Валютный интерес

Экономический кризис серьезно повлиял на все виды кредитования в России, включая валютные. Однако теперь банки разморозили кредитные программы в валюте, правда, действуют крайне осторожно.

С помощью валютных кредитов банки расширяют свои продуктовые линейки в борьбе за клиентов. Но предпосылок для активного развития этого сегмента кредитования пока не наблюдается. Как отмечает управляющий Краснодарским филиалом ОАО "Номос-банк" Андрей Мусияченко, такие кредиты интересны менее чем 10% потенциальных заемщиков. Валютные риски по-прежнему высоки, и заемщики не успели забыть посткризисные проблемы с ранее взятыми валютными кредитами.
- Спрос на такие кредиты из-за курсовой нестабильности в период кризиса упал в разы, – комментирует директор по управленческому консалтингу АКГ "Ваш СоветникЪ" Александр Полиди. – Сейчас он несколько восстанавливается. Но сокращение разницы в процентных ставках между рублевыми и валютными кредитами снижает перспективность валютного кредитования российскими банками. Если же речь идет о кредитных заимствованиях в Европе, где процентная ставка в разы ниже, чем в России, то их востребованность в посткризисный период будет расти. Другое дело, что требования к российским заемщикам у европейских банков достаточно строги, что делает такие кредиты доступными лишь крупным, финансово устойчивым компаниям.
 
Того же мнения начальник ипотечного отдела ЖЦ "Каян" Татьяна Лапшина. По ее словам, в 2007-08 годах валютные кредиты были достаточно популярны, поскольку курс доллара падал. Однако кредиты на большие суммы заемщики все равно предпочитали оформлять в рублях. В настоящее время рынок кредитования оживает, и наблюдается устойчивый спрос именно на рублевые кредиты: потенциальные заемщики, имеющие доходы в рублях, не хотят терять на курсовой разнице.

Впрочем, некоторые заемщики придерживаются стратегии мультивалютного кредитного портфеля. Как рассказал директор филиала ОАО "МТС" на юге России Сергей Ласкавый, компания ведет целенаправленную работу по оптимизации своего кредитного портфеля и обеспечению необходимых финансовых ресурсов, чтобы использовать все возможности роста на рынке.
- Рублевые долги мы привлекаем для устранения несоответствия между валютой выручки и валютой заимствований, – продолжает Сергей Ласкавый. – Стабильная финансовая позиция позволяет нам успешно привлекать долгосрочное финансирование и рефинансировать существующие обязательства на более выгодных условиях по сроку действия и сумме обслуживания долга.
Так, эффективная работа с кредиторами и инвесторами позволила МТС за последние пару лет оптимально реструктурировать свой кредитный портфель: средняя стоимость финансирования сокращена с 11,2 до 8,4% (на конец 2010 года), а средний срок жизни кредитного портфеля увеличен с трех до пяти лет. Распределение валют в портфеле на конец года составило 70% в рублях, 30% в долларах США.

Кредитный выбор

Валютное кредитование имеет свои преимущества. В текущих экономических условиях оно пока более дешевое, чем кредиты в рублях. Процентные ставки ниже, чем у рублевых кредитов: в долларах и евро – в среднем на 2-3%, а в экзотических валютах вообще на 5-6%. По словам генерального директора филиала "Банка Сосьете Женераль Восток" (BSGV) в Ростове-на-Дону Андрея Огурцова, динамика ставок в долларах и евро в последнее время сильно зависит от кредитных программ. Например, ставки по ипотеке составляют от 8% в евро и от 9,25% в долларах. Два года назад они начинались от 13,5 и 11,5% соответственно. В целом же процесс посткризисного снижения ставок затронул в равной степени валютные и рублевые кредитные программы.

- При выборе валюты важно принимать в расчет определенные аспекты, – рассуждает директор Регионального центра "Южный" ЗАО "Райффайзенбанк" Дмитрий Шахметов. – Это цели кредитования (в какой валюте предполагаются платежи, осуществляемые за счет кредита), источники погашения кредита (в какой валюте заемщик получает выручку и есть ли привязка выручки к валюте кредита), сроки кредитования (долгосрочное кредитование на рынке, как правило, более доступно в иностранной валюте), тренды валютных курсов, динамика ставок. При этом заемщику следует помнить, что при значительном изменении курсов долговая нагрузка может значительно возрасти.
 
Подобные риски как раз и проявились во время кризиса, когда курсы доллара и евро стали расти, подтверждает Андрей Огурцов (BSGV). Например, ипотечные заемщики вынуждены были платить ежемесячный взнос не 35 тысяч рублей, а 55 тысяч только по итогам курсовой разницы.
По словам Александра Полиди ("Ваш СоветникЪ"), валютное кредитование в отличие от рублевого всегда несет в себе риск изменения валютного курса – как в сторону девальвации, так и в сторону ревальвации. В условиях фиксированного валютного курса процентная ставка по валютным кредитам достаточно привлекательна – из-за меньшей стоимости для банка валютных кредитных ресурсов. Но сейчас, когда инфляция в России стала измеряться однозначной цифрой, процентные преимущества валютных кредитов становятся меньше. Ведь риски курсовых колебаний сохраняются.

- Формально валютные риски снизились одновременно с прекращением девальвации и возобновлением роста курса рубля,
– комментирует директор краснодарской туристической компании, попросивший не называть своего имени. – Тем не менее, аналитики по-прежнему считают этот вид кредитования опасным. Разница между валютными и рублевыми ставками порой может достигать 8-9 процентных пунктов. Дороже всего займы в валюте обходятся малому бизнесу: стоимость ресурсов иногда зашкаливает за 19% годовых. При этом средний уровень ставки по ссудам в долларах и евро составляет 13% годовых, а за самые дешевые валютные кредиты некоторые банкиры просят 8-9% годовых. Что касается нашей компании, то мы такими кредитами не пользовалась и делать этого в ближайшее время не собираемся, поскольку работаем исключительно в рублевой зоне.

Готовы давать?

А вот для банков валютные риски в целом не представляют серьезной угрозы, поскольку поддаются контролю и управлению. Как считает Андрей Огурцов (BSGV), у банков основные проблемы в секторе валютного кредитования связаны с тем, что при выраженном изменении курсов доллара и евро повышается вероятность дефолтов по кредитам физлиц, особенно таким долгосрочным, как ипотека.
- Осуществляя кредитование в иностранной валюте, банк должен располагать соответствующими по срокам пассивами, номинированными в этой валюте, – отмечает Дмитрий Шахметов (Райффайзенбанк). – Главный же риск для банка заключается в том, что в ситуации резких колебаний валютных курсов долговая нагрузка на заемщиков (платежи, связанные с погашением и обслуживанием валютных кредитов) может существенно возрасти, и заемщики окажутся неспособными исполнять увеличившиеся обязательства по кредитам. Это особенно актуально для компаний, получающих выручку в валюте, отличающейся от валюты кредита, или же для тех, у кого отсутствует курсовая привязка выручки к валюте кредита.
 

Каковы требования к заемщикам валюты? По словам Андрея Огурцова (BSGV), и по валютным, и по рублевым кредитам требования идентичны. Основные условия зависят от программы кредитования, а также от финансовой платежеспособности заемщика. При этом для банка не важно, в какой валюте номинирован клиентский доход.
- Клиент прежде всего должен понимать для себя риск получения кредита в иностранной валюте, – комментирует Андрей Мусияченко (Номос-банк). – К примеру, наш банк не выдвигает особых требований к представителям малого бизнеса, которые хотят получить кредит в той или иной валюте, отличной от рублей, и не создает дополнительных барьеров. Главное – устойчивое финансовое положение заемщика.

Возможность погашать и обслуживать кредит, привлеченный в соответствующей валюте, и кредитоспособность в ней заемщика, по словам Дмитрия Шахметова, должны быть устойчивыми вне зависимости от колебаний валютного курса. Например, кредит в долларах США логично предоставлять компании, выручка которой и формируется в долларах США или привязана к долларам.
Предприятиям же с рублевой выручкой получить валютный кредит почти невозможно, – утверждают некоторые из потенциальных заемщиков. Таких заемщиков банки готовы рассматривать только на уровне допущения. В реальности шанс "рублевых" клиентов получить ссуду в иностранной валюте практически равен нулю. Исключение составляют компании-экспортеры или импортеры. Впрочем, и для импортеров существуют ограничения. Так, например, некоторые банки импортерам стараются предложить краткосрочные (около трех месяцев) кредиты, чтобы минимизировать валютный риск.

- Мы готовы давать валютные кредиты предприятиям, кредитоспособность которых в иностранной валюте для нас приемлема, – возражает Дмитрий Шахметов. – В эту категорию, прежде всего, попадают экспортеры товаров и услуг, возможно, арендодатели, у которых ставка аренды привязана к валюте, крупные финансово устойчивые компании, способные выдержать значительные курсовые колебания. Это могут быть предприятия, занимающиеся разовыми закупками иностранной техники, оборудования, технологий для собственной модернизации, или компании, регулярно приобретающие сырье и компоненты для организации производства на территории России, а могут быть и просто торговые компании, покупающие иностранные товары для их последующей перепродажи.

Ставка на валюту

Доля валютных кредитов в различных банках в среднем составляет от 10 до 50% от общего объема кредитования. Развитие этого сегмента будет определяться спросом, а также ситуацией на валютных рынках, убежден Андрей Огурцов (BSGV). Если рубль продолжит свое укрепление, а динамика курсов доллара и евро не будет напоминать американские горки, клиенты станут все чаще обращать внимание на кредитные программы в валюте.
Валютные кредиты достаточно востребованны и сейчас, утверждает Дмитрий Шахметов (Райффайзенбанк). Основными заемщиками в валюте выступают крупнейшие российские компании, ориентированные в первую очередь на экспорт. Однако доля таких кредитов едва ли кардинально изменится в ближайшее время, поскольку она определяется структурой российской экономики. Что касается банковских ставок, то и по валютным, и по рублевым кредитам они обычно формируются из двух составляющих: стоимости фондирования (иными словами, то, во что привлечение ресурсов обходится самому банку) и маржи банка, которая, по сути, является ценой риска. Учитывая же, что в течение всего 2010 года обе составляющие процентной ставки имели тенденцию к снижению, сейчас на финансовом рынке появилось некое ощущение "дна". Многие игроки не исключают небольшого роста ставок в среднесрочной перспективе.

- Любое кредитование, в том числе валютное, выгодно и интересно банку, – подводит итог директор краснодарского филиала банка "Центр-инвест" Александр Калинич. – Однако абсолютно точно предсказать курсы валют не представляется возможным ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе. Валютные кредиты востребованны прежде всего у компаний, работающих с экспортом или импортом. Для остальных организаций, не имеющих валютной выручки, кредитоваться в валюте нецелесообразно.

Полностью материал опубликован в свежем номере "Краснодарского Бизнес-журнала".
"Бизнес-журнал" – самое массовое всероссийское деловое издание, адресованное предпринимателям, управляющим собственникам компаний и топ-менеджерам. "Краснодарский "Бизнес-журнал" выпускает ООО "Издательский дом "НьюМэн".

Что посмотреть в Сочи
Сегодня, 10:44
Что посмотреть в Сочи
Музей-бар, водопады, ресторан с видом на горы и еще 3 классных места