Интернет и кризис: остров стабильности в океане проблем

Глобальный кризис постепенно добирается до самых разных отраслей экономики, полностью перемалывая одни и пока только "надкусывая" другие. Потребительский бум, вызванный ростом системы кредитования, идет на убыль, компании самого разного уровня меняют владельцев или учатся экономить, а массмедиа уже подсчитывают убытки от сокращения объемов рекламы.

На этом фоне будущее Рунета пока выглядит достаточно стабильным. Руководители интернет-компаний и рекламных агентств уверены, что от экономического кризиса российский интернет-бизнес скорее выиграет, чем проиграет. Конечно, негативных последствий не избежать, но в целом будущее видится специалистам весьма оптимистичным.

Уже понятно, что темпы роста аудитории в российском сегменте Интернета уменьшатся, ведь кризис приводит к падению доходов населения в регионах, которые и обеспечивали стабильный прирост. В то же время, те, кто уже подключен к Сети, скорее всего, будут проводить в виртуальном пространстве еще больше времени, ибо свободных денег на прочие развлечения станет меньше.
При этом перспективы отдельных ресурсов не столь радужны – те, кто не успел занять свою нишу, с большой долей вероятности исчезнут. По мнению аналитиков, это не так плохо – слабых проектов в Рунете, не сумевших завоевать популярность или научиться зарабатывать, стало слишком много.

В этой ситуации финансовую устойчивость и растущую аудиторию прочат, в первую очередь, социальным сетям и блогам – и в самые тяжелые времена люди будут искать общения. Также кризис может сыграть на руку интернет-магазинам, в первую очередь, книжным – выбор в них большой, а цены ниже офлайновых. Никто не сомневается и в успешном развитии уже сложившихся и обладающих репутацией интернет-СМИ, ведь в периоды нестабильности новости оказываются особенно востребованными.

Большинство экспертов уверены, что относительная стабильность интернет-рынка на фоне проблем, возникших у российского бизнеса в целом, приведет к увеличению объемов рекламы в Сети. Причин тому несколько.
Во-первых, компании будут относиться более внимательно к расходованию денежных средств. Распылять бюджет теперь совершенно недопустимо, а интернет-реклама с ее механизмом таргетирования позволяет дойти именно до своего клиента.
Во-вторых, рекламная кампания в Интернете, в отличие от других видов рекламы (кстати, более дорогостоящих), позволяет точно посчитать рентабельность инвестиций, что в условиях непростой ситуации в экономике может поспособствовать перетеканию денежных средств из офлайна.
В-третьих, баннерную рекламу в Интернете возможно оперативно откорректировать – в отличие, к примеру, от роликов на телевидении.
Еще одной весомой причиной является то, что "благодаря" кризису увеличился поток пользователей на информационные ресурсы – следовательно, размещать на них рекламу стало более эффективно.

Впрочем, нельзя говорить, что кризис пойдет Интернету исключительно на пользу. Если рекламные бюджеты на этот год уже определены, то как осуществлять рекламную политику в 2009-ом, многие компании точно не знают. Скорее всего, в  следующем году темпы роста объемов медийной рекламы снизятся, но не намного.
Помимо этого, Интернет может потерять часть клиентов в лице банков, автосалонов, кредитных брокеров, девелоперов, т.к. часть их проектов будет заморожена. Однако в условиях нестабильности активное интернет-присутствие может стать дополнительным сигналом для аудитории, что у компании все в порядке и с положением на рынке, и с уверенностью в будущем.

Исключительно с оптимизмом аналитики говорят о перспективах контекстной рекламы. В отличие от баннерной, она продает, а не создает имидж (что в период кризиса особенно ценно), стоит недорого, и ее эффективность легко отслеживать по статистике. Кроме того, заказчиком контекстной рекламы в основном являются представители малого и среднего бизнеса, а не банки, девелоперы и т.п.

При этом цены на интернет-рекламу, по мнению экспертов, будет расти. Это объясняется увеличением спроса у рекламодателей и ростом числа пользователей.

На территории Краснодарского края в последние годы интернет-бизнес развивается особенно активно. Мы обратились к руководству наиболее успешных проектов с просьбой рассказать, что изменилось в их бизнесе с наступлением кризиса:


Борис Мальцев, руководитель проекта Клерк.ру:
- Насколько я знаю, кризис уже затронул рекламные агентства, потому что некоторым слоям их заказчиков – брокерам, девелоперам, автомобильным компаниям – был нанесен ощутимый удар. Прогнозирую, что в ноябре последствия кризиса почувствуем и мы, профессиональные сайты, поскольку тесно сотрудничаем с агентствами. А вот в сфере прямых продаж вряд ли что-то изменится.

Михаил Лапушинский, руководитель проекта Банкир.ру:
- Тяжело будет всем, поэтому я рекомендую крепче затянуть пояса. Если сейчас еще в бизнесе все идет по инерции, то в декабре будет труднее. Первая декада 2009-го, по моему прогнозу, выдастся очень сложной. Пострадают не только  предприятия, но и их сотрудники.
Полагаю, что рост объемов интернет-рекламы уменьшится. Бизнес, прежде всего малый и средний, уделит больше внимания контекстной рекламе в ущерб медийной, поскольку она способна решать задачи продвижения. Крупные игроки также обратят свой взор в сторону контекстной рекламы.
Что касается проекта Банкир.ру, то наша посещаемость в связи с кризисом выросла в 2-3 раза. Но это не означает, что наши доходы от рекламы пропорционально увеличатся.

Роман Левицкий, совладелец рекламного интернет-агентства "Нетберри":
- Полагаю, что интернет-реклама ощутит последствия кризиса меньше, чем другие виды рекламы. Выручка отдельных сайтов должна вырасти.
С одной стороны, некоторые проекты компаниями в связи с кризисом были свернуты, часть рекламодателей стала предлагать другие услуги, изменила характер рекламных сообщений. Но в то же время, реклама в Сети самая дешевая, и для некоторых компаний является единственным доступным средством своего продвижения. Многие люди ищут новости в Рунете, в том числе и о кризисе. Интерес к информации о нем ведет к тому, что растет посещаемость сайтов, а значит, и число заказчиков.