Повременка: за и против

Еще с первого января 2003 года ЮТК намеревалось ввести в Краснодаре повременную оплату за телефон. Ассоциация по защите прав потребителей выступила резко против.
По просьбе губернатора Александра Ткачева связисты несколько раз откладывали эту непопулярную меру. Пришествие повременки ожидалось и к первому апреля. И снова – напряженное затишье. Ниже мы приводим стенограмму Круглого стола от 26 декабря 2002 года, на котором представители общественных организаций встречались с заместителем генерального директора ЮТК, директором городского узла связи Иваном Игнатенко. Стороны спорили о вреде и пользе "поминутной расплаты за разговорчивость". Прошло около четырех месяцев, но ситуация не изменилась: ясно, что ЮТК настоит на своем – не ясно, как скоро. Остались прежними и доводы оппонентов. Сейчас, по информации Ассоциации по защите прав потребителей, накопилось более 40.000 подписей краснодарцев "против повременки". Сколько человек "за", никто не считал. Вы можете сделать картину более объективной, проголосовав на ЮГАх.

Михаил Велигодский, руководитель регионального проекта защиты прав избирателей "Голос", ведущий круглого стола:
- В октябре 2002 года была запущена экспериментальная система выдачи информации о повременной оплате за телефон. Нас это новшество ожидало с 1 января. Ассоциацией по защите прав потребителей проведены митинги, были обращения от общественных и правозащитных организаций, открытые письма и публикации.
Связисты утверждают, что абоненты платят меньше себестоимости. А мы считаем, что анализ слаб, нет опубликованной информации о концепции развития связи на Кубани, что и хочется обсудить в режиме общественных слушаний.

Любовь Бахметова, президент Ассоциации по защите прав потребителей:
- Получив уведомление, что с 1 января вводится система повременной оплаты, мы увидели, что в некоторых договорах об услугах связи изначально заложен термин "повременная оплата", но люди, подписывающие договор, не имеют представления что это. Изучив, что это за компания, кто в нее входит, какова их финансовая деятельность, - мы были удивлены. Информация, на которую мы имеем право, не предоставляется. За 1999-2001 годы компания имеет прибыли, измеряемые сотнями миллионов рублей. Она является монополистом, и есть служба антимонопольного управления в Краснодарском крае, которая должна была проверять, соблюдаются или не соблюдаются наши права. Но никто ничего не делал.
Михаил Баев, который возглавляет краевое Управление антимонопольной политики, создал межведомственную комиссию по защите прав потребителей. Но комиссия по существу не работала ни в прошлом, ни в этом году. Кстати, г-н Ласкавый, заместитель генерального директора ЮТК, является одним из членов этой межведомственной комиссии. В эту комиссию входят и представители общественных движений, однако их никто не собирал на эту комиссию, не изучал мнения граждан. ЮТК опубликовала перечень телефонов, которые будут льготными, туда не вошла ни одна общественная организация, туда не вошли ряд служб, без которых человек практически не может жить.
За последние годы народ во всем разуверился. Поэтому, когда мы организовывали акцию протеста, пришло человек 300: остальные согласны с нашими требованиями, но не приходят.
Мы подготовили проект петиции Президенту России, губернатору края и Казанцеву, где потребовали не допустить "повременки", снизить тарифы на услуги телефонной связи и отправить в отставку Горбачёва. Мы считаем, что Горбачёв попирает наши права и не имеет право возглавлять эту службу. Мы потребовали отставки Баева: "его" служба не контролирует, не анализирует деятельность коммунальных, транспортных служб, связистов. Многие сомневались в нашей работе, но петиция на имя президента страны была переправлена губернатору края.
Когда на первый митинг пришло мало людей, мы организовали митинг 17 ноября. К нему подключились общественные организации, представители ТОСов и домовых комитетов, общество инвалидов. Мы обзванивали людей и составляли список граждан, которые против "повременки", - в нем около 18 тысяч подписей. И звонки - до сотни в день - до сих пор идут. Рост стоимости услуг телефонной связи опережает среднероссийские цифры.

Анатолий Крылов, зам. начальника Управления администрации г. Краснодара:
- То, что мы будем платить больше, не столь важно. Давайте рассмотрим "повременку" вот с какой точки зрения. Растут наши дети, и они не смогут иметь доступ в интернет. Интернетом не воспользуются люди, занимающиеся научной деятельностью и образованием, будут снижены возможности коммуникации между людьми пожилого возраста. Это влечет для государства большой ущерб. Вот этот урон нашей стране мы должны ставить на первое место, и лишь потом говорить об экономическом ущербе, о защите прав потребителя и т.д. Доводы, приводимые ЮТК, не столь серьезны, чтобы ими можно было обосновать введение повременной оплаты.

Петр Ишевский, ответственный секретарь Комиссии по правам человека при главе администрации Краснодарского края:
- Много граждан по этому вопросу обращались к нам. Нарушаются права граждан, с которыми заключались договоры, и в которых это не было оговорено. То есть необходимо с каждым абонентом менять условия договора. Это по меньшей мере. Заключение договора является добровольным волеизъявлением гражданина, а то, что проделывает "Кубаньсвязьсервис" - нарушение гражданского законодательства.

Ирина Ячменник, пенсионерка, инвалид, ветеран:
- Я занималась анализом списка бесплатных телефонов, опубликованного 25.11.02. в "Краснодарских известиях". В этом списке, в отличие от лужковского, где 15 тысяч бесплатных абонентов, мы имеем 95 бесплатных позиций, то есть суммарно 220-230 телефонов.
12 телефонов принадлежат ЮТК; 34 телефона, на мой взгляд, не нужны населению. Например, 8 телефонов дежурных МВД и ГАИ, 7 телефонов ответственных дежурных по городу, 15 телефонов приемных покоев и главврачей больниц (хотя я не нашла никого, кто захочет позвонить главврачу больницы). Поликлиник же - 0: врача я должна заказывать за свои деньги. В этой ситуации практически получается 50% балластовых телефонов.
Имеется телефон синоптика, но не нашлось живого человека, который запрашивал бы прогноз погоды по телефону. Не нашла людей, желающих постоянно пользоваться двумя или тремя бесплатными телефонами морга, кладбища. В принципе, они нужны бесплатные, но не в данной ситуации. Пыталась выйти на автора этого списка со стороны ЮТК, меня соединили с Мартыненко. Хотела узнать, кто компоновал список? Кто не вписал РЭПы, поликлиники, общественные организации, детские сады и школы?

Иван Игнатенко, заместитель генерального директора ЮТК, директор городского узла связи:
- Вижу, здесь собрались убеждённые противники "повременки". Ваш подход, на мой взгляд, односторонний.
Только в этом году мы заменили 50 тысяч морально и физически устаревшего оборудования декадно-шаговых АТС на современное электронное оборудование. "Москвич" не может быть качественнее "Мерседеса" или BMW. Декадно-шаговое оборудование характеризуется плохим контактом, плохим соединением, сбоями, параллельными связями. Ничего подобного электроника не позволяет, и плюс несет до 50 дополнительных видов услуг.
Нас упрекают в сверхприбылях. А знаете, что организации, имеющие дополнительные прибыли (связь – в том числе), тщательно проверяются. Сейчас еще не завершил проверку РЭК и нас КРУ проверяет. Были бы злоупотребления, неправильные действия связистов, - финансисты бы нас остановили. Прибыли, о которых вы говорите, мы направляем на развитие.
На мой взгляд, монополист тот, кто может диктовать цены на услуги, безоглядно вести свою политику. А в Краснодаре лицензию оператора связи имеют железнодорожники, водники, таких операторов много. Только сотовых операторов у нас 5. Они постоянно меняют свои расценки, тарифы, вот они-то монополисты. А мы регулируем свои цены через администрацию края и МАП, через "сито" Комитета цен города и края. Нет, мы - не монополисты. Лишь государственные связисты (в том числе "Кубаньэлектросвязь") предоставляют льготы инвалидам войны и чернобыльцам. Сотовые операторы этого не делают. Операторы связи железной дороги, нефтяники, газовики льгот не предоставляют.
Мэр, представляющий в городе государство, отвечает за льготников? Он погасил ту задолженность, которую несут связисты, обслуживая льготников? На сегодняшний день он задолжал связистам около 7,5 миллиона рублей, это только для Краснодара, не считая по краю.
По поводу ограничения информации, это не так! Мы представили статистику губернатору: взяли 2001 и 2002 годы и посмотрели, сколько разговаривает незащищенная часть населения! Вышло триста минут в месяц. А мы при "повременке" предлагаем 444 минуты на бесплатный разговор. Вы знаете, что стоимость "повременки" - это 60% постоянной составляющей и 40% переменной. И мы должны социально правильно определить оплату. Почему человек с пенсией в 1500 рублей должен платить за того, кто имеет зарплату 10-20 тысяч?! Платить за того, кто балуется телефонными секс-услугами? А я ведь знаю случаи, когда дети работников администрации города и края наговаривали за ночь на 3-5 тысяч рублей!
По поводу отключения медиков. Регистратуру мы не отключаем, есть официальное распоряжение. Но на сегодняшний день задолженность до 2 миллионов. Разве это нормально, когда в течение года кто-то бесплатно пользуется телефоном? И кто должен оплачивать эту задолженность? Нам хочется, чтобы связистов понимали. Владимир Лукич сказал, что мы не ввели "повременку", потому что прислушиваемся к общественному мнению, потому что слишком велика ответственность в решении столь сложного вопроса.

Валентина Васюкова, председатель западной окружной общественной организации Всероссийского общества инвалидов:
- Я получила расшифровку: если инвалиды раньше платили 50%, то теперь они наговаривают на 200-300 рублей. Получается, что в 6 раз повышается стоимость оплаты при "повременке".

Иван Игнатенко, заместитель генерального директора ЮТК, директор городского узла связи:
- В этом году план на установки телефонов инвалидам войны был 700, выполнено 726. Мэрия на сегодняшний день нам не компенсировала еще полтора миллиона рублей.
По абонплате. Продолжается изучение статистики, и поэтому мы ушли от внедрения "повременки" с 1 января. Стоимость установки телефона инвалидам - 5250, остальным - 7200 рублей.

Любовь Бахметова, президент Ассоциации по защите прав потребителей:
- Я хочу назвать тех, кто входит в совет директоров ЮТК.
Вольхоевский - начальник организационного управления аппарата полномочного представителя Президента РФ и в ЮФО, Евдокименко - генеральный директор Департамента по транспорту и связи администрации Краснодарского края. Чего не должно быть по закону о госслужащих.
В 2000 году нераспределенная прибыль отчетного периода составила 297 миллионов. Уровень рентабельности за прошлый год - более 300 миллионов рублей.
Управление статистики Краснодарского края дало следующие данные: индекс потребительских цен на абонплату за домашний телефон по краю составил на 1 октября 145,6%, для юридических лиц - 125%, для бюджетных организаций по Краснодарскому краю - 139% (по РФ - 121,6%). Все это при том, что численность населения, имеющего доходы ниже среднедушевого дохода в целом по краю, составляет 3 миллиона 616 тысяч человек, или 63,4% от всего количества населения.
Еще одно. Приложением к договору о порядке расчета за услуги связи для физических лиц предусмотрено, что оплата производится до 20 числа, а до первого числа вы информируете о задолженности потребителя, но отключать не имеете права. Тем не менее, третий день я без телефона, хотя у нас задержка с оплатой на 4-5 дней. Почему работники не читают бумажки, которые раздают? Почему вы не даёте полной информации своим пользователям, за счет которых вы накапливаете прибыли и получаете зарплату? Это не только экономическая, но и политическая удавка, это - способ закрыть нам рот.

Иван Игнатенко, заместитель генерального директора ЮТК, директор городского узла связи:
- Если абонент после 20 числа по "междугородке" наговаривает несколько тысяч рублей, то этот долг будет тянуться, и таких абонентов много. На конец года у нас дебиторская задолженность в десятки миллионов рублей, которая списывается за счёт убытков. Ушлые бизнесмены меняют названия предприятия, уходят от налогов и наговаривают на очень большие суммы. Их много, и выловить их мы не можем.
Надо понять нашу внутреннюю сущность и наше экономическое состояние. Я, как производственник, ощущаю проблему, когда клиенты не платят. И когда 20-го числа мы отключаем, мы предварительно всех обзваниваем: у нас есть автообзвон. Некоторые жалуются, что в 2 часа ночи звонят. Но ты ж задолжал? Оплати!

Михаил Велигодский:
- По Краснодарскому краю был проведен опрос, и, по нашим данным, 85% людей против "повременки" и только 7% - за. Некорректно, когда в рекламных роликах каждый второй поддерживает "повременку". Хочу предложить всем присутствующим здесь коллегам посодействовать тому, чтобы общественность подключилась к рассмотрению этого вопроса, чтобы ЮТК воспользовалась нашим авторитетом, разобраться, защитить права людей, сделать это справедливо.

Игнатенко, заместитель генерального директора ЮТК, директор городского узла связи:
- Я должен доложить генеральному директору о состоявшейся беседе, о том мнении, которое я выслушал. Когда он примет решение, я вас проинформирую.


Пока точной информации о сроках введения повременной оплаты за телефон все еще нет.
А Вы "за" или "против" повременки? Считаете ли Вы, что безальтернативное введение поминутной оплаты за телефон нарушает Ваши права? Или, наоборот, это выгодно Вашей семье? Вы можете высказать свое мнение на форуме и проголосовать на главной странице ЮГОв.