Курортный рубль: только бизнес, ничего личного?

Экономических чудес в сегодняшней России вряд ли кто-нибудь ожидает всерьез, однако об инвестициях у нас по-прежнему говорят если не с трепетом, то с надеждой - вот придут на предприятие или в отрасль деньги, и все заработает по-новому, и пойдет тогда совсем другая жизнь. По объемам и динамике привлечения инвестиций в экономику региона в Москве судят об эффективности работы региональной власти: сумели сделать регион привлекательным для инвестора - значит, команда губернатора Ткачева работает эффективно, не сумели - жди оргвыводов. Не таких, конечно, как в сталинские времена за невыполнение плана хлебозаготовок, но тоже вполне реальных. По инвестиционной привлекательности Краснодарский край в последние годы не только числится безусловным лидером в ЮФО, но и входит в первую десятку регионов России. А среди приоритетных направлений в привлечении инвестиций - несомненно, курортная сфера Кубани.
По крайней мере, об этом часто говорится с высоких трибун, а в ходе выставок, в том числе и международных, призванных сформировать привлекательный имидж Кубани для иностранных инвесторов, курортам отводится особое место.

Статистические данные подтверждают высокую динамику развития отрасли: в 2004 году в крае отдохнули свыше 7 млн. человек, что на 1 млн. больше по сравнению с предыдущим годом. Общий объем услуг этой сферы превысил 21 млрд. рублей, что на 10 % больше прошлого года. Итог 2004 года - 2 млрд. 138 млн. рублей выплат в бюджет, что на 6 % выше показателей предыдущего сезона. По оценкам экспертов, в ближайшей перспективе санаторно-туристская отрасль может принести краевому бюджету до 5 млрд. рублей. Правительством РФ и Министерством экономического развития совместно с администрацией края прорабатывают возможность создания в России, в том числе и на Кубани, свободных экономических зон. В частности, в нашем крае зоны с особым режимом экономической и хозяйственной деятельности могут быть образованы в районе Сочи - это горнолыжный курорт Красная Поляна, на Таманском полуострове, а также в Туапсинском и Апшеронском районах.

На IV Международном экономическом форуме "Кубань-2005" в Сочи будет представлено 20 инвестиционных проектов, касающихся развития курортной сферы края, на общую сумму более 20 млрд. рублей. В частности, до конца года на Кубани планируется начать строительство пяти пятизвездочных гостиниц. На форуме планируется подписать соглашение с ООО "Гелиос" о строительстве в Туапсинском районе курортного комплекса стоимостью 50 млн. долларов. В разработке находится рамочное инвестиционное соглашение с фирмой "Геатон" о возведении многофункционального туристского комплекса в Сочи, в комплекс войдут пятизвездочная гостиница, яхтенная гавань, океанариум, аквапарк, спортивно-выставочный комплекс, СПА-центр и культурно - развлекательный комплекс.

Несомненно, по итогам форума будет объявлено о начале работы еще в нескольких перспективных проектах, которые порадуют собравшихся в Сочи красивыми картинками на стендах и крупными суммами вложений в экономику края. Но так ли безоблачен путь заветного инвестиционного рубля в такую вроде бы перспективную и прибыльную сферу, как курорты? Специалисты отмечают, что процесс привлечения инвестиций в санаторно-курортный комплекс Кубани идет медленнее, чем в другие сферы экономики. И вообще - средств в курорты вкладывается крайне мало, совершенно недостаточно для того, чтобы вывести курортную сферу на принципиально новый уровень.

Отчего так происходит? У региональной власти и представителей бизнеса - совершенно противоположные взгляд на ситуацию. По мнению властей, мощный теневой сектор курортного бизнеса отпугивает потенциальных инвесторов. Руководители предприятий курортной сферы, со своей стороны, в качестве основной причины, сдерживающей процесс привлечения инвестиций, называют несовершенство российского законодательства и сложность работы в курортном секторе, которая не позволяет потенциальным инвесторам рассчитывать на скорый возврат своих денег, а также коррупцию. Как водится, обе стороны имеют достаточный запас аргументов.

- Главный вопрос, который задает инвестор - когда он вернет вложенные средства, - утверждает Григорий Фомин, заместитель директора департамента комплексного развития туризма Краснодарского края. - Ответ получается абсурдным - деньги, вложенные в курорты, вернутся через сто лет.
В департаменте комплексного развития туризма Краснодарского края изучили данные налоговой отчетности предприятий санаторно-курортного комплекса и сделали вывод, что заявленная норма прибыли в среднем по отрасли не превышает 1,5 %, и это наверняка отпугнет любого потенциального инвестора.
- Любое инвестирование, кроме банковского, является рискованным, - объяснил Г. Фомин. - Инвестор предполагает, что риски должны быть вознаграждены. Если положить деньги в банк на депозитный счет, можно смело рассчитывать на 5 % годовых. Как только мы пытаемся подойти с этими критериями к инвестированию в санаторно-курортную отрасль, возникает парадоксальная ситуация: заявленная норма прибыли не превышает банковские безрисковые выплаты, предприятия санаторно-курортного комплекса якобы заведомо убыточны. Если исходить из этих данных, получается, что возвратить вложенные средства можно через 100 лет. Возникает нелепый вопрос - а зачем хозяевам предприятий санаторно-курортного комплекса вообще заниматься бизнесом, если можно продать это предприятие, а деньги положить в банк и получать гораздо большую прибыль.

Объясняется парадокс, по мнению специалистов департамента, просто и понятно - параллельно с легальным бизнесом развивается не менее мощный теневой сектор. Эксперты полагают, что на самом деле отрасль высоко рентабельна - судя по показателям лидеров отрасли, принадлежащих компаниям "Газпром" или "Лукойл", где обеспечена максимальная прозрачность, норма прибыли находится в пределах 25-30 %. Разница заявленной и скрытой прибыли уходит "в тень".
Специалисты департамента вывели предположительную схему увода средств, полученных при реализации путевок: путевку продают по цене 610 рублей некоему ИЧП, затем с прибылью 164 % реализуют турагенту в другом регионе за 1000, в результате санаторий заработал 7,6 рубля прибыли с 1 путевки, прибыль на следующем этапе - 331 рубль.
- Такое соотношение при распределении доходов - это уже повод к возбуждению уголовного дела, - утверждает Григорий Фомин, заместитель директора департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края. - Мы предлагаем новую схему взаимоотношений власти и бизнеса в курортной сфере. Необходимо изменить отношение к собственнику и управленцу: основным фактором оценки властью эффективности управленческой команды должна стать именно норма прибыли, а не то, насколько успешно руководство здравницы организует отдых или лечение.

Руководители предприятий курортной сферы Кубани признают тот факт, что инвестиционная привлекательность отрасли пока уступает строительству, сельскому хозяйству или сфере услуг. Правда, многие здравницы, традиционно считающие себя ведомственными, а затем перешедшие в собственность крупных российских компаний, имеют особый подход к проблеме привлечения инвестиций.
- Вопрос о привлечении средств со стороны не рассматривается, - сообщила начальник отдела координации санаторной работы анапского пансионата "Надежда" Альбина Вернюк. - Мы обходимся суммами, которые вкладывает наш владелец - предприятие "Сургутнефтегаз".
Это позиция большинства крупных предприятий санаторно-курортного комплекса. Обвинение в причастности к теневой экономике и попытке скрыть доходы бизнес-сообщество отвергает.
- Если в отрасль не идет капитал - власти должны прежде всего спросить у себя, в какой обстановке работает бизнес, - сообщил на условиях анонимности руководитель одного из крупных сочинских санаториев. - Мы не скрываем доходов, платим налоги, показываем рентабельность порядка 20 %. Но со стороны власти идет откровенный грубый нажим, который не укладывается ни в какие правовые рамки и сравним с рэкетом. Например, нас собирают на совещании в Краснодаре и требуют - давайте скинемся по 300 рублей с койко-места в сезон на рекламу краевых курортов в федеральных СМИ. Те, кто отказывается платить явно незаконный побор, становится объектом проверок - не успевает уехать одна комиссия, приезжает другая. Естественно, в таких условиях ни о какой прозрачной и открытой работе с инвесторами речь не может идти.

Еще одной причиной, сдерживающей привлечение инвестиций в санаторно-курортную отрасль края, эксперты называют особенности организации отдыха на Черноморском побережье, сложившиеся исторически. Предприятия, организующие отдых и оздоровление, в основном создавались в советское время, когда были совершенно иные подходы к финансированию и организации работы.
- Если мы говорим, что наша отрасль заведомо убыточна - в этом есть большая доля правды, - уверен Евгений Беликов, заместитель председателя правления ООО "Бальнеологический курорт Мацеста". - На курортах края, особенно в Сочи, десятилетиями создавалась уникальная лечебная база, аналогов которой нет в мире. Целью деятельности наших здравниц было массовое оздоровление людей, и эта концепция отразилась на организации деятельности курортов.
Одним из обязательных требований к здравнице было наличие большой территории, имитирующей природные условия леса или парка. Здания также строились с размахом. Сейчас налоги на землю и имущество, расходы на коммунальные услуги и поддержание территории съедают огромную часть прибыли.
- Я не говорю о том, что мы несем огромные убытки из-за недозагрузки в межсезонье, - утверждает Е. Беликов. - Мы не прячем доходов - у нас их действительно нет.

Бедные кубанские курорты - у них нет доходов, нет серьезных инвесторов, нет стратегии развития уникальной курортной зоны, единственного в России кусочка теплого моря. Есть огромное количество стремительно ветшающих санаториев и домов отдыха, которым не дает развиваться не то исторически сложившаяся специфика организации отдыха, не то жадность чиновников, не то нечестность хозяев. Собственно говоря, отдыхающему все равно, какой именно из факторов приводит к тому, что ему пытаются навязать заведомо некачественный отдых за огромные деньги. Отдыхающий защищается по-своему - он отдает деньги частнику, который нашел способ обустроить крошечное кафе или мини-гостиницу, вложив в кусочек земли у моря небольшие, но собственные деньги. Правда, с нынешнего года и частники ощутили на себе пристальное внимание властей. Очевидно, их тоже постараются убедить, что курортный бизнес, хоть и совсем малый - это тоже бизнес, и прибылью придется поделиться.

Киновыходные

10 фильмов, в которых знаменитых актеров невозможно узнать

«Идти вперед намеченным курсом»

Интервью с гендиректором компании «Газпром добыча Краснодар» Андреем Захаровым

Партнерский

Некубанское казачество

Как сахалинские казаки развивают традиции

Реклама на портале