Зачем бизнесу выпускать облигации? Объясняем вместе с Банком России

  •  © Фото с сайта pixabay.com

На прошедшей в начале октября в Краснодаре конференции, посвященной состоянию и перспективам рынка облигаций, директор департамента развития финансовых рынков Банка России Елена Чайковская побеседовала с журналистом портала Юга.ру о преимуществах выпуска облигаций компаниями реального сектора экономики.

Зачастую такой путь предпочтительнее традиционного для среднего и малого бизнеса банковского кредитования. При последнем предприниматель остается наедине с банком, что позволяет кредитным организациям навязывать ему свои параметры сделки. А условия выпуска облигаций — финансовая прозрачность инструмента и интерес к бумагам компании со стороны большого количества инвесторов.

Кредит для юридических лиц (корпоративный кредит) — денежный займ, который банк выдает предприятию на определенный срок на условиях возвратности и оплаты кредитного процента.

Облигация — эмиссионная долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от лица, ее выпустившего (эмитента), в оговоренный срок ее номинальную стоимость деньгами. Облигация может предусматривать право владельца (держателя) на получение процента (купона) от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Общий доход по облигации складывается из суммы выплачиваемых процентов (купонов) и размера дисконта при покупке. Иногда облигационный выпуск носит целевой характер — для финансирования конкретных программ или объектов, доход от которых в дальнейшем служит источником для выплаты дохода по облигациям.

Есть несколько причин, по которым компании сегодня выбирают именно размещение облигационных займов, а не банковское кредитование — несмотря на то, что ставки по кредитам снижаются.

Елена Чайковская

Елена Чайковская

директор департамента развития финансовых рынков Банка России

За их выяснением специалисты ЦБ едут в регионы. Компании, уже выпустившие облигации, приглашают на специальные мероприятия. Их подробно расспрашивают: зачем вы пошли на облигационный рынок, почему стали связываться с этим инструментом? Ведь все новое требует трудозатрат — физических, моральных, временных. Должны быть какие-то причины, чтобы компания решилась на этот шаг.

Из причин, которые называли компании, — стоимость: так они могут привлечь финансирование дешевле. Когда вы ведете переговоры один на один с банком — и при этом вы не самое большое предприятие — банк диктует вам условия. А если вы выходите на облигационный рынок, то перед вами широкий круг инвесторов, и стоимость получается ниже. Это законы рынка: конкуренция сбивает цену.

За последние 10 лет на Кубани было зарегистрировано 129 выпусков корпоративных облигаций на общую сумму 126,9 млрд рублей. Сегодня на облигационном рынке присутствуют девять компаний из Краснодарского края. Абсолютный лидер по популярности среди инвесторов — ретейлер «Магнит» (ЗАО «Тандер»). Новороссийский морской торговый порт, Верхнебаканский цементный завод, завод игристых вин «Абрау-Дюрсо», застройщик «Девелопмент‑Юг», «Крайинвестбанк» также привлекали средства на облигационном рынке.

На облигационном рынке можно привлечь длинные деньги — на более долгий срок. Для предприятия это может быть особенно важно, если у них долгосрочные проекты с большим временным циклом.

Еще одна причина интереса к размещению облигаций — когда для получения банковского кредита у компании нет обеспечения. В Новосибирске вышла на облигационный рынок компания «Обувь России». Это обувной ретейлер. Их бизнес-модель не предполагает обеспечения, которое можно было бы заложить банку для того, чтобы дальше развивать производство. Банк денег не давал. Но после того, как «Обувь России» начала привлекать необеспеченные деньги на облигационном рынке, банки стали давать компании необеспеченные кредиты. Это публичная история, она начинает работать на компанию. Банки становятся более гибкими в своих предложениях, когда видят, что у компании есть альтернатива в виде облигационных займов. Сегодня «Обувь России» уже проводит road show в рамках IPO на Московской бирже, что говорит о высоком уровне доверия инвесторов к компании.

IPO, первичное публичное размещение — первая публичная продажа акций акционерного общества, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции, неограниченному кругу лиц. Продажа акций может осуществляться как путем размещения дополнительного выпуска акций способом открытой подписки, так и путем публичной продажи акций существующего выпуска.

Road-show — серия встреч представителей компании с потенциальными инвесторами, на которых осуществляется презентация компании, основных показателей ее деятельности и характеристик размещения акций. Road-show проводится с целью повышения интереса потенциальных инвесторов к предлагаемым ценным бумагам.

Важный момент, который отмечают бизнесмены, — на облигационном рынке больше предсказуемости. При выпуске облигаций там прописываются все условия — ковенанты, сроки предъявления облигаций к погашению.

В случае с банком это не так. Существуют варианты, когда банк может потребовать вернуть кредит досрочно. Или если компании деньги не нужны и она хочет погасить кредит досрочно — банк за это штрафует. Во время кризиса были примеры, когда банки в одностороннем порядке повышали ставку по уже выданным предприятиям кредитам.

Ковенанты — обязательства эмитента, которые фиксируются в решении о выпуске и/или проспекте эмиссии. Они предоставляют инвесторам специальные права, а также наделяют их правом досрочного погашения облигации в случае нарушения ковенантов или совершения иных действий, предусмотренных в договоре.

Облигации — это более стабильный, лучше прогнозируемый инструмент для бизнеса. Вопрос цены привлечения денег не является в этой ситуации единственным: не факт, что выпуск облигаций будет для эмитента дешевле кредита. Предприятие может быть готово немного переплатить, но взять деньги без обеспечения — на более понятных и прогнозируемых условиях, более надежно, на более долгий срок.

Заинтересованные бизнесмены не должны пытаться гуглить интернет в поисках информации о нюансах размещения облигационного займа. Банк России указывает на то, что сейчас облигационные инструменты развиваются так быстро и становятся настолько технологичными, что предпринимателям и компаниям проще обратиться к профессионалу. Ваш баланс проанализируют, посмотрят бизнес-модель и поймут, какой конкретный инструмент, для какого круга инвесторов вам могут предложить — и на каких условиях. Таких организаторов уже много, они конкурируют между собой, достаточно просто сравнить их предложения.

Нельзя сказать, что облигации — это для больших компаний, «голубых фишек», хотя еще недавно ситуация выглядела именно так. Сегодня на облигационный рынок выходят предприятия самых разных размеров.

Елена Чайковская привела в пример дальневосточную компанию, которая занимается выращиванием рапса. По облигационному выпуску они привлекли у физических лиц всего 10 млн рублей. Это своеобразный антирекорд по объему привлеченных средств путем выпуска стандартных биржевых облигаций — но что, если компании нужна именно эта сумма?

Облигационный рынок доступен сегодня для малого и среднего бизнеса — важно только понимать механизм применения этого инструмента. Надо понимать, что выпуск облигаций не подходит для стартапов и компаний с высоким уровнем кредитной нагрузки. В этом случае условия инвесторов будут попросту неподъемными и невыгодными для потенциального эмитента. В остальных случаях стабильные компании могут использовать этот проверенный и хорошо зарекомендовавший себя финансовый инструмент.

Обсудить

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, клевета, любые нарушения законов РФ.

Читайте также

Реклама на портале