Сувенирные страдания на курортах Кубани

На прошлой неделе мэрия Анапы провела конкурс на право торговли на улицах города во время курортного сезона. Более пятисот организаций и предпринимателей без образования юридического лица по итогам конкурса получат разрешительные документы на открытие точек мелкорозничной торговли и в ближайшее время начнут предлагать курортникам всевозможную мелочевку — купальники, очки, лакированные ракушки и небольшие булыжники с анапского пляжа, раскрашенные в немыслимые сувенирные цвета. Остальные претенденты на торговые места — всего их в городе-курорте более 1100 — пока не могут приступить к продаже курортного товара гостям города: мест на торговлю в черте города нет, а за право на участие в конкурсе нужно заплатить 30 тысяч рублей.

Конкурс на право торговать веселыми безделушками прошел далеко не в благодушной обстановке — заседание межведомственной комиссии в мэрии города, на которую пригласили предпринимателей 15 мая, проходило бурно — с выкриками в адрес президиума и угрозами выйти на улицу с плакатами. "А как же тысяча бесплатных мест для торговли, которые обещал нам Анатолий Пахомов, когда шел на выборы?" — возмущались анапчане. Предпринимателям объяснили, что обстановка со времен предвыборной кампании (с марта этого года) изменилась, в крае приняты другие решения. Поэтому количество торговых точек в городе по сравнению с прошлым годом сократилось вдовое, а за право продавать безделушки курортникам торгующему придется внести по 30 тысяч рублей с каждого торгующего. "Тридцать тысяч - нормальна сумма, в других курортных городах с торгующих берут больше", — объяснил позицию мэрии глава города Анатолий Пахомов. В неофициальных разговорах чиновники советуют не верить жалобам торговцев - за лето все расходы у владельца торговой точки якобы возмещаются многократно. Сами торгующие утверждают обратное — 30 тысяч авансом, в середине мая — запредельная сумма для семьи, которая живет выручкой от сезона до сезона.

Предприниматель Ольга Георгиевна, которая владеет несколькими точками по реализации сувениров в пригороде Анапы, утверждает, что каждая точка максимально приносит в день от 2 до 3 тысяч рублей выручки. "Наши сувениры копеечные, в Анапу едут отдыхать небогатые люди с детьми, поэтому обороты совсем небольшие", — объясняет Ольга Георгиевна. После покрытия всех расходов (закупка товара, налоги, зарплата реализаторам) владельцу бизнеса остается не более 500 рублей в самый удачный день, а в среднем прибыль не дотягивает до 300 рублей. С учетом того, что основной курортный сезон в Анапе длится три месяца (многие здравницы работают круглогодично, но в межсезонье торговать на улицах нет смысла) — легко подсчитать, что вся прибыль представителя малого бизнеса может уйти на уплату права участвовать в конкурсе.

Анапа должна приобрести новый облик, с нецивилизованными формами торговли мы должны покончить — так формулирует свою позицию глава города Анатолий Пахомов. Недаром его постановление от 26 апреля, в котором идет речь о конкурсе на право заниматься мелкорозничной торговлей, носит название "Об упорядочении сезонной мелкорозничной торговли в период курортного сезона". Анатолий Николаевич, придя на должность мэра города совсем недавно, особое внимание уделяет формированию нового облика курорта, в котором ничего не должно остаться от времен "дикого российского капитализма", когда россияне торговали на улицах кто во что горазд. В этом сезоне в Анапе должны появиться торговые точки единого образца, а реализаторы должны будут облачиться в особую курортную униформу. Накануне начала курортного сезона появилось еще одно решение — торговых точек в Анапе будет меньше ровно наполовину по сравнению с прошлым годом. По замыслу мэра, право торговать на улице курорта нужно заслужить — например, участием в программе благоустройства курорта. Плюс 30 тысяч рублей — обязательное условие для каждого участника конкурса. По этой причине победителей конкурса оказалось ровно в два раза меньше, чем претендентов на места у золотых песков — кто-то не смог собрать требуемую сумму, кто-то не попал в список по другой причине, непонятной самому бизнесмену.

Пока одни анапские бизнесмены оформляли документы, внося требуемую мэрией сумму, а другие ждали, что как-то решится вопрос с предоставлением им мест, прокуратура города усомнилась в законности самого принципа проведения конкурса. Прокурор города-курорта Анапа Александр Волошин внес протест на упомянутое постановление главы города Анатолия Пахомова "Об упорядочении сезонной мелкорозничной торговли", Постановление о конкурсе, с точки зрения прокуратуры, противоречит действующему закону и подлежит отмене. "Закон не уполномочивает органы местного самоуправления на собственное правовое регулирование в сфере торговли, а также введение дополнительных разрешительных процедур, в том числе конкурсов", — говорится в протесте. Прокурор ссылается на Указ президента РФ от 29.01.1992 г. "О свободе торговли", который предоставляет право предприятиям и гражданам осуществлять торговую деятельность с уплатой обязательных платежей и сборов, без специальных разрешений, за исключением торговли товарами, ограниченными в обороте (например, оружием). Всем остальным бизнесменам, в том числе и торгующим лакированными ракушками на набережной, если они зарегистрированы в налоговой инспекции, выходить с товаром к покупателям можно без всяких ограничений. В соответствии с п. 4 Указа "О свободе торговли" предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе из автомашин, с рук и с лотков) в местах, отведенных органами исполнительной власти, за исключением проезжей части улиц, поездов, вокзалов, и других особо оговоренных территорий.

"По смыслу этой нормы, — говорится в протесте прокурора, — органы местного самоуправления устанавливают места для торговли, не определяя круг субъектов этой деятельности и условий, при которых может осуществляться эта деятельность".
Проще говоря, право на торговлю продавать нельзя — можно упорядочить лишь порядок пользования земельными участками, предназначенными под торговлю, если речь идет о стационарной торговой точке (палатки, киоски, павильоны, торговые автоматы). Однако здесь и кроется самая серьезная проблема - участки под торговлю в установленном порядке в Анапе не выделены. По закону при предоставлении земельного участка в аренду мэрия обязана изготовить и утвердить проект границ земельного участка. Нельзя предоставлять бизнесмену участок муниципальной земли, обозначенный как "часть улицы такой-то" — к участку должна прилагаться кадастровая карта. Однако в постановлении главы Анапы "Об упорядочении мелкорозничной торговли" об оформлении земель в аренду нет ни слова.

Кроме того, по мнению прокурора, данное постановление, предоставляющее право участвовать в конкурсе только жителям Анапы, нарушает права остальных граждан РФ. "Работу по оформлению участков в аренду, если власти задумали упорядочить ситуацию с лотками и киосками, следовало начать еще зимой, — комментирует ситуацию на условиях анонимности анапский предприниматель. — Сейчас, накануне массового приезда отдыхающих, решить проблему по закону уже вряд ли получится: при затягивании ситуации с оформлением разрешений на торговлю больше всех пострадают как раз мелкие предприниматели, которые не смогут выйти на улицы со своим товаром. Время работает на мэрию: люди повозмущаются, а потом ничего не поделаешь заплатят требуемую сумму и начнут работать по новым правилам".

Протест прокуратуры Анапы, как стало известно, не был удовлетворен - постановление "Об упорядочении торговли" отменено не было, равно как и итоги конкурса "На право размещения объектов мелкорозничной торговли". У прокурора есть возможность отменить решение мэрии в суде. Но суд в России, как известно, длится долго, а сезон у моря - раз, и кончился. Поэтому малый бизнес на детском курорте сейчас пребывает в раздумьях — то ли отстаивать свои права всеми возможными способами, включая пикеты и митинг, то ли махнуть на все рукой, начать торговать по новым правилам, а убытки покроют, как водится, за счет покупателей.