Maete: Успешный опыт интернет-магазина продуктов в Краснодаре

Генеральный директор продуктового интернет-магазина "Maete" Алексей Корнев в интервью порталу ЮГА.ру рассказал о необычном для Краснодара бизнесе и перспективах онлайновой торговли.

Алексей, первый вопрос будет традиционным. Расскажите про новый для Кубани формат – интернет-магазин продуктов. Что это за сервис – maete.ru, как он работает?

- "Maete" – это классический интернет-магазин с привычными функциями, но работающий в сегменте розничного рынка продуктов питания. В Краснодаре до недавнего времени "чистых" продуктовых интернет-магазинов не было, и в этом смысле мы – первопроходцы. В Краснодаре работали либо службы доставки продуктов, либо оптовые магазины формата B2B, а розницы не было. При этом в Москве сегмент продуктовой интернет-розницы развивается уже примерно десять лет, и неплохо зарекомендовал себя. Это сеть магазинов "Утконос", интернет-магазин "Азбуки Вкуса", "ОноВамНаДом", и другие. За годы работы эти магазины наработали постоянных клиентов, нашли свою нишу. И вот с этой весны мы открыли аналогичный сервис в Краснодаре.
Работает все просто. На сайте все товары "разложены" по категориям каталога. Вы выбираете необходимые, оформляете заявку. Заявка поступает нам. На нашем складе мы формируем заказ, и в удобное для вас время курьер доставляет покупки прямо вам в руки.
Также в ближайшее время мы планируем открыть первую точку самовывоза. После этого покупатели, кому это будет удобней, смогут забирать свои заказы самостоятельно, экономя деньги на доставке. Если эксперимент с первой точкой самовывоза окажется удачным, мы планируем открыть еще несколько, разместив их в спальных районах города. Начнем с Юбилейного.

Раз уж речь пошла о клиентах, расскажите, пожалуйста, какую нишу для своего проекта Вы видите? Кому могут быть в первую очередь интересны услуги продуктовых интернет-магазинов?

- Давайте пойдем от обратного. Подумаем, кому наоборот, может быть не удобно пользоваться классическими супермаркетами. Во-первых, это беременные женщины и молодые мамы. У меня у самого есть годовалая дочь. Я отлично знаю, с какими сложностями сталкиваются женщины во время беременности и после родов. Когда привычные вещи, такие как поход в магазин за продуктами, становятся слишком сложными. И хорошо, когда эту обязанность можно полностью делегировать мужу. Но это не всегда получается. В моем случае, например, моя работа не оставляет мне времени ходить по магазинам. То есть, деловому человеку тоже не всегда удобны покупки в обычном магазине. И мы с женой сами с удовольствием пользуемся услугами нашего магазина.
Таким образом, мы выделили уже две целевые группы потребителей – молодые мамы и деловые люди. Третья важная категория потребителей – это жители частного сектора в пригороде. Обычно в таких районах крупных продуктовых гипермаркетов нет, а покупать товары за несколько километров не всегда возможно. При этом небольшие магазины у дома держат цены на высоком уровне. А качество товаров и ассортимент оставляют желать лучшего. Благодаря установке на рост оборотов, мы можем держать цены в нашем магазине на уровне крупных сетевых ритейлеров и постоянно увеличивать ассортимент. Уже сейчас он сопоставим со средним продуктовым супермаркетом.
Кроме того, кому-то может быть удобно заказывать продукты питания своим престарелым родителям, живущим в другом районе города и по понятным причинам ограниченным в походах по магазинам. Или, к примеру, кому-то для банкета нужно купить много товаров и просто нет времени и желания курсировать с тележкой между магазином и автомобилем. Это тоже наши потенциальные клиенты.
И, наконец, вы можете сидя в офисе за компьютером потратить немного времени и сформировать заказ на покупку. И вместо того, чтобы вечером ехать в магазин и стоять в очереди в кассу, вы можете поехать домой и уделить больше внимания своей семье. А покупку доставим мы.
А после открытия точек самовывоза процесс получения товаров еще больше ускорится и упростится. Вы сможете, выделив всего десять минут, заехать по пути домой на склад самовывоза и забрать свой заказ. Это действительно удобно!

Расскажите подробнее о ценовой политике продуктового интернет-магазина "Maete". Например, как Вам удается держать низкие цены?

- Наши цены конкурируют с ценами в известных офф-лайн гипермаркетах города. Как нам это удается? Никакого секрета здесь нет, все изобретено до нас. Во-первых, мы стараемся заключать прямые договора поставок с производителями. Сейчас мы работаем напрямую с такими компаниями, как "Вимм-Билль-Данн" (бренды "Домик в Деревне", "Кубанская Буренка", "Веселый молочник", "Агуша"), "Юнимилк" ("Простоквашино"), Холодцов, ПепсиКо, Лебедянский и другими. Во-вторых, мы устанавливаем минимальные наценки. Средняя наценка у нас составляет всего 6%, против 15-20% в магазинах у дома и 7% в сетевых гипермаркетах. А на молочную продукцию мы вообще установили наценку менее 2%.
Но чудес не бывает. Такая политика дорого нам стоит. Приходится жестко торговаться с поставщиками, которые зачастую предлагают нам цены для оптовых партий даже выше розничных. Если поставщик попадается несговорчивый – приходится отказываться от сотрудничества. Хотя чаще всего нам все же удается найти общий язык и договориться на взаимовыгодных условиях. При этом из-за низкой наценки мы и не думаем о получении в ближайшее время прибыли. Мы совершенно осознанно выбрали такую стратегию – стратегию роста в ущерб прибыли. Для нас важнее обслуживать как можно больше клиентов, не жадничая на ценах. Клиенты это понимают, и становятся постоянными покупателями. Для нас это наивысшая награда и показатель, что мы движемся в правильном направлении.

При открытии Вы запустили громкую акцию "Продукты – за полцены". Каковы были ее результаты? Как в целом реагировали краснодарцы на появление услуг продажи продуктов питания через Интернет?

- Да, действительно, мы открылись с запуска очень успешной акции "Продукты – за полцены". Как понятно из названия акции, суть ее заключалась в продаже продуктов с очень большой скидкой. Но тут мы неожиданно столкнулись с другой проблемой.
В первый же день акции заказов было так много, что мы, как ни печально это говорить, просто не справились с таким потоком. С одной стороны нас, несомненно, радовало, что краснодарцы оценили новый формат покупок. С другой – уже очень скоро мы поняли, что не сможем обслужить всех клиентов в обещанное время. А поток заказов не прекращался. Дошло до смешного. Акция должна была закончиться в полночь. И в 23:59 в течение последней минуты действия акции к нам пришло несколько заявок от людей, которые зарегистрировались еще днем. Успели же!
В результате большого количества заказов обещанную доставку приходилось сдвигать. Люди волновались, звонили. Кроме того, не все поставщики оказались добросовестными, и некоторые из них, вопреки договоренностям, не успели доставить все товары в нужное время к нам на склад.
Но на наше удивление краснодарцы с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации. Из всех заказов у нас был только один отказ. В итоге все наладилось, и мы развезли заказы всем клиентам, подавшим заявки в дни акции. Сейчас мы вошли в штатный режим работы, и заявки обрабатываются без задержек.
Бытует мнение, что краснодарцы не очень охотно воспринимают новые современные сервисы. Я с этим не согласен. Да и первые месяцы нашей работы опровергают этот обидный для горожан тезис. Люди позитивно реагируют на наши услуги, и это не может не радовать.

Какие перспективы развития проекта Вы видите? Что еще необходимо сделать?

- У нас много планов, и сделать нужно еще очень многое.
В первую очередь – это расширение ассортимента. Одно из основных конкурентных преимуществ интернет-магазина – фактически неограниченное пространство для размещения товаров и расширения ассортимента. В то время, как обычному магазину требуется увеличивать выставочные площади, что часто бывает вообще невозможным, наше расширение ограничивается только складскими площадями и внутренней логистикой. Мы постоянно находим много интересных позиций, которые мало где представлены в городе. А мы можем себе их позволить.
Второе большое направление развития – комплексное улучшение сервиса. Клиенты надеются получить заказ в указанное время, планируют свой распорядок дня соответственно. И мы просто обязаны оправдать их ожидания, не глядя ни на какое количество заказов в обработке.
Третий важный вопрос–  это снижение цен. С ростом объемов продаж поставщики дают нам все более интересные цены. А значит, при той же наценке мы можем выставить ниже цены.
Также мы планируем подключить безналичную оплату с помощью пластиковых карт и электронных денег. Не всегда бывает нужное количество наличности под рукой, да и мировая практика показывает, что "пластик" зачастую удобнее и безопаснее.
Кроме того, как и говорилось, уже скоро мы собираемся открыть точку самовывоза заказов. Для некоторых клиентов удобнее заскочить к нам на склад и забрать заказ, чем ждать курьера дома. Если услуга самовывоза будет пользоваться спросом, мы откроем еще несколько точек – постараемся охватить основные спальные районы города.

Что посмотреть в Сочи
27 апреля, 10:44
Что посмотреть в Сочи
Музей-бар, водопады, ресторан с видом на горы и еще 3 классных места
Вязкий газон в Самаре и эмоции футболистов
29 апреля, 16:01
Вязкий газон в Самаре и эмоции футболистов
Разбор матча «Краснодара» с «Крыльями Советов»