На сколько подорожает бензин? Прогнозы аналитиков

23 и 24 августа несколько федеральных СМИ опубликовали материалы о том, что происходит на российском рынке топлива. Владельцы независимых АЗС прогнозируют возможный скачок цен на бензин в начале 2019 года.

Руководитель Российского топливного союза Евгений Аркуша в своем письме в администрацию президента предупредил власти о возможном скачке цен на бензин сразу на 10%. Причин этому несколько — повышение акцизов и НДС, сезонные факторы спроса, возможный дефицит на рынке. Федеральная антимонопольная служба посчитала подобные заявления, ставшие достоянием общественности, нарушением законодательства. По мнению же аналитического центра Независимого топливного союза, Россия находится на пороге топливного кризиса.

Цена на бензин в России не растет по причине ее искусственного сдерживания властями, в настоящий момент топливным компаниям выгоднее продавать нефть за рубежом. Сложившаяся ситуация грозит уходом с рынка многих мелких розничных игроков.

Юга.ру обратились к ряду аналитиков с просьбой прокомментировать конъюнктуру на рынке бензина. Как выяснилось, мнения по этому вопросу расходятся.


Тимур Нигматуллин

Тимур Нигматуллин

аналитик «Открытие Брокер»

— На мой взгляд, озвученные опасения относительно влияния на рыночные цены на бензин акцизной составляющей гипертрофированы. Доля акциза в потребительской цене товара составляет около 17%, и ее умеренный рост вряд ли является основной причиной для столь существенного роста. В свою очередь, ключевым драйвером роста розничных цен однозначно выступает удорожание нефти на мировом рынке в долларах при одновременном ослаблении рубля. В пересчете на российскую валюту сегодня баррель нефти стоит 5,15 тыс. рублей, что является историческим максимумом. Для сравнения: годом ранее баррель нефти оценивался в 3,1 тыс. рублей. Причиной такой ситуации являются рублевые интервенции ЦБ, которыми регулятор искусственно ослабляет национальную валюту. Если бы интервенции были полностью отменены, то доллар подешевел бы до 53 рублей, а вслед за ним снизились бы и цены на бензин.


Гайдар Гасанов

Гайдар Гасанов

эксперт «Международного финансового центра»

— Одна из ключевых причин роста цен на бензин — это рост нефтяных котировок на мировом рынке и ослабление рубля, из-за чего крупным нефтяным компаниям стало невыгодно осуществлять поставки на местные АЗС. Если рассматривать компанию «Роснефть», то она максимально снизила поставки на российские АЗС и начала вывозить топливо за пределы России. Рост цен на нефть заставляет повышать и цены на бензин, поскольку для многих НПЗ при этом стоимость сырья также является недешевой.

В 2019 году цена на бензин будет расти, не выходя за пределы инфляции. Но этого может и не произойти, поскольку увеличение акциза с нового года может спровоцировать скачок роста цен на бензин. Снижается экспортная пошлина на нефть, но повышается налог на НДПИ. Чтобы цены на нефть были стабильными, необходимо снизить цены на розничные продажи и осуществлять постоянный контроль над оптовым рынком.

Что пишут по теме профильные Telegram-каналы


Денис Лисицын

Денис Лисицын

трейдер-аналитик компании «ФинИст»

— С вводом санкций против Ирана и спадом добычи нефти в Венесуэле в связи с ухудшающейся там экономической ситуацией реакция рынка на все происходящее не заставила себя долго ждать: Франция и Южная Корея отказались закупать иранскую нефть, Японская ассоциация нефтяников сообщила своим нефтеперерабатывающим компаниям, что с октября месяца прекращает поставки нефти из Ирана. Поэтому продажа нефти на мировом рынке приносит нашим нефтяным компаниям сверхприбыли, в отличие от продажи нефти на внутреннем рынке. Все это создает дефицит энергоносителей на внутреннем рынке. Нефтяным компаниям выгодно продавать нефть за рубеж на фоне дешевеющего рубля по отношению к доллару США из-за введения санкций против России и постоянно увеличивающегося спроса на нефть на мировом рынке.

На рост нефтяных котировок влияют данные из США по запасам коммерческой нефти, которые сократились на 5,8 млн баррелей. Стоимость барреля нефти на ММВБ в рублевом эквиваленте побила все рекорды и достигла 5028 рублей за баррель. И не стоит забывать, что в России происходит уборочная пора, когда спрос на бензин и дизтопливо возрастает, плюс скоро наступает зимний период. Все это очень сильно влияет на рост цен на бензин в нашей стране. Повышение НДС на 2% с нового года также окажет влияние на рост цен в будущем.

Но сильного роста цен на бензин в 2018 и 2019 годах пока опасаться не стоит. За ними следят ФАС и администрация президента России. Правительство РФ предложило Минэнерго субсидировать нефтяников так называемой демпфирующей надбавкой, которая будет компенсировать до 60% экспортную премию нефтяных компаний, ранее правительство РФ договорилось с нефтяными компаниями о заморозке цен на энергоносители для внутреннего рынка, были снижены акцизы на топливо. Поэтому к концу года динамика роста цены на бензин сильно не изменится и маленькие плюсики к цене в одну-две копейки вполне допустимы.


Антон Быков

Антон Быков

главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий)

— Складывается впечатление, что цены на бензин в России попали в ситуацию, из которой есть только один выход — дальнейший рост. Такое положение в шахматах называется цугцванг, любой «привычный» ход все равно приведет к ухудшению ситуации, то есть к росту цен.

К примеру, взять ситуацию с ценами на нефть. Крайне высока вероятность, что этой осенью цена барреля Brent снизится процентов на 10-15% с текущих отметок, и в «нормальной» ситуации, где в отрасли есть конкуренция, это привело бы к снижению цен. Но в России из-за проводимой Минфином и ЦБ РФ политики по ослаблению рубля (покупки валюты по бюджетному правилу) мы имеем «хронически» недооцененный курс. В случае если к санкционному давлению добавится падающая нефть, текущий уровень рубля станет базой для его же дальнейшего ослабления и роста рублевой цены бензина. Поэтому этой осенью вновь заговорят о парадоксальной ситуации. При растущей цене на нефть бензин в России дорожает, при падающей — тоже дорожает.

Добавьте к этому внутренние факторы, и окажется, что в этой партии, при сохранении текущих макроэкономических параметров российской экономики, нет выигрышных вариантов. Доля акцизов и налогов в цене на литр бензина Аи-92 в России выросла с 2014 по 2018 год с 62% до 70%, и это не предел. С 1 января 2019 года НДС вырастет с 18% до 20%, акцизы на бензин тоже подрастут. Только по самым грубым оценкам нас ждет неизбежный рост цены литра бензина более чем на 4 рубля.

Российское правительство, конечно, попытается «бороться» с этим. В Госдуму уже внесен законопроект о госрегулировании цен на бензин, однако представляется крайне вероятным, что это лишь усугубит ситуацию. Во-первых, учитывая, что в России цена бензина ниже, чем на мировом рынке, производителям будет проще продавать его за границу. А во-вторых, если российских производителей «заставят» продавать бензин по невыгодным ценам согласно предлагаемому законопроекту, они постараются довести цены максимально близко к мировым.

При самом оптимистичном сценарии цены на бензин к концу 2018 — в начале 2019 года вырастут на 10-15%. А при пессимистичном сбудутся предупреждения российских нефтяников о повторении ситуации в первой половине 2018 года, когда бензин подорожал на 30-40%.