Топливный рынок: взлет цен неизбежен

Лекарством от бесконечного калейдоскопа ценников на АЗС может служить лишь пересмотр налогового законодательства и развитие конкуренции.

Январь месяц, помимо бесконечных праздников, уже давно вошел в жизнь каждого россиянина как время тотального подорожания. Едва отпраздновав Рождество, мы обнаруживаем, что стоимость газа, электричества, услуг ЖКХ резко возрастает. Вслед за ними дорожают и многие другие товары. Не последнюю роль в этом круговороте цен играет рост стоимости топлива.

В сентябре прошлого года Правительство попыталось как-то обуздать эту вакханалию и, видимо, не в силах бороться с монополиями, решило "заморозить" цены на топливо. Механизм для этого был избран самый простой: нефтяные компании в добровольно-принудительном порядке взяли на себя соответствующие обязательства. Об этом перед телекамерами доложил Президенту РФ Владимиру Путину Президент "Лукойла" Вагит Алекперов.

Но, как сказал наш известный современник, в очередной раз "получилось как всегда", хотя и, видимо, "хотели как лучше". Попытку административного вмешательства в деятельность рынка Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша назвал "грубейшей ошибкой". "Цены были заморожены на максимальном уровне в период, когда уже должны были снижаться, - указал он. - В результате в январе бензин подешевел только на 1%, хотя, согласно тенденциям прошлых лет, снижение должно было составить 10%". От себя добавим, что, по данным крайстата, в нашем крае в январе стоимость бензина вообще не снизилась даже на процент и осталась на прежнем уровне. Порочность практики регулирования цен при помощи подобного рода "джентльменских соглашений" стала очевидна даже для высокопоставленных чиновников. Вице-премьер Правительства РФ Виктор Христенко, выступая перед депутатами ГосДумы, подчеркнул, что если пытаться сдерживать цены силовым методом, то вскоре "они рванут так, что их не догонишь". Между тем, по мнению экспертов, этот "рывок" не заставит себя долго ждать. В этом месяце цены на нефть подскочили на 40 процентов - с 5600 руб. до 7500-8000 руб. за тонну. Причин тому много. Одна из них – привязка налогообложения нефтяных компаний к мировым ценам. Чем дороже баррель, тем большие налоги платят нефтяники. При этом неважно, продают ли они углеводороды на экспорт или реализуют их внутри страны. Так что, благодаря нашему налоговому законодательству, ценники на российских АЗС напрямую зависят от ситуации вокруг ядерной программы Ирана, эксцентричного поведения венесуэльского Президента Уго Чавеса, роста китайской экономики или урагана "Катрина", порушившего Новый Орлеан.

В результате столь "продуманной" налоговой политики мы получили топливо, стоимость которого на 2/3 состоит из налогов. Иными словами, в январе каждый житель Кубани, покупая АИ-92, за добычу, переработку, транспортировку бензина платил лишь 6 рублей. Остальные 10 рублей 10 копеек ушли в налоги! Соотношение фантастическое. Червонец с каждого литра мы заплатили родному государству!

Напомним, что еще в 2002 году, когда цены на топливо были более-менее вменяемые, компания ЮКОС в качестве эксперимента в течение дня на АЗК города Томска продавала бензин по цене, "очищенной" от налогов. Эксперимент вызвал пробки на заправочных комплексах ЮКОСа и бурю негодования со стороны региональных антимонопольных органов. Больше никто не осмеливался так шутить с государством.

Стоит ли после этого удивляться, что в нашей "энергетической сверхдержаве" АИ-92 даже в весьма стабильном январе, как мы уже упоминали, стоил в Краснодаре 16,10 за литр, а АИ-95, по данным статистики, - 17,28 рубля. Для сравнения: в США, импортирующих более половины потребляемой нефти, недавно бурю возмущения вызвало повышение в некоторых штатах цены бензина до 0,5 доллара или 14 рублей за литр. О соотношении зарплат "у нас" и "у них", понятно, лучше умолчать.

Предстоящий рост цен в нашем крае усугубится значительным ростом потребления топлива, связанным с началом сельскохозяйственных работ, за которыми последует курортный сезон, жатва и пр.

Есть, однако, и сдерживающий фактор. Главный из них – жесткая конкуренция на региональном топливном рынке. Здесь представлены практически все "звезды первой величины" отечественной "нефтянки": "Роснефть", "ТНК-ВР", "Лукойл", "ЮКОС". Как показало время, слухи о смерти последнего оказались сильно преувеличены. Все АЗС и АЗК в крае, принадлежащие Компании, продолжают работать. Кроме того, поставленная в жесточайшие экономические и финансовые условия, Компания смогла превратить эти предпосылки полного поражения в свои конкурентные преимущества: из-за давления государственных структур она не может себе позволить даже малейшего отклонения от стандартов качества. А качественное топливо – лучшая реклама.

Помимо конкуренции, сдерживающим для роста цен фактором станет отказ Правительства от индексации акцизов. Эта мера позволит сэкономить каждому из нас примерно по рублю на литре. Она же дала основания министру экономического развития и торговли Герману Грефу смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом. По крайней мере, он сообщил журналистам, что слухи о бензине по 30 рублей уже этой весной сильно преувеличены.