"Электронная Россия" или Страна победившей виртуальности

1 июля в небольшом курортном поселке Ольгинка, что на берегу Черного моря, тихо и без лишнего внимания со стороны состоялось событие, которое напрямую связано с тем, какой может оказаться наша страна через десяток-другой лет.

В течение 2003 года, с мая по ноябрь, проходит III Международная конференция Министерства РФ по связи и информатизации   "Электронная Россия — человеку, бизнесу, обществу". Региональные этапы проходят в каждом из федеральных округов, от Центрального до Дальневосточного (так и просится сакраментальное от Москвы до самых до окраин). Завершится серия мероприятий Всероссийской итоговой конференцией, где и разберут результаты полугодичных встреч, дискуссий и консультаций представителей органов государственной власти, региональных министерств и ведомств, научного, образовательного и бизнес-сообществ. И, как предполагается, сделают выводы.

Кроме общения одних чиновников с другими, при участии заинтересованных "кругов", серия конференций имеет еще одно, весьма любопытное значение. Это почти встреча миров: виртуального и реального, распланированного мудрыми стратегами и настоящего, России электронно-цифровой и той, что живет совсем другими заботами. А также, в какой-то степени, государства и общества, они у нас тоже по традиции существуют порой в неких параллельных вселенных. Словом, смысловых пластов у события немало, а затрагивает конференция такой круг вопросов, что остаться за его пределами не удастся никому из зарегистрированных прошлогодней переписью145 миллионов 300 тысяч россиян.

Южный Федеральный округ на сей раз оказался в "Электронной России" третьим по счету – следующая после Москвы и Нижнего Новгорода региональная конференция прошла в Краснодарском крае. Но это скорее дань географии, а не реальному вкладу юга России в развитие региональной информатизации. Несмотря на то, что отдельные проекты в ряде субъектов продвигаются более-менее успешно, а часть уже сделанного вполне может служить примером для тиражирования в федеральном масштабе, единая политика развития на уровне ЮФО пока не выработана, да и на местах "всеобщая электронизация" носит скорее точечный характер. Впрочем, это как раз и делает подобные встречи еще более важными. Потому что, как показала конференция, пока именно личные контакты и обсуждения проблем приносят гораздо больше пользы, чем мегабайты переписки по e-mail или часовые видео-конференции.

Одно только перечисление "сановных" участников южнороссийского этапа конференции "Электронная Россия — человеку, бизнесу, обществу" может о многом сообщить сведущему в табелях  и иерархиях, а несведущих так и просто завораживает разнообразием высоких постов и должностей. Список достоин оглашения. Заместитель министра РФ по связи и информатизации Д. Милованцев, заместитель председателя Комиссии Государственной Думы по информационной политике А. Шубин, руководитель Департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития РФ Ц. Церенов, директор по маркетингу Sun Microsystems С. Моисеев, менеджер по работе с государственными организациями Представительства Microsoft А. Данилин, технический директор ООО "Вилком холдинг" И. Власов, директор Южно-Российского представительства "АМТ Групп" К. Гавриленко, генеральный директор ОАО "ЮТК" В. Горбачев, заместитель руководителя Управления МНС России по Краснодарскому краю А. Курьянов, директор филиала ФГУП НТЦ "Атлас" в Краснодарском крае И. Алексеев, заместитель начальника управления информатизации Администрации Краснодара И. Брец, начальник отдела телекоммуникаций Управления здравоохранения администрации города Краснодара А. Мирошниченко, директор "Центра Интернет" Кубанского государственного университета Б. Левицкий, заместитель министра экономики Республики Дагестан А. Шахвердиев, начальник информационного отдела администрации Ставропольского края Ф. Барнин, заместитель начальника информационно-технической службы Южного таможенного управления Д. Кузьмин, заместитель директора ЮРКЦ "Земля" В. Гайдуков, заместитель начальника отдела Гостехкомиссии при Президенте РФ по ЮФО Н. Лепкалов, заместитель Генерального директора объединения "Росинформресурс" Минпромнауки РФ А. Рогожкин, заместитель директора регионального филиала ОАО ЮТК "Связьинформ" Астраханской области С. Никитин, первый заместитель директора ЮГИНФО РГУ А. Букатов, директор ФГУ "Центр рыночной информации АПК" А. Михедькин, проректор по экономике, инвестициям и информатизации Ростовского государственного университета путей сообщения МПС РФ В. Верескун, директор Ресурсного центра Таганрогского государственного радиотехнического университета С. Дикарев и другие.

Отцов-основателей представляли сразу по двум направлениям Дмитрий Милованцев, замминистра связи, и Церен Церенов, возглавляющий Департамент корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития. Их ведомства и занимаются глобальными целями и задачами программы, всерьез планируя собрать действующую модель совсем другого государства, "дивного нового мира", более удобного для обитания.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия" – это не просто опутывание оптоволокном всех необъятных просторов Родины с подключением к интернету каждого почтового отделения или оптовое открытие сайтов для всех госучреждений. Все это – не более чем отдельные внешние проявления, весьма небольшая часть задуманного. Суть замысла, как всегда, гораздо интереснее. И по широте размаха "Электронная Россия" вполне может претендовать на титул soft revolution, причем soft здесь означает и мягкий, поэтапный характер изменений, и их компьютерно-цифровую, программную основу.

ФЦП сознательно и целеустремленно посягает на то, что уже не одно столетие считается священной коровой российской государственности – всесилие чиновничьего аппарата, непомерно раздутого, неповоротливого, самодовольного и временами самодурного. Той самой отечественной бюрократии, из-за которой Салтыков-Щедрин до сей поры остается для нас одним из самых актуальных писателей. Век девятнадцатый, двадцатый, начало третьего тысячелетия – практически за любой учрежденческой дверью мало что изменилось. От почти документального "Города Глупова" до произносимого с грустной усмешкой "Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью" – вот путь развития нашей системы управления. А в России новой, постсоветской, страстное желание власти что-то изменить без особого труда, сохранив при этом незыблемость традиций, привело к ощутимому приросту числа чиновников, путанице среди министерств и ведомств, дублированию функций и прочим малополезным для государства последствиям. Прошло, настоящее и, казалось бы, самое вероятное будущее. Но есть и альтернативный вариант.

На стерилизованном языке официального документа все звучит достаточно "мирно": основными целями Программы являются создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения ИКТ, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей.
Реализация поставленных целей позволит: эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере ИКТ; обеспечить гармоничное вхождение России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости; преодолеть отставание России от развитых стран в уровне использования и развития ИКТ; обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах.

За округлыми и аккуратными формулировками скрываются довольно непривычные для большинства вещи. Идеологи программы утверждают, что Россия должна стать сервисным государством. Власть обязана обслуживать потребности общества, а не диктовать гражданам свою волю. Любой чиновник, от Президента до главы сельсовета – всего-навсего нанятый обществом работник, относящийся скорее к сфере обслуживания, но не к элите. Государственный аппарат сам по себе – всего лишь вспомогательный механизм, выполняющий общественные нужды, с четко определенными функциями.
И никаких "органчиков" в министерствах или удельных князей на местах. В прошлое уходят и изощренные почти до уровня восточных единоборств процессы согласования между ведомствами, бумажные небоскребы из документов с десятками подписей и печатей. Управленцы не тратят время на жонглирование бумагами и выяснения "кто именно должен это делать", а прочее народонаселение постепенно забывает, что такое часами просиживать в очередях перед тем, как тебя отправят в очередной кабинет.

Административная реформа, изменение структуры экономики, перестройка системы отношений внутри страны и многое другое. Фактически – создание государства нового типа, способного эффективно функционировать в условиях наступающего "цифрового века". И неслучайно политические, экономические и социальные перемены тесно связаны с повсеместным распространением информационно-компьютерных технологий. Новое время требует и новых подходов (истина достаточно тривиальная, но слишком часто игнорируемая). "Электронная Россия" – не просто претендующий на продвинутость бренд. Это концепция страны, в которой действует т.н. "электронное правительство", чья работа максимально прозрачна для каждого из граждан. Страны, которая живет в настоящем, со всеми его преимуществами, сильной, современной, удобной. А повсеместное распространение компьютеров и интернет в каждом поселке являются не самоцелью, а неотъемлемой чертой высокого уровня развития.

Мечты технократов-идеалистов или действительность? Пока эта чудесная Россия существует только в виртуальной реальности, да и то на уровне стратегического планирования и осторожного внедрения отдельных элементов. Воплотить все запланированное в "реал" непросто. На данный момент отставание России от западных стран по уровню доступности интернета оценивается примерно как троекратное. Уровень информационной культуры населения удручающе низок, не особо выше он и в среде муниципального и государственного управления. Подавляющее большинство местных администраций не имеют даже своего адреса e-mail, что уж говорить об электронном документообороте и прочем. Далеко не все чиновники даже умеют "работать на компьютере" (под этим обычно подразумевается персональный компьютер со стандартным набором программ). Слабо развита коммуникационная структура, зачастую неэффективно тратятся выделенные на развитие ИКТ средства. Практически отсутствует координация между отраслевыми информационными системами, есть конфликты и между различными базами данных, слабо наполняются созданные с большим трудом сети. И это только поверхностная, техническая сторона вопроса.

Представители государственных структур, научного и образовательного сообществ субъектов Южного Федерального округа как раз и выступали на конференции от имени России дня сегодняшнего, которая существует не по ту сторону монитора, а за окном. И, в отличие от идеологов, чаще говорили о проблемах: нехватке финансирования, нестыковке уже существующих отдельных систем, излишне точечном характере информатизации и так далее. Но именно они и рассказывали о конкретных результатах, о том, что сделано в этой области, пусть и не в рамках ФЦП. Многие напрямую говорили о своем желании влиться с реализуемыми проектами в программу "Электронной России", потому что делать это самостоятельно, в одиночку, слишком сложно и чрезвычайно дорого. (Вообще, есть некая ирония в том, что те, кому суждено перевести развитие государства на "цифровые рельсы", смогли наладить контакты между собой только при личной встрече. Не было бы конференции – так и жили бы в соседних виртуальностях?)

Несмотря на очевидное отставание от наиболее развитых в плане информатизации регионов, Южному Федеральному округу тоже есть, чем гордиться. В Ставропольском крае уже запущен проект ЕГСУПД – "Единая государственная система управления и передачи данных". В Краснодаре подготовлена программа "Интернет – в школы", а также план совместного построения с представителями краевой налоговой инспекции единой сети передачи информации налоговых органов России, реализуется программа развития телемедицины. Действуют системы дистанционного образования и электронной торговли, действует единая образовательная сеть юга России. Готовится информационно-аналитическая система ситуационных центров для полпреда президента. "Южная телекоммуникационная компания" активно работает над созданием единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций   и для общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам, а также обещает протянуть интернет буквально в каждый населенный пункт.

Самым цитируемым на конференции оказалась фраза замминистра экономики Республики Дагестан А. Шахвердивева: "Не хотелось бы, чтобы весь пар ушел в гудок". Еще больше не хотелось бы, чтобы потом вспоминались ставшие классикой "Хотели, как лучше, а получилось, как всегда" (В. Черномырдин) и "А где деньги? Черт их знает!" (Б. Ельцин). Как вполне вменяемый гражданин России, я хочу жить в стране, которую рисуют создатели "Электронной России". Как человек, живущий совсем в другом государстве, я каждый день вижу слишком много противодействующих факторов.

Из Программы: "Поэтапное выполнение ФЦП "Электронная Россия" направлено на повышение эффективности государственного управления и конкурентоспособности российской экономики, улучшение качества продукции и услуг, что в конечном итоге повысит уровень жизни населения". Хотелось бы…