Александр Ремезков: Бизнесу нужна презумпция невиновности

В Краснодаре прошла конференция "Актуальные вопросы взаимодействия бизнеса и власти", организованная Российским союзом промышленников и предпринимателей совместно с администрацией Краснодарского края. Основные темы и результаты этой встречи бизнеса с властью комментирует председатель краснодарского регионального отделения РСПП Александр Ремезков.

Хотелось бы поблагодарить, прежде всего, губернатора Александра Николаевича Ткачева за то, что он стал модератором  конференции, организованной Российским союзом промышленников и предпринимателей, и сделал эту встречу бизнеса и власти стала такой  результативной.

Российский союз и его краснодарское региональное отделение позиционируют себя  как катализатор контактов между бизнесом и властью, как площадка для общения, как  аккумулятор проблем и предложений предпринимателей.
И эта конференция была важна для нас как некий итог работы в нынешнем году. Чтобы выявить действительно самые актуальные вопросы взаимодействия власти и бизнеса, мы провели выездные конференции в Краснодаре, Новороссийске, Сочи, Анапе, и еще трех десятках муниципалитетов. В них приняли участие более двух тысяч руководителей крупных и малых кубанских предприятий. Так что мы имели возможность аккумулировать весь перечень предложений и проблем, высказанных бизнесом.

В большинстве своем наши предприниматели признают: Краснодарский край – регион, в котором наилучшим образом выстроено партнерство бизнеса и власти.
Нынешний кризисный год это подтвердил особенно наглядно и позволил краю получить одни из лучших в стране макроэкономические результаты. Во многом потому, что и региональные, и местные власти не заняли позицию сторонних наблюдателей. Ведется живая работа с конкретными менеджерами и собственниками предприятий, попавших в сложное положение. Власти края, на наш взгляд, способствуют цивилизованной развязке корпоративных конфликтов, помогают с кредитами, с поиском заказов и сбытом продукции. Бизнес признает: в этом году  на Кубани благодаря жесткой позиции региональных властей и прокуратуры наполовину сократилось количество внеплановых проверок малых и средних предприятий.

Но проблем, как и у всех, хватает. О взаимодействии бизнеса и власти все предприниматели говорили так: главное, не мешайте, и мы будем развиваться. Но если хотите помочь, поддержите в решении глобальных проблем.  Во-первых, это устаревшее оборудование, во-вторых, неоправданно высокие энергозатраты, в -третьих, низкая производительность труда.  Всем очевидно, что это мина замедленного действия под региональной экономикой, иобезвредить ее нужно немедленно – ведь из кризиса выходит не только Россия, но и наши зарубежные конкуренты.
Сами предприниматели в большинстве своем осознают, что по-старому работать больше нельзя. И основное условие выживания в посткризисном мире – высокая конкурентноспособность. А это значит, что сегодня нужно вкладываться в новое оборудование, технологии и формы управления.

Совершенно очевидно (и это звучало на конференции): для того, чтобы обновить экономику, нашим предпринимателям нужны  стабильные правила игры, равный доступ к кредитным ресурсам по приемлемой цене этих самых ресурсов, новые механизмы государственно-частного партнерства и реальная защита от бюрократии.
Помимо глобальных задач в Краснодарском крае, так  же как и в целом в России, самыми болезненными для бизнеса остаются проблемы получения земли, разрешений на строительство и запуск производства, подключений к сетям, сопровождения проектов. Несмотря  на большую работу по созданию на Кубани системы "одного окна" и сопровождения инвестиционных проектов, все-таки административные барьеры есть везде и на всех этапах функционирования компаний.

Что нужно делать? Общее мнение бизнеса и власти: именно сегодня, на выходе из кризиса, важно как можно скорее  ликвидировать избыточные контрольные процедуры, дать бизнесу "кислородную подушку". Сегодня как никогда важно применение открытых инвестиционных конкурсов, исключение фактов "теневого протекционизма" со стороны государственных чиновников и недобросовестной конкуренции со стороны бизнес – структур.
Ведь успехи бизнеса – это успехи всего общества, а  коррупция и барьеры – это вполне конкретные потери не только бизнеса,  но и государства, общества в целом, потери налогов, инвестиций, рабочих мест.

Еще один вопрос, звучавший на всех встречах – доступ к кредитам. Проблема  в том, что многие банки в нынешних экономических условиях боятся кредитовать реальный сектор, особенно если  заемщики не готовы обеспечить полную финансовую прозрачность, и закладывают дополнительные проценты под риски.  Чтобы выйти из финансового кризиса, нам нужно в первую очередь преодолеть тотальный кризис доверия – доверия банков к своим заемщикам, доверия крупных банков к средним региональным.   И восстановить доверие сегодня может только власть, обеспечивая гарантии и поручительства по кредитам, прежде всего малого бизнеса.
У многих сложилось мнение, что поддержка бизнеса – это раздача денег государством. На самом деле, это не так. Сами предприниматели считают, что лучшая поддержка – это надежная защита от рейдерства, создание  условий для  добросовестной конкуренции, совместная работа по финансовому оздоровлению.

Причем  выстраивать взаимодействие необходимо так, чтобы не приходилось каждую инициативу предпринимателей выносить на уровень губернатора и председателя Законодательного собрания края. Уверен, две трети проблем бизнеса можно решить на муниципальном уровне, а еще одну треть – на уровне отраслевых  краевых  департаментов. И залог успеха в этой работе – постоянный, четко выстроенный на всех уровнях  диалог предпринимателей и представителей власти как равных партнеров.

Мы предлагаем построить взаимодействие бизнеса и власти в Краснодарском крае следующим образом.
Во-первых, создать постоянно действующий бизнес-совет при главе администрации края и проводить его заседания не реже чем раз в квартал. Текущую работу совета будет курировать первый вице-губернатор.
Во-вторых, раз в месяц проводить мероприятия, которые я бы назвал "час с вице-губернатором" -  неформальные рабочие встречи за круглым столом с каждым из заместителей губернатора, который курирует то или иное направление в экономике края.
В третьих, в каждой конференции в районах края, организованной региональным отделением РСПП, должны лично участвовать руководители краевых департаментов и главы тех муниципалитетов, в которых проводится  такая встреча бизнеса и власти.
В-четвертых, руководителей постоянных комитетов и членов правления РСПП в свою очередь предлагаем включить в состав всех специальных рабочих групп и комиссий, созданных администрацией края и муниципалитетами для решения актуальных проблем в экономике.

Со своей стороны краснодарское региональное отделение РСПП организует работу интерактивного  сайта www.rsppkuban.ru. На нашем сайте любой предприниматель, имеющих выход в Интернет, может разместить  свои конкретные предложения и проблемы. Мы их проанализируем, аккумулируем и доведем напрямую до  ответственных лиц, которые принимают решения.
Кроме того, мы завершаем создание на площадке Краснодарского регионального отделения РСПП информационно-консалтингового центра. Этот центр организует мониторинг финансовой и товарной конъюнктуры региона, восполнит пробелы бизнес-образования за счет тренингов, конференций и семинаров, обеспечит информационно-аналитическое и профессиональное сопровождение программ антикризисного управления предприятиями. Предлагаем властям принять непосредственное участие в этой работе.
А бизнесменам Кубани предлагаем присоединиться к нам, войти в наш союз промышленников и  предпринимателей. Вместе нам легче быть услышанными и добиться решения своих проблем.

Безусловно, не все актуальные проблемы бизнеса можно решить на региональном уровне. Поэтому мы готовы активно подключиться к той работе по корректировке налогового и антимонопольного законодательства, которое ведет федеральное правление РСПП. Мы рассчитываем на то, что Александру Николаевичу Шохину и нашим коллегам удастся добиться того, чтобы проблема НДС была, наконец, решена, возможность различных толкований чиновниками антимонопольных законов полностью исключена, а реформа ЕСН проведена без дополнительной административной нагрузки на бизнес.   
Уверен, только отказ от избыточного применения уголовной ответственности создаст условия для восстановления доверия между государством и бизнесом. И только смена статуса налогоплательщика с "вечно подозреваемого" на "основу экономического развития" создаст условия для стабилизации бюджетной системы.