"Инвестиции – путь развития России". Часть II: И упирается прямо в небосклон…

Более 2 тысяч человек посетили в этом году III Международный экономический форум "Кубань-2004". Это по-настоящему рекордное число посетителей, но дело здесь не только в количестве. Среди участников и гостей были представители крупных отечественных и зарубежных компаний, международных организаций и иностранных государств, одна только немецкая делегация насчитывала около 60 человек.

Значимость форума, которому недавно постановлением Правительства был присвоен статус ежегодного мероприятия, подчеркивалась и присутствием "первых лиц", и сделанными ими в эти дни программными заявлениями о предстоящих переменах в экономике Кубани и России в целом. В разное время здесь побывали глава Минэкономразвития Герман Греф, министр иностранных дел Сергей Лавров, полномочный представитель президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, министр транспорта России Игорь Левитин.

Значение форума будут анализировать и осмысливать еще долго , ведь в рамках "круглых столов" и двусторонних переговоров в Сочи обсуждались вопросы, решение которых может кардинально повлиять на дальнейшее экономическое развитие как Краснодарского края, так и других регионов. Но предварительные итоги подвести можно уже сейчас.

Итог первый, финансовый

Еще до начала работы "Кубань-2004" было известно, что на форуме будет представлено 200 инвестиционных проектов общей стоимостью в 6,4 млрд. долларов. Предполагалось, что итогом форума станет подписание соглашений об инвестиционной поддержке в размере приблизительно 2 млрд. долларов.
Разумеется, на суд приехавших гостей были представлены самые лучшие региональные проекты: конкурсы в преддверии форума проводились в разных городах Кубани. 22 проекта на сумму около 2 млрд. долларов относились к развитию санаторно-курортного комплекса края.

Самый громкий и перспективный среди рекреационных проектов – строительство и развитие горноклиматического туристско-спортивного комплекса и курорта "Красная поляна", который призван стать достойным соперником мировым горнолыжным центрам. Реализация проекта на разных стадиях потребует от 300 млн. до 1,5 млрд. долларов. Инвестором первого этапа строительства стал Сбербанк России, чье участие в проекте уже сейчас составляет 50 млн. долларов. Ожидается, что первая очередь проекта  будет запущена уже в следующем году, всего же, по разным оценкам, на завершение строительства уйдет 5-10 лет.
В эти дни состоялась тожественная церемония закладки первого камня будущего комплекса, на которой отметились  практически все представленные на форуме VIP-персоны. Красная Поляна на слуху уже давно, но именно этой осенью появилась реальная надежда на реализацию громкого проекта.

Столь громкий проект не затмил, однако, остальные. Только 7 октября в Дагомысе было заключено контрактов на полмиллиарда долларов. За тематическим "круглым столом", где обсуждались "Основные направления развития сельского хозяйства", была достигнута договоренность об инвестировании более 100 млн. долларов в аграрный сектор Кубани. Крупнейшие инвесторы – давние участники краевого экономического процесса: всем известные компании "Нестле-Кубань" и "Бондюэль-Кубань". 
Стоимость некоторых проектов еще не определена окончательно, однако и они заинтересовали некоторых инвесторов. Например, Московский Международный банк принял решение о вложении капитала в развитие Тихорецкого мясокомбината – основного производителя детского питания в России. ММБ планирует открытие своего филиала в Краснодарском крае в I-II кварталах 2005 года, и уже известно, что основным направлением их деятельности станет кредитование физических и юридических лиц, а наиболее интересующей отраслью экономики региона станет перерабатывающая промышленность.
Компания "Базовый элемент" всерьез заинтересовалась возможностью строительства автозаправочных комплексов, а ООО "СоюзресурсКубань" – строительством нефтеналивного терминала на мысе Железный Рог.  Каждый из этих проектов оценивается суммой в 100 млн. долларов.

Транспортное сообщение, реконструирование которого необходимо для полноценного развития практически всех отраслей региональной экономики, также будет инвестировано. Перемены к лучшему ждут сразу несколько направлений. Планируется разгрузить основные дороги края путем строительства новых трасс. Первая подобная автодорога Абинск – Кабардинка впоследствии будет платной, предоставив всем желающим возможность по умеренной цене существенно сократить время переезда к морю. Стоит упомянуть также строительство туннеля на дороге Сочи – Красная Поляна и кольцевой автодороги вокруг Сочи. Серьезную поддержку в этом области пообещало и государство. По словам Германа Грефа, из 5 млрд. рублей, которые выделены в 2005 году на модернизацию инфраструктуры в России, полтора миллиарда получит Краснодарский край. Еще один "знаковый" проект будет реализован для реконструкции аэропорта Геленджик.
Подобные договоренности как нельзя лучше подчеркивают эффективность форума.  Еще недавно Игорь Левитин отмечал недостаточность инвестирования транспортного комплекса. Теперь ожидается, что первые транспортные проекты должны послужить  реальным доказательством своей окупаемости и выгодности для своих учредителей.


Итог второй, долгосрочный (концептуальный)

В ходе форума было принято решение об учреждении Инвестиционного фонда Краснодарского края. Впрочем, этого можно было ожидать в силу того, что Кубань давно пересекла черту национального уровня привлечения капиталовложений в свою экономику.
Предпосылки выхода на мировой уровень появились тогда, когда была достигнута максимально возможная на нынешний момент прозрачность экономики и уровень поддержки инвесторов со стороны администрации. Подтверждением этого факта является повышение кредитного рейтинга края еще в сентябре этого года, международное рейтинговое агентство "Standard&Poor’s" определяет его как "ruA" (заемщик характеризуется умеренно высокой способностью своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства относительно других российских заемщиков).
В связи с этим можно вспомнить данную "Standard&Poor’s" в 2003 году оценку повышения другим независимым агентством странового инвестиционного рейтинга России на две ступени  как "преждевременное" из-за "низкой степени диверсификации российской экономики и ее высокой зависимости от мировых цен на энергоресурсы". Однако на этот раз аналитики "Standard&Poor’s" подчеркнули, что, несмотря на ряд сдерживающих моментов, регион все же выделяется хорошими финансовыми показателями, в частности, профицит бюджета вот уже три года составляет 12%. Также эксперты "S&P" отметили роль правильного выбора политики новым руководством края.

Краснодарский край явно получил статус своеобразного полигона правительства РФ – территории проверки жизнеспособности многих государственных инструментов, которые планируется в перспективе использовать для всей страны.
Так, на примере реконструкции аэропорта в курортном Геленджике планируется опробовать новую форму концессии – передачи государственного имущества в частное управление. Суть этой, как и любой концессии, заключается в передаче государством частному инвестору права использования государственных активов за оговоренный процент либо установленную фиксированную плату с предоставлением оставшейся прибыли в распоряжение частного инвестора.
На сегодняшний день одним из наиболее постоянных инвесторов остается краевая администрация, а большая доля проектов организована за счет поступлений из федерального бюджета. Это зачастую настораживает и уже упоминавшиеся экспертные агентства, и потенциальных зарубежных инвесторов. Новая концессия призвана существенно улучшить инвестиционный климат не только Кубани, но и всей страны в целом.

Кроме того, в Краснодарском крае возможно строительство особых экономических зон, которые после принятия законопроекта "Об особых экономических зонах в РФ" заменят существующие сейчас свободные экономические зоны. Для внесения закона необходимо внести некоторые поправки в различные налоговые законы и определить механизм налогового стимулирования. Еще до 2001 года на Кубани создание СЭЗ определялось как существенный шаг к развитию краевой экономики. Теперь, благодаря улучшению практически всех необходимых для создания особой экономической зоны условий в регионе вкупе с неизменным выгодным экономико-географическим положением региона, выбор площадки именно на территории Краснодарского края выглядит вполне оправданным.

Итог третий, оптимистический

Представители большинства присутствовавших на форуме компаний и коммерческих организаций при ответе на вопрос о впечатлении от  "Кубань-2004" сходились во мнении, что идея изначально заключалась в простой, хоть и крупномасштабной, встрече влиятельных людей в одном месте. Однако стоит заметить, что с каждым годом интерес к данному мероприятию и Краснодарскому краю неизменно растет, что подтверждается принятием решения об учреждении уже упоминавшегося инвестиционного фонда. Подписание более 200 контрактов на сумму более полумиллиарда долларов в конечных инвестициях действительно доказывает подлинную эффективность форума. А обсуждение первоочередных на сегодняшний день экономических вопросов пусть и не всегда приводит к определенным результатам, но, безусловно, является действенным шагом на пути к их решению.

Строго на юг

Покоряем Каверзинские водопады и заглядываем в Университетскую пещеру

Берегись автомобиля

Приметы и суеверия водителей, о которых вы могли не знать

Квартира, машина, смартфон

«Пятёрочка» снова исполняет мечты

Реклама на портале