Газовая перспектива

Реклама
Вся Россия

В автомобильной промышленности наметился перспективный тренд. Производство транспорта, адаптированного к использованию природного газа в качестве топлива, наращивает мощности. За последние семь лет глобальный парк автомобилей на природном газе вырос на 25%. Правительство России в прошлом году поддержало переход на газомоторное топливо и внедряет различные стимулы и льготы для разных категорий потребителей.

За последнее десятилетие глобальный парк автомобилей на компримированном природном газе вырос и приблизился к отметке в 20 миллионам единиц. В 2014 году в России насчитывается более 100 тысяч автомобилей, работающих на "голубом топливе". Объем мирового потребления этого горючего вырос: с 11 миллиардов кубометров в 2008 году до 37 миллиардов. И это только начало, считают эксперты.

Природный газ – самое экономичное и экологичное топливо. Выбросы вредных веществ при сжигании газа в разы меньше, чем у бензина и дизеля. Кроме того, он существенно привлекательнее по цене. Например, в России его средняя стоимость колеблется от 9 до 15 рублей за 1 м3. Поэтому интерес к природному газу в качестве топлива столь велик. Правительства многих стран внедряют его использование, стимулируя потребителей льготами и субсидиями.

Мировыми лидерами по использованию природного газа на автомобильном транспорте являются Иран, Таиланд, Пакистан, Аргентина и Бразилия. Европа также наращивает газовый автопарк. Во Франции, например, на муниципальных автобусах и мусороуборочной технике запрещено использовать любые углеводородные виды топлива, кроме природного газа. Подобные запреты существуют во многих странах мира. Некоторые идут еще дальше: в Пакистане, например, действует запрет на использование дизельных автомобилей в населенных пунктах и в природоохранных зонах.

Поддерживая переход на газомоторное топливо, государства внедряют стимулы и льготы для разных категорий потребителей. В Иране предоставляется преимущественное право получения муниципального заказа предприятиям с парком автотранспорта на газу. В Италии и Германии при переводе автомобиля на голубое топливо выплачивается единовременная премия.

Россия также включилась в процесс внедрения нового вида газомоторного топлива. В стране реализуется программа по переводу общественного, коммунального и дорожно-строительного транспорта на компримированный природный газ. К 2020 году в городах-миллионниках до половины муниципальной техники должно быть переведено на "голубое топливо". В городах с населением до 500 тысяч – до трети. Повсеместное внедрение газобаллонного транспорта сопровождается разработкой стимулирующих потребителя мер.

Планируется, что закупать газовую технику регионы будут при государственной поддержке. Минпромторгом разработана специальная программа субсидирования – заявка на сумму 3,7 млрд рублей находится на рассмотрении в Правительстве РФ. Вместе с тем на региональном уровне обсуждаются вопросы предоставления льгот и преференций "газовым" перевозчикам при получении госконтрактов, рассматривается возможность снижения или обнуления транспортного налога для владельцев газобаллонных автомобилей.

Технику на газомоторном топливе разрабатывают и производят все основные автопроизводители российского рынка. Например, группа ГАЗ выпускается в общей сложности семь моделей автобусов, работающих на природном газе. Широкую линейку газового транспорта производит КАМАЗ. Плотно занялись газомоторным направлением на предприятиях "МАЗ".

Эксперты предрекают: природный газ в ближайшем будущем серьезно потеснит бензин и дизель. Для того, чтобы обеспечить всех желающих возможностью заправляться экономичным топливом, в России ведется строительство газомоторной инфраструктуры. Планируется, что к 2020 году в стране будет создана сеть более чем из 2000 газовых заправок. Очевидно, что с развитием заправочной сети переход на использование природного газа станет массовым.