Что такое онлайн-кассы и как изменения в 54-ФЗ повлияют на розничную торговлю?

Реклама
Вся Россия

Сферу розничной торговли ожидают кардинальные перемены в связи со вступившими в силу изменениями Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

О том, как изменится подход к использованию кассовых аппаратов и выдаче товарных чеков, Юга.ру побеседовали с генеральным директором и сооснователем облачного сервиса для управления торговлей «МойСклад» Аскаром Рахимбердиевым.

В чем состоит нововведение?
Изменения в 54-ФЗ вводят понятие электронного кассового чека. Продавец при расчетах будет обязан в режиме онлайн направлять все сведения о покупке в Федеральную налоговую службу (ФНС) через Оператора фискальных данных (ОФД) и выдавать покупателю чек в бумажном и электронном форматах. ОФД — это сертифицированные и внесенные в реестр ФНС компании, получившие специальные лицензии и разрешения (Минсвязи, ФСТЭК, ФСБ и т.д.) на работу с шифровальными средствами и защиту информации.

Я предприниматель, что я обязан сделать?
Приобрести кассовые аппараты нового типа или модернизировать старые для работы с ОФД — установить модули для передачи данных в ФНС и фискальные накопители, чтобы зашифровывать информацию с чеков. Большинство относительно новых моделей кассовых аппаратов после небольшого апгрейда подойдут для работы. Проверить, соответствует ли имеющийся кассовый аппарат требованиям закона и доступен ли он для регистрации, можно в реестре, размещенном на официальном сайте ФНС России. Кассовые аппараты с возможностью подключения к интернету и отправки данных в ОФД и налоговые службы получили неофициальное название «онлайн-кассы».

Аскар Рахимбердиев

Аскар Рахимбердиев

Генеральный директор и сооснователь облачного сервиса для управления торговлей «МойСклад»

Как поправки в закон изменят сферу розничной торговли?

— Основная цель этого проекта — повысить собираемость налогов. На первом этапе придется заменить или модернизировать все кассы, чтобы они могли в онлайн-режиме отправлять электронные чеки в ФНС. Служба теперь будет располагать не только периодическими отчетами от предприятий розничной торговли, но и полными, оперативно предоставленными данными, причем не только в виде сумм, но и наименований, других параметров товара.

Вначале использовать эту информацию будет непросто, так как проект очень масштабный, не исключены технические сложности. В течение первых нескольких лет главной задачей будет сделать так, чтобы все это работало, а потом появятся очень интересные возможности для анализа. Но уже сейчас, например, можно будет анализировать и выявлять какие-то подозрительные торговые точки, скажем, если активные продажи резко прекратились. На основе полученных данных ФНС сможет организовывать выездные проверки или принимать другие меры. Фактически, смысл заключается в том, чтобы при помощи онлайн-контроля сделать эффективными проверки и повысить собираемость налогов.

Что означает приставка «онлайн»?
В зависимости от производителя кассы могут подключаться к Wi-Fi, выходить в интернет через компьютер, на котором работает кассовое программное обеспечение, или даже посредством мобильного интернета. Бумажные чеки никуда не денутся, у продавцов остается обязанность их печатать. Но одновременно с каждой продажей кассовый аппарат формирует электронный чек.

Что грозит продавцу, который не выполнит предписаний закона?
Закон устанавливает штрафные санкции за неприменение или ненадлежащее применение ККТ (контрольно-кассовой техники). Размер штрафа будет зависеть от суммы, полученной без применения ККТ. Он не может быть меньше 10 тыс. рублей для должностных и менее 30 тыс. рублей для юридических лиц. При повторном нарушении возможна приостановка деятельности торговой точки или заведения на срок до 3 месяцев.

Когда и какие конкретно изменения вступят в действие?
После 1 февраля 2017 года нельзя будет зарегистрировать в налоговой кассу старого образца (не онлайн). Также станет невозможным перерегистрировать ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная). Новая контрольно-кассовая техника, которая будет соответствовать изменениям в законе, сейчас активно разрабатывается, и некоторые модели уже поступили в продажу.
После 1 июля 2017 года, даже если срок действия ЭКЛЗ еще не истечет, использование старых касс будет уже невозможно.
А с 1 июля 2018 года — и это, пожалуй, самое серьезное изменение — кассы должны будут использовать все, кто раньше был освобожден от такой необходимости, — налогоплательщики на упрощенной системе, ЕНВД (единый налог на вмененный доход), предприниматели на патенте.

Как это все будет выглядеть на практике? Сам переход на новую систему работы и конкретные ее аспекты?

— Скорее всего, будет дефицит ККТ и дикие очереди в налоговых, потому что новые кассы надо будет поставить на учет. На порядок возрастет число предпринимателей, которые будут заниматься этими вопросами. Поэтому очень рекомендуем поторопиться. Онлайн-кассы не обязательно сразу подключать к интернету, сначала можно использовать их в офлайн-режиме, а потом уже связать с ОФД. Это будет наиболее безболезненный переход. Если сейчас уже используется какая-то касса, нужно посмотреть информацию от разработчика — подлежит ли она модернизации или придется покупать новый аппарат. Многие модели касс модернизируются, и это намного дешевле покупки новых.

Заключить договор с ОФД особых проблем не составит. Это очень похоже на то, как сейчас работают операторы строгой отчетности, это электронная налоговая отчетность.

Существенным моментом является кассовое программное обеспечение (ПО). Почему это внезапно становится важным? Меняется состав данных, которые заносятся в бумажные и электронные чеки. Сейчас в чеке присутствует только сумма оплаты, а по требованиям нового закона в чеке будет расшифровка позиций, то есть наименования товаров и услуг с разбивкой по цене за каждую из позиций. Отдельной строкой пойдут налоговые ставки НДС по позициям. Соответственно, нельзя будет использовать так называемые автономные кассы — это такая «коробочка», где есть цифровая клавиатура, на которой предприниматель выбивает только сумму.

Для работы кассира теперь придется использовать какой-то софт, который хранит номенклатуру, названия товаров, налоговые ставки. Он формирует чек, который уже передается в кассу. Кроме того, по требованию покупателя продавец будет обязан отправить чек на e-mail или SMS на номер мобильника. Внести e-mail на кассе практически невозможно, для этого тоже нужно ПО. Для предпринимателей вот эта последняя часть может оказаться самой сложной. Коробочку-кассу они поменяют, по большому счету, тут ничего не изменится. А вот провести автоматизацию — это то, чего они не делали раньше. Они совершенно нормально торговали, записывали продажи в тетрадку, выбивали на автономной кассе суммы — теперь эта возможность фактически пропадает. С моей точки зрения, для бизнесменов это будет самым проблемным моментом. Ну а мы со своим сервисом помогаем это сделать несколько проще.

Заметит ли эти изменения покупатель?
При расчетах через интернет покупатель всегда будет получать чек в электронном виде. В офлайн-магазинах, как и сейчас, обязательно будет выдаваться бумажный чек, а по требованию — и электронный. С 1 февраля 2017 года при всех расчетах в офлайн-магазинах помимо бумажного чека покупателю будет направляться и электронный, если он перед совершением покупки сообщит e-mail или номер мобильного. Электронный чек никогда не потеряется, его всегда можно распечатать. Содержащиеся в нем данные надежно защищены фискальными признаками — определенными цифровыми кодами, которые должны появляться сразу же во время его формирования кассовой техникой и оставаться неизменными в процессе передачи информации.

Как вы оцените перспективы интеграции электронных сервисов по учету, складу, продажам с новым кассовым оборудованием? Это будет единая система?

— Технических сложностей не будет, интеграция с фискальным регистратором кассы уже есть. Сервис «МойСклад» состоит из двух основных частей. Первая часть — это бэк-офис, в котором работают офисные сотрудники. Они планируют закупки, анализируют продажи и другие показатели. А другая часть — это, как мы называем, «рабочее место кассира», точка продаж. Это простейшее решение, позволяющее регистрировать розничные продажи и печатать чеки, оно уже интегрировано с основными фискальными регистраторами. Поскольку отправка чеков в ОФД в электронном виде по закону обязана производиться из кассы, для нас меняется не столь многое. Мы фактически немного модифицировали нашу точку продаж, чтобы поддерживать новые онлайн-кассы, это уже работает. В «МоемСкладе» есть номенклатура, чековые позиции и так далее. Тут все готово к соответствию требованиям 54-ФЗ.

А если сеть пропадет?
В случае возникновения форс-мажорных ситуаций с доступом в интернет торговая точка может продолжать работать, так как все данные о расчетах фиксируются в аппарате, но при этом принципиально важно передать сохраненные данные в ОФД в течение 30 дней, в противном случае предприниматель больше не сможет печатать чеки и регистрировать продажи.

Ожидаете ли вы роста спроса на интернет-сервисы для торговли?

— Рынок растет, предприниматели переходят на интернет-сервисы. А сейчас ожидается просто фантастический бум — огромное количество торговых точек, которые не были автоматизированы, будут обязаны это сделать. Оценить рост пока трудно, но думаю, что в разы, в несколько раз. Ситуацию можно сравнить с внедрением ЕГАИС — проекта по контролю за оборотом алкогольной продукции. В рознице ЕГАИС стал обязательным с 2016 года, грандиозные скачки по продажам соответствующих решений были в конце 2015 года. Но алкоголь все-таки нишевая история, а здесь огромный рынок. Порядка 1,2 млн касс подлежат замене или модернизации в 2017 году, в 2018 году к ним, предположительно, добавятся 1,8 млн касс — у тех, кто сейчас от их использования освобожден.

Как вы считаете, рынок готов для подобных изменений, не будет ли это шоком для предпринимателей?

— Не факт, что рынок готов. Будет проблема с предварительным заказом касс, скорее всего, возникнет дефицит, так как их изготовление — относительно длинный цикл. Их производители, естественно, приветствуют изменения в 54-ФЗ, а вот предприниматели — нет. Недовольны те, кому недавно пришлось менять оборудование под ЕГАИС, а теперь оказывается, что нужно обновлять ККТ еще раз. ФНС, наверное, следовало бы эти два процесса скоординировать, чтобы всем единовременно перейти на новый порядок работы.

В переходный период будет много недовольных предпринимателей — надо тратить деньги на замену оборудования, возиться с автоматизацией. Но после этого, думаю, все окажутся в плюсе. Порядка будет больше, торговля станет прозрачнее, а модернизация обойдется не так уж дорого. Те, кто сидят полностью в «черной» зоне, в ней, скорее всего, и останутся, в «серой» зоне наконец-то будут положительные перемены, для «белых» предпринимателей практически ничего не изменится.

Понятно, чем это выгодно для государства, а в чем плюс для продавца?
Расходы на содержание кассы, торговой точки станут меньше, поскольку отменяется обязательный договор на обслуживание кассы в центре технического обслуживания (ЦТО). Вместо этого становится обязательным договор с ОФД, но контракт стоит дешевле. Сами кассы практически не подорожают. Кроме того, из плюсов для малого бизнеса (работающего по упрощенной системе, ЕНВД, патенту) — им позволяется менять фискальный накопитель раз в три года, а не раз в 13 месяцев, как сейчас. Таким образом, финансовая нагрузка по содержанию касс снизится.