Мифы и правда о ЗАО НИПИ "ИнжГео" (Краснодар)

Краснодарский научно-исследовательский проектно-изыскательский институт "ИнжГео" – один из крупнейших институтов на территории России, занимающихся проектированием объектов нефтегазовой отрасли.

Тем не менее, у многих компания ассоциируется не столько с достижениями и участием в крупных проектах, сколько с громкими событиями 2008 года, когда происходила смена руководства компании, сопровождающаяся митингами и протестами сотрудников.

Чтобы пробиться сквозь мифы о "недоброй славе" института и узнать, как на сегодняшний день обстоят дела вЗАО НИПИ "ИнжГео", мы побеседовали с исполнительным директором  института Александром Кошелевым.

Ваш институт – одна из наиболее динамично развивающихся организаций в области проектирования и инженерных изысканий. Кто сейчас стоит во главе компании, какова внутрикорпоративная ситуация? И  чем в настоящее время занимается "ИнжГео"?


- Нашим акционером является "Газпромбанк". Генеральный директор компании – Шауро Андрей Николаевич. Он работает в институте с 2001 года, начинал с должности инженера, потом был директором по проектированию, затем – главным инженером. Поэтому никаких экстраординарных перемещений в руководстве за последние 1,5 года у нас нет. Просто со сменой акционера появились новые люди, как это обычно и бывает: в руководстве подразделениями, финансовой сфере, в бухгалтерии и т.д.

Виды деятельности института также не изменились. Мы по-прежнему  занимаемся проектированием нефтепроводов, газопроводов, нефтебаз, резервуарных парков, портовых перевалочных баз и прочим – это наша основная работа.

В отдельное направление работы выделено проектирование дорожного строительства. В последние два года, с учетом начала подготовки к Олимпиаде-2014, мы начали заниматься проектированием объектов общегражданского назначения. Это, например, олимпийский дворец для керлинга на 3000 мест в Имеретинской низменности. Кроме того, сейчас мы проектируем автомобильные дороги в Имеретинской низменности.

Институт также занимался технико-экономическим обоснованием Новороссийского транспортного узла и проектированием нефтеперевалочных комплексов в портах – причалы в Новороссийске и Туапсе, инженерные изыскание под развитие сочинского морского порта и другими.

"ИнжГео" – это  локальная кубанская компания или она работает за пределами края?

- Нет, конечно. География деятельности института – вся Российская Федерация и страны СНГ. Мы работаем в Казахстане, Узбекистане, недавно вернулись из Туркменистана, где проходил первый международный инвестиционный форум Туркменистана, планируем сотрудничать и с ними. У нас есть заказы и зарубежных компаний: мы работали для ТНК ВР, итальянской ENI, французской Total, инжиниринговой компании John Brown и других.
По важнейшему для страны объекту – нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан – мы проектировали спецморнефтепорт Козьмино в Приморском крае, который в конце сентября был запущен в эксплуатацию.
Также выиграли генподряд на проектирование конференц-центра на острове Русский на Дальнем Востоке, где запланировано проведение саммита АТЭС 2012 года.

Про конфененц-зал на острове Русский стало ведь известно совсем недавно… И уже проведен тендер?

- Нет, на самом деле тендер был еще год назад, мы уже разработали проект и сдали его в Главгосэкспертизу. Вот видите, раз Вы не знали, получается, что мы достаточно закрытая компания, но это объяснимо: ведь на рынке услуг, которые мы предоставляем, существует большая конкуренция.

Кстати, много ли вообще работы и какова реальная конкуренция в этой сфере бизнеса? Какие крупные предприятия, соизмеримые с "ИнжГео", работают на этом рынке?

- Работы много, и такие крупные институты, как мы, не могут себе позволить участвовать в маленьких проектах. Нам необходимо выполнять работы больших масштабов – у нас же около 1300 сотрудников (в Краснодаре работает 720 человек). Есть филиалы во Владивостоке, Красноярске и Москве, у института  14 дочерних зависимых обществ.

В Краснодаре помимо нашей компании работает крупный НИПИ "Газпереработка", они занимаются проектированием перерабатывающих производств, а также "Южный инженерный центр энергетики". 

На территории России есть достаточное количество подобных институтов, но рынок больших контрактов не настолько территориален, как хотелось бы. Например, в Имеретинской низменности работает институт из Омска, а мы, находясь в Краснодаре, ведем проекты в Красноярском, Хабаровском, Приморском краях, Ленинградской области и других.

А кто является вашими основными заказчиками?

- На сегодняшний день нашими самими крупными заказчиками являются "Транснефть", "Газпром", "Роснефть", ТНК-ВР и Новороссийский морской торговый порт. В прошлом основную часть заказов института (около 90%) составляли объекты "Транснефти". Во время кризиса мы поняли, что необходимо диверсифицировать пакет заказов, и начали развивать другие  направления проектирования.

 Сейчас на слуху еще один из ваших проектов – газопровод Джубга-Лазаревская-Сочи. Совсем недавно председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер объявил, что с властями Кубани подписан договор на осуществление этого проекта.

- Там мы проводили только инженерные изыскания, проектированием не занимались. Надо сказать, что у "ИнжГео" существует два основных вида деятельности, которые в некоторых проектах идут совместно, а в других могут реализовываться по отдельности. Мы можем проводить полный комплекс инженерных изысканий всех видов, передавать проектировщику документацию по изысканиям. Такой вид деятельности мы в настоящее время практикуем с газовыми институтами, принадлежащими Газпрому: "Гипроспецгаз" в Санкт-Петербурге или "Гипрогазцентр" в Нижнем Новгороде.

А вот для объектов "Транснефти" мы в основном выполняем полный комплекс работ, как проектирование, так и инженерные изыскания. Деятельность института делится условно на инвестиционные проекты и проекты технического перевооружения и капитального ремонта. Инвестиционная составляющая связана с созданием новых объектов , а  ТПР и КР  с ремонтными работами на уже существующих объектах, их реконструкцией, техническим перевооружением с переходом на новые технологии.

И изыскания, и проектирование проводим на трубопроводах "Дружба", "Восток", "Балтнефтепровод", то есть в подобных проектах мы работаем по обоим направлениям.
Занимается "ИнжГео" и самым крупным на сегодняшний день проектом "Транснефти" – расширением трубопроводной системы "Восточная Сибирь — Тихий океан" (участок протяженностью 464 км). Мы принимаем участие в его проектировании с 2006 года.

Что же касается деятельности в Краснодарском крае, то сегодня, например, уже идет строительство нового Туапсинского нефтеперерабатывающего завода. Там стоит задача расширить производство на переработку нефти до 12 млн. тонн нефти в год.
Сейчас мы проектируем для этого завода подвод нефтепровода по маршруту Лисичанск-Тихорецк-Хадыженск-Туапсе, занимаемся расширением самой нефтебазы, резервуарного парка. Также планируем делать инженерные изыскания под этот завод.
Помимо этого, в Тихорецке идет строительство Южного нефтеперерабатывающего завода, наш институт полностью занимается его проектированием, за исключением самой технологии переработки, которая была закуплена в Канаде.

В последнее время много говорится о возможности поставок нефти и газа в Китай по новым трубопроводам. В этом направлении какие-то тендеры ожидаются?

-  Отвод от системы "Восточная Сибирь – Тихий океан" на Китай уже проектируется. Принято решение и о проектировании газопроводов, есть нитки, заложенные на Китай. Конкретный ответ на этот вопрос мы ожидаем в конце этого года, варианты же прохождения трасс газопроводов есть во все стороны. Наша компания, естественно, будет участвовать во всех тендере  по таким проектам.
 
"ИнжГео" занимается также решением задач научно-технического прогресса в трубопроводном транспорте нефти, внедрением новых технологий. Чего  удалось достичь в этой области за последний год?

- У нас есть научно-технический отдел, который находится в постоянном поиске новых технических решений. В последнее время мы плотно занялись нанотехнологиями. Как раз сейчас институт подписывает соглашение с КубГУ об участии в программе по развитию нанотехнологий в РФ для того, чтобы объединить усилия в этой сфере. А так все строго специфично – существует несколько направлений нашей научно-исследовательской деятельности.

Первое связано с повышением производительности труда. Мы, как и все институты, пытаемся максимально автоматизировать производственные процессы, создаем программное обеспечение по проектированию трубопроводов, по камеральной обработке данных. Основное конкурентное преимущество, имеющееся у института – новые технологические решения.
В инженерных изысканиях – это применение методов лазерного сканирования, которые ускоряют производство работ многократно. Следом идет автоматизирование системы расшифровки данных внутри института – программы геологов, лаборатории, землеустройства… Все эти программы разрабатываются с участием сотрудников  института, есть у нас и своя группа программирования.
Мы используем и уже разработанные программы, но модифицируем, улучшаем эти технологии. Есть программные комплексы западных аналогов, достаточно проблематично создавать их нуля, легче сделать свои дополнения.

Остальные научно-исследовательские разработки  помогают нам принимать технические решения в тех или иных случаях при проектировании соответствующих сооружений.
Для выработки наиболее эффективных программ с точки зрения дальнейшей эксплуатации, удешевления стоимости строительства в институте работает научно-технический совет, состоящий из докторов наук, которые всегда принимают участие в проектировании каждого нового объекта, рассматривают имеющиеся у института решения, вырабатывают рекомендации.

Пожалуй, самый актуальный и интересный для всех проект, которым занимается "ИнжГео", связан с Олимпиадой в Сочи. У Вас на сайте уже обозначен ряд проектов, выполненных компанией для Олимпиады. Среди них не только дороги, но и ледовая арена для керлинга, ТРК "Имеретинская Ривьера", биатлонный комплекс, комплекс трамплинов. Расскажите о работе над этими проектами.

- Как мы уже говорили до этого, проектирование такого типа объектов не является основным видом деятельности института, но понимая важность такого события как Олимпиада для страны и края, мы стараемся привнести и свой вклад. На  олимпийских объектах горного кластера мы проводили инженерные изыскания под спортивными сооружениями, выполняли работы и по сооружениям Олимпийского парка.

Остальное – проектирование  трех объектов олимпийского значения.  Один из них – ледовый дворец для игры в кёрлинг на 3 тысячи посадочных мест, который успешно прошел Главгосэкспертизу. В декабре прошлого года на основании положительного заключения была подготовлена документация на строительно-монтажные работы. По нашему проекту строить дворец будет краснодарская компания "Стройинтернешнл", они уже приступили к подготовке строительной площадки.

Последний олимпийский тендер, который мы выиграли – это проектирование дорог в Имеретинской низменности, на территории Олимпийского парка. Все дороги, по которым будут ходить люди, подъезды и так далее, проектируются нашими специалистами. Уже выполнена примерно половина работы.
Также для Олимпстроя "ИнжГео" проектирует магистральный канализационный коллектор  с увеличением мощностей по олимпийским объектам, он связан и с жилыми кварталами в районе Олимпийского парка.

Обороты вашей компании – это секрет?

- Не говоря о конкретных цифрах, я могу сказать, что на конец этого года мы ожидаем валовую выручку выше, чем в прошлом году. Мы видим рост. Кризис, конечно, коснулся и нас. Но не в части прихода заказов, стало просто труднее работать. Мы построили себе новое здание, но срок сдачи его в эксплуатацию пришлось перенести, так как свободные денежные средства компании были  направлены на производственные цели.