Они должны по-другому относиться к своим проблемам".

Пока в вузах ломают голову над тем, как отбиться от предстоящего лицензирования, приходит новая беда, откуда не ждали - в СМИ появилась заставившая многих загрустить информация о том, что Госдума намерена отменить отсрочки от службы в армии для студентов. Мол, разработка соответствующих законопроектов завершается и, скорее всего, они будут внесена в парламент уже нынешний осенью.
Успокоил растревоженную общественность только добрейший министр обороны Сергей Иванов, сообщивший, что в ближайшее время сокращения числа отсрочек от призыва в армию не произойдет, и еще несколько лет граждане с аллергией на кирзу могут жить относительно спокойно.
А вот с 2008 года этого вузы могут лишиться важнейшего стимула для привлечения студентов. В этом случае "зачищать" никого не пришлось бы - сильные вузы сохраняют свой статус, а те, в которых студенты пересиживали армейскую службу, скончаются сами, лишенные финансовой подпитки. Впрочем, на общем уровне образованности молодого поколения этот процесс вряд ли отразится.


P.S. А пока стали известны первые "черные списки" вузов, попавших под санкции прямо в пору вступительных экзаменов. Пока неизвестно - предупредительный сигнал ли это остальным или начало той самой "зачистки".